«Вниз»: психологический триллер с Егором Кридом и «Москвой-Сити» играет на нервах
Сегодня Кинотетрис
Поделиться

И делает это безжалостно.

фото: © Кинотетрис

В широкий прокат 4 сентября вышел психологический триллер «Вниз» (18+). Уже из афиши ясно — центральный акт драмы разыграется в повисшем над Москвой лифте. Однако удивит кинопремьера не только игрой на нервах тех, кто боится замкнутых пространств и верхних этажей.

Самый важный день

Молодожёны Антон (Егор Крид) и Марина (Анфиса Чёрных) счастливы вместе и довольны собой. Они наслаждаются московскими декорациями, друг другом и, конечно, необремененностью родственными связями. Очевидно, обитающие в «Москве-Сити» родители невесты в отношениях с дочкой руководствуются принципом «чем бы дитя ни тешилось». Что до жениха, то предков он наверняка удачно нейтрализовал, сославшись, например, на плотный график. Короче говоря: о, это сладкое слово — свобода, понимаемая как предоставленность самим себе.

Предсвадебную суету Антон и Марина тщательно фиксируют на цифровую пленку. Непрестанная возня брачующихся с телефонной камерой, конечно, добавляет динамики в кадре, но популярный нынче кинематографический приём скорее призван отразить правду жизни. Нет, речь не о бесповоротно победившем нарциссизме и даже не о досадных пустотах и паузах, заполнить которые должен если не тамада, то видеосъёмка. Дело в минимуме приличий: на свадьбу родителей не звали — так пусть хотя бы поприсутствуют виртуально и почувствуют себя причастными. Так наивно полагают дети, а взрослые просто не хотят засвидетельствовать игру, а не брак. Нет свидетелей — значит, и не было ничего. Легко заключить — легко расторгнуть.

Но вот зато просмотр лёгким точно не будет. Нехорошее предчувствие о серьёзности предстоящего разговора закрадывается ещё в прологе, когда гротескного вида бракозаключительница и уполномоченная на то самим государством восседает на фоне пресловутых Мальдив, пейзаж которых недвусмысленно напоминает триколор. Белёсое небо, синее море и красноватый песок с пальмами вместо двуглавого орла — литовцу по происхождению Марюсу Вайсбергу, снявшему «Вниз», не откажешь как в сочувственности его литовского взгляда, так и во владении киноязыком. Потому что когда у вас только нефтедоллары и Мальдивы на уме, вам остаётся только посочувствовать.

Псих да не псих

Недобрые предчувствия начнут сбываться, когда Антон и Марина прибудут к основному месту действия — в наружный лифт «Москвы-Сити», башня «Вечность». Небоскрёба с таким названием не существует, но это тот случай, когда художественный вымысел оказывается правдивее самой жизни. Он мог бы вполне существовать, но в этом большом человеческом коллайдере люди и так разгоняются до скоростей света, генерируя токи сверхвысокого напряжения. И без вечности тяжко.

Вечеринка начнется, когда к молодожёнам присоединится третий пассажир — «можно просто Виктор» (Игорь Миркурбанов). Главного и единственного антагониста «Вниз», его уже успели окрестить то ли инфернальным, то ли зловещим психопатом с биполярным расстройством. Но, надо полагать, перечисленные клише призваны просто расширить аудиторию. В жизни же герой Миркурбанова — один из тех типажей, что встречаются в «Москве-Сити». Строительный бизнес, специализация по премиум-лифтам, год 2025-й — могут себе позволить вместо пиджака и галстука свисающую кожанку и нестриженные космы. Публика, не то чтобы эпатирующая внешним видом, а скорее плюющая на него.

Демоничность у натуры внезапно явившегося пассажира, однако, присутствует, но она другого рода — свойственная человеку у последней черты. Владеть строительным бизнесом в премиум-сегменте и быть на грани — сочетание жуткое. Неудивительно, что милашек-молодожёнов Виктор срисовывает сразу. Да и маргинальность любого рода — что психологическая, что социальная — расширяет спектр видимого диапазона. Потому что со стороны виднее.

Экзекуцию он, конечно, устроит — это ясно уже из анонса фильма, и разыграна она будет безжалостно и безупречно. Кто сталкивался, тот знает: игру в хорошего и плохого копа ведут не только в райотделе или в высоких кабинетах, но и в тёмном переулке. Просто когда преступник один, ему приходится отыгрывать обе роли разом, упражняясь в искусстве перевоплощения и переходя от одной ипостаси к другой. Впрочем, тем, кому слишком сложно, могут прикрыться терминологией. Псих, мол, с биполярным расстройством.

Судите сами

Вайсберг во «Вниз» постоянно и почти навязчиво цитирует одну из самых узнаваемых сцен мирового кинематографа — финальный кадр из «Бойцовского клуба». Смысл он, конечно, выворачивает наизнанку, но делает это скорее себе во вред. По замаху его заявки сразу понимаешь — жаль, что фильм снял не виртуоз тревожного жанра Ларс фон Триер и не мастер социальной отечественной драмы Юрий Быков. Хороший бы вышел дуэт, отвечай один за устрашающую, а другой за драматическую составляющую. Отправили бы в нокаут зрителя точно.

Время выхода любого кино — всегда результат точного расчета. Вот и в случае «Вниз» его создатели однозначно не просчитались. Триллер Вайсберга — удачная картина, чтобы дать старт осеннему марафону серьёзного кино. Слегка наигранный смех на московской премьере и кривотолки насчёт «снимали психодраму, а вышла комедия» лишь подтверждают выдвинутый тезис. Градус серьёзности и серьёзность предъявленных Вайсбергом обвинений готовы выдержать не все.

Да, защитная реакция, как она есть. Но кино снято, а слово сказано, и от сказанного слова деланная улыбка отмахнуться не поможет. Придется выслушать сторону обвинения до конца — как и прослушать ответный лепет обвиняемых. Открыто встать на сторону защиты вряд ли кто решится, а вот в числе сочувствующих (глубоко в душе) наверняка недостатка не будет. Приговор в любом случае за судом присяжных. Благо, искусство кино позволяет собраться таковому в каждом кинозале страны.

В кино ходил Антон Соловьев

Увидеть все кинопремьеры недели на широком экране можно в спокойной и теплой атмосфере «Дома культуры» в «Тетрисе». Все киносеансы здесь dkkino.ru/afisha/ по 300 рублей. С расписанием можно ознакомиться на сайте «Дома культуры» dkkino.ru/afisha/.

Реклама. ООО «Дом культуры» ИНН 1000001905. 

Продолжительность: 100 минут.
Год выпуска: 2025.
Дата выхода: 4 сентября 2025 года.
Режиссер: Марюс Вайсберг.
Сценарий: Марюс Вайсберг. Роли: Егор Крид, Анфиса Черных, Игорь Миркурбанов, Юлия Мельникова, Степан Рюмкин.

Обсудить (0) в ленту



В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение