Декабрь – это не только квартальные отчеты, ёлка и мандарины, но и горячий сезон для мошенников, которые постоянно придумывают новые схемы обмана, чтобы застать потенциальных жертв врасплох. Они примеряют на себя разные роли, от сотрудников банков и следователей до близких родственников, чтобы войти в доверие.
фото: © ПАО МТС
Под конец года злоумышленники добрались до сферы ЖКХ. Под видом сотрудников социальной защиты они предлагают фиктивные «зимние» скидки на жилищно-коммунальные услуги. Об этом рассказал директор продукта «Защитник» МТС Андрей Бийчук. Такая схема замечена по всей стране, в том числе в Республике Карелия.
Сценарий практически всегда одинаковый: сначала «информационный» звонок, в котором человеку рассказывают о введении специальных льгот. Далее предлагают пройти «идентификацию» или «привязку лицевого счета» и в этот момент запрашивают одноразовые SMS-коды. На самом деле эти коды подтверждают банковские операции, и после их ввода жертва рискует лишиться средств.
По словам эксперта, очень важно не перезванивать на незнакомые номера, так как в противном случае вы сообщаете мошенникам, что номер рабочий, и привлекаете к себе дополнительное внимание. Если вдруг абонент все же ответил на звонок, важно, как можно скорее положить трубку, а в процессе разговора ни в коем случае не сообщать свои личные данные, информацию о банковских картах и кодах из СМС.
Чтобы оградить себя от нежелательных разговоров, но при этом не пропустить важные звонки от неизвестных номеров, эксперт рекомендует пользоваться умными определителями номера, а также грамотно настроить приложение мобильного оператора, выбрав категории звонков, которые не будут блокироваться.
По данным аналитиков МТС за девять месяцев 2025 года в Карелии было заблокировано более 12,5 миллионов нежелательных звонков от спамеров и мошенников. Рекордсменом по количеству попыток дозвона стал житель Петрозаводска, с которым злоумышленники пытались связаться более 16,5 тысяч раз, но были заблокированы системой.
Эксперты также призывают петрозаводчан быть внимательными во время грядущих распродаж, когда в условиях ажиотажа можно потерять бдительность.
К традиционным схемам обмана, таким как создание поддельных сайтов популярных брендов и фишинговые рассылки, добавились новые методы. Злоумышленники используют генеративный ИИ для создания персонализированных писем и копирования кода настоящих сайтов.
В добавок к этому, стали чаще встречаться примеры мошенничества со своего рода "ложной доставкой", когда преступники выдают себя за курьеров и требуют предоставить им коды из СМС-сообщений. Эксперты напоминают, что настоящие службы доставки никогда не просят подобной информации заблаговременно.

