РЕКЛАМА
Почему умные системы для дома не могут быть бесплатными?
Сегодня Тема недели
Поделиться

За что сегодня платят собственники жилья, выбирая умные решения для своих многоквартирных домов.

фото: © ПАО Ростелеком

Домофоны, видеокамеры, шлагбаумы уже давно являются неотъемлемой частью комфортной городской среды в Петрозаводске. Но с каждым годом системы, обеспечивающие безопасность многоквартирных домов и придомовой территории, становятся умнее. Они теперь позволяют управлять доступом во двор или в подъезд, находясь в любой точке мира.

Помогают найти вандалов, разрисовавших лифт или поцарапавших автомобиль на парковке. Могут вести учет потребления коммунальных услуг и автоматически отправлять эти данные в управляющую компанию или ресурсоснабжающую организацию. И сегодня эти умные системы устанавливают не только в новостройках, но и во вторичном жилом фонде столицы Карелии.

Вот только собственники жилья, в чьи дома приходят современные технологии, не всегда понимают, из чего складывается стоимость той или иной услуги. Многие уверены, что даже умные сервисы должны быть бесплатными или, по крайне мере, очень дешевыми. «Столица на Онего» попыталась разобраться в ценообразовании услуг провайдеров на примере экосистемы продуктов «Ростелеком Ключ».

Стандартные затраты

«Умный домофон», «Комплексное видеонаблюдение», «Умный шлагбаум», «Умные счетчики», система контроля и управления доступом на объект и другие — все эти услуги сегодня доступны для строящегося жилья и «вторички». Их можно применять в комплексе или по отдельности. За новоселов всё решает застройщик. Он выбирает для будущих собственников квартир набор цифровых сервисов, которые должны значительно облегчить им жизнь. Соответственно, люди, покупая жилье, уже заплатили за услуги и оборудование провайдера, которое он там установил. Все это является общедомовым имуществом. И вполне логично, что «Ростелеком», занимавшийся всеми этапами «упаковывания» новостройки экосистемой своих продуктов — от проектирования до пуско-наладочных работ, — становится первой обслуживающей компанией дома. Компания начинает заниматься эксплуатацией системы, беря на себя заботу о ее бесперебойной работе.

«Наша платформа умных сервисов — это отечественная разработка, которая соответствует всем федеральным нормам, а оборудование абсолютно легально на территории России. Для устройств, которые мы обслуживаем — от домофонов до умных шлагбаумов, автоматически считывающих номера автомобилей жильцов и экстренных служб, требуются серьезные мощности. А размер абонентской платы для собственников жилья и зависит в первую очередь от серверной мощности, инфраструктуры, которая обрабатывает огромные объемы данных и необходима для работоспособности наших сервисов», — рассказал руководитель группы по развитию территорий карельского «Ростелекома» Дмитрий Пак.

Сервис «Комплексное видеонаблюдение», когда камеры устанавливаются не только на фасаде, но и внутри дома (в подъезде, в лифте, и во всех зонах, требующих особого внимания), позволяет жильцам иметь архив записей. Он может храниться от 3 до 60 дней. Чем длительнее срок, тем дороже услуга. С таким подходом знакомы все, кто хранит, например, большие объемы данных в «облаке». Хочешь иметь виртуальный жесткий диск, покупаешь дополнительное место на «Диске».

«Если говорить про оптимальный срок хранения, то, по моему мнению, это 30 дней. Например, поскользнулся человек во дворе, получил травму, или машину поцарапали, когда ее хозяин был в отпуске, люди начинают искать справедливости. Пока дело дойдет до момента непосредственного разбирательства с ситуацией, может пройти время. В итоге 14 дней, которые чаще выбирают наши клиенты из-за экономической составляющей, часто не хватает. А по договору, после окончания срока хранения видео с камер начинает перезаписываться. Мы бы и хотели помочь, но уже не можем», — пояснил Дмитрий Пак.

Техподдержка 24 на 7

Вторая основная статья затрат для провайдера, которая также закладывается в стоимость услуг, — это оплата работы сотрудников, которые обеспечивают техническую поддержку. Например, техподдержка «Ростелекома» работает 24 на 7. Специалисты осуществляют не только выезды по обращениям клиентов, в домах которых что-то сломалось. Они выполняют профилактические работы и круглосуточно ведут мониторинг всех систем. Если выявляется проблема, например, с работой домофона или видеонаблюдения, формируется наряд и оперативно исправляется любая ситуация.

«Бывает, что тратится несколько часов на, казалось бы, довольно простые обращения. Например, не закрывается дверь в подъезд. Специалисты выезжают, проводят диагностику, проверяют все оборудование, в том числе, с управляющей компанией. А потом выясняется, что дверная коробка была выгнута во время эксплуатации дома. У оператора все работает, а проблема не исправлена. Из-за подобных моментов — когда организован выезд мастера, когда работа мастера даже при диагностике должна оплачиваться, значительно повышается стоимость трудозатрат компании-провайдера», — поделился Дмитрий Пак.

Экономика для «вторички»

Собственники старого жилого фонда в отличие от жильцов новостроек изначально сами могут выбирать необходимые для себя сервисы для управления домом. Если для этого есть техническая возможность, провайдер в состоянии «доумнить» уже существующее в доме оборудование или установить новое. Цена вопроса для жильцов, проголосовавших на общем собрании, будет зависеть от того, кто заплатил за это оборудование. Если провайдер устанавливает, например, систему домофонии за свой счет, то она не становится общедомовым имуществом. Сервисный платеж для собственников жилья будет складываться из окупаемости.

Но если жильцы накопили средства на счете дома и сами приобрели оборудование, то их ежемесячная плата за услуги оператора будет гораздо меньше.

«Мы всегда проводим технические обследования „вторички“ и предлагаем максимально эффективное решение с экономической точки зрения, — рассказал Дмитрий Пак. — Например, стоит в доме старая домофонная сеть. Для того, чтобы ее сделать умной, необязательно менять вообще все, ее нужно просто дооборудовать. Соответственно, стоимость услуги будет другой».

Экономия на безопасности

По словам советника директора карельского «Ростелекома» Мирослава Беланова, в настоящее время абонентская плата у провайдеров не сильно различается. Порой разница составляет всего несколько рублей. К чему может привести эта копеечная экономия, никто обычно не задумывается. А зря. Так, находящиеся на обслуживании у некоторых компаний домофоны с системой распознавания лиц могут быть совсем не безопасны. И дело даже не в том, что вы испытаете дискомфорт, не сумев попасть домой, потому что система вас не узнает. Фотография человека и адрес его проживания — это персональные данные. Если эта информация хранится на незащищенном сервере, от утечки данных никто не застрахован.

«С точки зрения пользователя данной настройки, важно знать, а прошел ли оператор проверку по объектам критической инфраструктуры, имеет ли возможность обезопасить персональные данные. Ведь где эта информация хранится и куда она может в итоге попасть, неизвестно. Мы можем отвечать за работу наших сервисов: поддержка, модернизация — все это проходит на уровне федеральной сети, более того¸ используется для обслуживания государственных проектов», — отметил Мирослав Беланов.

Стандартной ситуацией в Карелии является вариант, когда провайдер заключает договор с управляющими компаниями. Соответственно, чтобы поменять цену, необходимо либо внести изменения в договор о возможности роста стоимости в одностороннем порядке, либо провести голосование по индексации цены. Большинство собственников понимают, когда проводится индексация других коммунальных ресурсов. Например, когда речь идет об электропотреблении подъезда. Домофоны тоже потребляют электричество, и за это тоже необходимо платить.

«Но пока у собственников жилья в доме и на придомовой территории все сервисы стабильно работают, они не задумываются, из чего складывается стоимость услуг. А это прежде всего плата за комфорт, безопасность и надежно защищенную инфраструктуру», — констатировал Дмитрий Пак.

В конечном итоге, цена умных систем — это не просто вопрос о ежемесячном платеже. Складываясь из стоимости высокотехнологичного оборудования, круглосуточной работы серверов, выездов мастеров, гарантий цифровой безопасности и прочих факторов, эта цифра в квитанции позволяет жителям Петрозаводска получать нечто гораздо более фундаментальное, чем услуга. Это плата за закрытие базовой потребности — чувства защищенности в собственном доме.

Автор Наталья Соколова

Реклама. ПАО Ростелеком. ИНН 7707049388

Обсудить (0) в ленту



В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.
Подписывайтесь на наш Дзен!
Подписаться

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение