Общественному оку закрывают веки
11 января, Политкухня
Поделиться

Гражданские активисты намерены сохранить в Карелии независимое наблюдение за выборами.

фото: © Николай Смирнов / "Столица на Онего"

В наступившем году Карелию ждут три крупные избирательные кампании – выборы в Государственную думу России, Законодательное собрание республики и городской совет Петрозаводска. Все они пройдут в единый день голосования 19 сентября по смешанной системе – половину депутатов в федеральном и региональном парламентах, а также в представительном органе местного самоуправления карельской столицы изберут по партийным спискам и половину по одномандатным избирательным округам. Учитывая то обстоятельство, что в России зарегистрировано свыше 40 политических партий, которые могут участвовать в этих выборах, можно представить, с каким количеством кандидатов – как партийных, так и самовыдвиженцев – придется столкнуться избирателям Карелии в сентябре.

Поднять явку и ограничить общественное наблюдение

Казалось бы, такое предвыборное меню свидетельствует о политической конкуренции в стране и регионе. Однако, как показывают результаты электоральных кампаний последних лет, интерес жителей республики к выборам – причем, самого разного уровня – постоянно снижается. Явка избирателей в Карелии давно опустилась ниже 50% (за исключением, пожалуй, только президентской кампании 2018 года, когда на участки для голосования в республике пришли около 57% граждан), и эту политическую апатию, во многом, можно объяснить отсутствием реальной альтернативы партии власти среди системной оппозиции. Но поскольку слишком низкая явка неизбежно вызывает вопросы о доверии избирателей к самой политической системе, нынешние выборы в Государственную Думу России пройдут в течение трех дней, и, по всей видимости, трехдневное голосование ждет жителей Карелии и на выборах в республиканский парламент. Во всяком случае, минувшей осенью депутаты от партии власти уже внесли необходимые изменения в региональное законодательство.

Трехдневные выборы, безусловно, поднимут явку избирателей и снизят эффективность общественного контроля за проведением голосования, который существенно портил Центризбиркому России общую картину электорального благополучия. Организовать трехдневное наблюдение за выборами становится для гражданских активистов, вовлеченных в этот процесс, попросту невыполнимой задачей. Особенно в ситуации, когда над всероссийским движением в защиту прав избирателей "Голос", которое является ведущим общественным объединением страны по независимому наблюдению за выборами, нависла угроза признания его "иностранным агентом". Напомню, несколько лет назад Минюст России внес ассоциацию "Голос" в реестр иноагентов, и ее активисты были вынуждены создавать одноименное движение без образования юридического лица, но ужесточившееся федеральное законодательство позволяет российским властям клеймить статусом иностранного агента даже обычных граждан.

К слову сказать, карельские законодатели не отставали от своих коллег из Госдумы. В прошлом году республиканский парламент принял поправки в региональный закон о выборах депутатов Законодательного собрания, касавшиеся наблюдения за голосованием. Согласно этим поправкам, "наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти, правом на участие в референдуме Республики Карелия". Таким образом, в наблюдении за республиканскими парламентскими выборами больше не смогут участвовать жители других регионов страны.  

На условиях джентльменского соглашения  

Замечу, что в Карелии независимое общественное наблюдение за выборами также развивалось на площадке "Голоса", и в новом году перед гражданскими активистами, участвовавшими в этом наблюдении, встал вопрос о его перспективах в предстоящие избирательные кампании. По мнению карельского политолога Олега Реута, наблюдать за выборами общественникам необходимо даже в нынешних условиях, вне зависимости от того, получит движение "Голос" статус иностранного агента или нет. Такую точку зрения разделили и те активисты, которые собрались в минувшие новогодние каникулы на первую встречу общественных наблюдателей в Петрозаводске, хотя, как признал Олег Реут, часть их соратников весьма скептически относится к дальнейшему участию в наблюдении. 

Собственно, это наблюдение можно назвать независимым условно, ведь общественникам придется выступать наблюдателями либо от партий, либо от кандидатов в депутаты. Пока свою готовность поддержать общественное наблюдение в Карелии выразили только коммунисты. По словам первого секретаря республиканского комитета КПРФ Евгения Ульянова, партия не станет оказывать давления на наблюдателей, если кто-то из них обнаружит нарушения со стороны кандидатов от КПРФ. По сути, речь идет о джентльменском соглашении между карельскими коммунистами и гражданскими активистами, участвующими в общественном наблюдении. Не исключено, что им удастся достичь такого же соглашения с другими оппозиционными партиями, но угроза конфликта интересов при таком наблюдении все равно сохраняется. 

Кроме того, гражданские активисты предложили возродить в Карелии деятельность Общественного штаба по наблюдению за выборами, который впервые был создан в республике во время президентской кампании 2018 года. Его целью была фиксация нарушений накануне и во время голосования, и, хотя результат той кампании был вполне предсказуем, члены штаба полагали, что общественное наблюдение способствует росту интереса граждан к институту выборов. Впрочем, за последние годы ситуация в стране настолько изменилась, что выборы в ней стали такой же условностью, как и независимое наблюдение.

Валерий Поташов

Обсудить (0)



В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.
Пик аномальной жары пройден
Читать далее

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение