И почему интернет-мем стал киногероем.

В отечественный кинопрокат 20 марта вышла комедия «Ждун» (6+), центральный персонаж которой прочно обосновался в перечне нематериальных объектов культурного наследия российского интернета. По сюжету кинофильма он как Лунтик — прилетел из космоса, но по сути Ждун — сигнал согражданам, поступивший почти что из администрации президента. Почему — объясняет «Столица на Онего».
Жизненный сюжет
Семья Михаила и Светланы Семёновых (Виктор Хориняк и Юлия Александрова) счастливо проживает в причерноморском Абрау-Дюрсо. У цветущих, как залитые солнцем окрестности краснодарского посёлка, родителей растут двое детей — любознательный Никита (Андрей Андреев) и инициативная Катя (Маргарита Силаева). Сочетание таких качеств уже само по себе не сулит ничего хорошего, и действительно — как пресловутое чеховское ружье, они выстреливают. Спусковым крючком служит астрономическое событие метеоритного дождя, во время которого в окрестные виноградники падает чересчур крупный «метеорит».
На место происшествия спешат Никита и Катя — первый как будущий астроном, а вторая как уже практикующий телерепортер. Выясняется, что из разбившегося космического корыта вылупился тот самый Ждун. Его летающая тарелка попала под метеоритный поток и разбилась о Землю.
Вообще говоря, сюжет, жителям Карелии хорошо знакомый. В 2011 году в студию одного известного телеканала пришла петрозаводская пенсионерка Марфа Егоровна и сделала сенсационное заявление. Как оказалось, она уже два года хранит в холодильнике своей хрущевки охлажденный труп пилота НЛО — инопланетянина! Гуманоида она обнаружила на даче в деревне Машезеро. Незадолго до обнаружения пенсионерка услышала страшный грохот, а на месте нашла груду покореженного металла. О межпланетном происшествии тогда написали крупнейшие мировые СМИ. В частности, «мисс Егоровна» стала героем репортажа The Daily Mail.
И сюжетные параллели
Дальнейшие линии обоих сюжетов тоже пересекаются. Так, инопланетный Ждун рад бы запросить помощи из дома, но до его планеты пять световых лет. Пять туда, пять обратно — он хоть и Ждун, но не до такой же степени. Поэтому за починку его корабля берутся Никита и Катя, а пока что они решают приютить космического гостя дома. Так же поступила и пенсионерка Марфа Егоровна. Вместе со своим дедом Кузьмой Абрамовичем она перетащила пришельца в свой жигулёнок и транспортировала в Петрозаводск. На даче не было холодильника, а гостю из космоса было жарко.
Но, как выяснилось, Марфа Егоровна спасала пришельца не только от жары. По словам женщины, на месте падения работали люди в химзащите и граждане в костюмах; газета The Daily Mail сообщила о произошедшей позже конфискации инопланетянина властями. Никите и Кате тоже пришлось заниматься укрывательством — только спасать жителя иных миров они вынуждены от местного хайтек-предпринимателя. Тот, как пришелец из девяносто пятого года, ездит на тонированных гелендвагенах. Правда, старорежимную стилистику ему удается сочетать с любовью к инновациям. Впрочем, она ему положена по должности: он возглавляет корпорацию, которую создатели фильма окрестили крайне остроумно. Способен хайтек-предприниматель, как водится, только на очковтирательство, а манна небесная в виде доступа к инопланетной летательной технологии дает шанс сделаться всероссийским Илоном Маском. Поэтому он и похищает космического героя.
Надо действовать, но поначалу семья Никиты и Кати не горит энтузиазмов начать спасательную операцию. Тогда Никита выступит с мотивационной речью, апеллируя к традиционным ценностям. Ход сработает, и неповоротливая, как государственная машина, ячейка общества придет в движение. Правда, антураж у героев не вполне традиционный. Кудрявый Никита напоминает маленького Трубадура из «Бременских музыкантов», его нервная мама то и дело расплывается в нарциссической улыбке, а дед Никиты носит шапку-плевок, как сантехники из рекламы «Авито». Не хватает только бабули с рюкзаком за спиной и электросамокатом. Ничего не поделаешь, таково на сегодня коллективное наше бессознательное.
Кто здесь Ждун
Ждун, очевидно, символизирует микс деревянного фатализма и тихого внутреннего оптимизма. Наверху разберутся, там лучше знают, им виднее — таковы слагаемые необъяснимой веры в вышестоящие силы, которые нашли воплощение в неподвижности фигуры интернет-мемасика и невозмутимости его характера. Со мной такого произойти не может, уверен Ждун. Если пить и курить — то нет, инсульта в шестьдесят лет не будет и рака тоже. А медицинская статистика — так они всё врут. И вообще, кто понял жизнь, тот не спешит. А сидит и ждёт.
Сидит и ждёт: в краткосрочной перспективе — конца рабочего дня и выходных, в среднесрочной — отпуска, в долгосрочной — пенсии. Сменить работу или профессию — это шок-контент и призывы к нарушению конституционного строя жизни. Вера не позволяет. И если Ждун смутно догадывается, что повышение зарплаты, высокая пенсия и ещё одна субсидия на развитие бизнеса не приплывут, то он заказывает очередную безделушку на «Озон». Чтобы было чего ждать. Когда она придет в пункт выдачи, тогда-то и заживем, а пока что мимо проплывает его жизнь и к берегу прибивает её труп. Впрочем, его и это не смущает.
Такой сигнал российскому обществу при помощи фигуры Ждуна отправляется не впервые. Впервые его отправил в романе «Ультранормальность» Натан Дубовицкий, который предположительно не кто иной, как Владислав Сурков. В недавнем прошлом помощник президента и первый заместитель руководителя администрации президента, в частности. Правда, в киноверсии авторы фильма делают это куда осторожнее. Всё-таки семейная комедия — это продукт массового спроса.
Продолжительность: 91 минута. Год выпуска: 2025. Дата выхода: 20 марта 2025 года. Режиссер: Дмитрий Суворов. Сценарий: Наталья Милявская, Дмитрий Суворов, Василий Ровенский. Роли: Виктор Хориняк, Юлия Александрова, Андрей Андреев, Маргарита Силаева, Владислав Ветров, Никита Тарасов.
В кино ходил Антон Соловьев