Скандал в поселке Боровой Калевальского района достиг своего апогея.

Случай беспрецедентный: сразу 23 заявления об увольнении подали сотрудники Боровской средней школы — учителя, технические специалисты, даже заместитель директора. Формулировка везде одинаковая: по собственному желанию в связи с увольнением директора.
О том, как ведомственная склока в поселке Боровой Калевальского района переросла в общереспубликанский скандал, наши коллеги рассказывали месяц назад. Коротко: в августе четверо педагогов поселковой школы заявили об увольнении. Свой поступок они объяснили тем, что вынуждены были работать «…в условиях обесценивания, психологического давления, запугивания и явного проявления несправедливости» со стороны директора образовательного учреждения. Школа рисковала остаться сразу без трех учителей русского языка.
Этот случай подхватили политики и блогеры, но реакция общественности оказалась неожиданной: комментаторы в основной своей массе выражали недоумение. Ведь ни в публикациях, ни в публичных заявлениях увольняющихся не было приведено ни одного конкретного примера директорского «давления». И хотя власти Калевальского района и республиканский Минобраз вмешиваться в ситуацию практически отказались, ситуация вроде бы нормализовалась. Во-первых, выяснилось, что со скандалом уходили только трое педагогов, четвертый просто поменял работу, так сказать, планово. Но и на их место нашлись другие специалисты, никакого коллапса с преподаванием в школе не произошло.
И вот на прошлой неделе в школе стало известно, что директора власти все-таки намерены уволить, а ушедших педагогов вернуть. Основная масса коллектива высказалась категорически против такого решения, и направила соответствующие письма в районную администрацию, в Законодательное собрание и в Министерство образования РК. В обращения раскрывается истинная подоплека конфликта, и на этот раз на конкретных примерах, со свидетелями и документами. Приводим выдержки из обращения, фамилии не называем по этическим соображениям.
«Обращаются к Вам педагоги МБОУ Боровской СОШ, чтобы прояснить ситуацию, создавшуюся частью педагогов, и высказать свою точку зрения и видение сложившейся ситуации. Нам надоело молчать в ответ на нападки на директора школы О. и членов педагогического коллектива школы!
- Мы, бОльшая часть коллектива, считаем, что претензии к директору школы являются необоснованными, сводятся к сведению личных счетов. Первоисточником конфликта считаем К., которая создала антигруппу, и их руками создаёт интриги, вносящие дисбаланс в работу коллектива. В своё время…была отстранена от уроков в 9 классе, а затем и от должности заместителя директора по ВР. Этим объясняются её нападки на директора. На её место был назначен другой человек. Работа с новым заместителем директора по ВР проходит спокойно, доброжелательно по отношению к детям, последовательно, а не хаотично, как это было ранее… Тревожит то, что в эти непростые отношения эти педагоги втягивают и детей. Например, С. обсуждает с детьми поступки учителей, при детях высказывает своё негативное отношение к другим педагогам, в том числе и к некоторым классным руководителям…
К педагогам, входящим в эту антигруппу, всегда есть вопросы по поводу их отношения к детям (авторитарный стиль, дети боятся этих педагогов, об этом прямо говорили С. родители на собрании), могут также, например, С., на повышенных тонах разговаривать с родителями по поводу учёбы и поведения детей, обвиняя их в том, что они не умеют воспитывать своих детей, порой доводя родителей этим до слёз. Возникает вопрос: как может ребёнок понять материал урока, если он боится учителя?..
Интонация, с которой разговаривают эти педагоги с остальными членами коллектива, оставляет желать лучшего. В чате классных руководителей эти педагоги могут позволить себе ставить под сомнение работу классных руководителей, обвиняя их в том, что они не умеют работать с детьми. Обсуждают, за что другие получают свою зарплату. Указывают, что обязан делать каждый учитель и администрация в том числе. Заместителю директора по воспитательной работе в первые же месяцы работы на методическом объединении классных руководителей в приказном тоне было сказано, что «директора слушать не надо, а нас надо». То есть мы наблюдаем полное отсутствие субординации, педагогической этики…
— Мы устали от этих сбросов в учительский чат истеричных слов (после мероприятия, например, С. может подойти к администрации и сказать: «Позор!» ‚ то есть обесценивает чужую работу при коллегах и при детях). С нашей стороны такого нет, мы вынуждены дистанцироваться, так как их всплески настолько непредсказуемы, что не знаем, когда и за что нам «прилетит». При всём при этом во внимание не берутся педагоги более старшего возраста, день недели, количество присутствующих. В одной из своих реплик С. написала о «сложнейшей ситуации» в школе. Так вот: эту ситуацию создают они сами на протяжении 2 лет с того момента, когда была освобождена от должности К. Мы работаем, выполняем свой функционал, всегда готовы к диалогу… Позиция большинства педагогических работников такова: если встанет вопрос о снятии О. с должности директора школы, мы оставляем за собой право создать общественный резонанс.
Поводы для скандала уволившиеся учителя подкидывают и после ухода. К примеру, такой пост выложила она из них:
А вот как видят эту конкретную ситуацию другие педагоги.
— Завучи в день их увольнения были на работе, есть видео, время прихода и ухода видно, — объясняет нам одна из учителей. — ИО — это замдиректора по безопасности, делал с завхозом в этот день крыльцо на кухню (развалилось, денег в бюджете нет, своими силами делали к учебному году). Увольняющиеся ждали, что их будут уговаривать всей администрацией остаться, а пришел только человек, которого они считают ниже себя по статусу. Сами к завучам они идти не захотели, расстояние до кабинета завучей от кабинета директора около 5-7 метров…Сегодня авторы коллективного обращения констатируют: начальство их слышать не желает. Похоже, чиновники и не планировали разбираться в первопричинах конфликта, хотя сделать это нужно было еще летом. Как только скандал стал достоянием гласности, детский омбудсмен Карелии Геннадий Сараев предложил районным властям принять меры:
— В связи с появлением серии публикаций в социальных сетях и региональных медиаресурсах информации о наличии длительного межличностного конфликта в педагогическом коллективе МБОУ «Боровская СОШ» прошу Вас подготовить и провести заседание муниципальной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по всестороннему и объективному рассмотрению причин конфликтной ситуации и минимизации рисков для образовательного процесса в целях соблюдения прав детей на образование.
В связи с необходимостью подготовки школы к новому учебному году проведение КДН и ЗП прошу организовать до 26.08.2025».
Впоследствии ни о каком заседании КДН ни Уполномоченному, ни учителям не сообщали. Ситуация не «рассосалась», а только усугубилась, когда в конфликт начали втягивать учеников.
— Считаю происходящее грубейшим нарушением прав детей и нарушением закона об образовании, поскольку воспитательные моменты, которые сегодня демонстрируют в этой школе, формируют деструктивные модели поведения у детей, — комментирует Геннадий Сараев. — Мало того, что идут конфликты взрослых и использование детей в этих конфликтах. Вдобавок к этому дети учатся очень контрпродуктивному способу общения и решения проблем. Учителя демонстрируют жесткое разобщение и борьбу за свои мелкие интересы. Те методы и способы, которые используются, это реальная угроза для детей. На сегодня положение таково. Сейчас действующий директор в отпуске, но ее участь, похоже, решена. Это вынудило педагогический коллектив пойти на крайние меры: 23 работника школы написали заявления об уходе и поставили об этом в известность власти.
— Намерения наши серьезны, так как бОльшую часть коллектива по-прежнему не слышат, — говорят они.Теперь вопрос: если увольнение троих учителей вызвало такую нервозность в профильном министерстве и в коридорах калевальской мэрии, то почему аналогичное намерение двадцати трех человек никого не беспокоит?
Мы следим за развитием ситуации.
Автор: Максим Берштейн