В Карельском региональном операторе (входит в Группу ЭкоЛайн) рассчитывают, что нововведения найдут поддержку у жителей Карелии
С конца марта в Петрозаводске заработала промышленная сортировка бытовых отходов и было установлено около 500 жёлтых контейнеров под вторсырьё. До конца года в Карелии будут установлены ещё 700 специализированных баков в городе и 1350 в восьми районах республики. Насколько успешной окажется реформа по обращению с ТКО не в последнюю очередь зависит от жителей Карелии.
От меня зависит всё
Итоги первых трёх месяцев, прошедших с установки первых спецконтейнеров под вторсырьё, внушают осторожный оптимизм. Как рассказывает заместитель генерального директора Группы ЭкоЛайн Елена Вишнякова, в Петрозаводске высок процент горожан, ответственно относящихся к утилизации отходов и внимательных к вопросам экологии. Такой вывод специалисты компании делают как на основе уже приобретенного опыта работы, так и по действующим в городе проектам в области сортировки отходов. К примеру, популярностью среди петрозаводчан пользуется тот же «Сбормобиль» и инициатива по сбору упаковки Tetra Pak, в апреле внимание горожан привлекла акция по сбору электролома от Карельского экологического оператора, а также активное испольование новых желтых контейнеров для вторсырья.
Тем не менее специалисты компании исходят из того, что разделять мусор готовы далеко не все петрозаводчане. Как показывает анализ содержимого жёлтых контейнеров, так называемые ошибочные вбросы составляют 35% от общего объёма. Засоры не только прибавляют работы на сортировочной линии, но и могут сделать вторсырьё непригодным для переработки. Те же жидкие и органические отходы способны испортить чувствительные фракции вроде бумаги или картона.
Другая проблема – с так называемыми серыми возчиками. Зачастую они предлагают вывоз строительных отходов по минимальной цене, в лучшем случае сваливая мусор на соседней площадке за углом, в худшем – вывозя в ближайший лесопарк. В качестве временной меры КЭО установил в Республике 60 ёмкостей для крупногабаритных отходов, а вот строительные туда складывать нельзя, их должен вывезти либо сам собственник строительных отходов, либо балансосодержатель контейнерных площадок – то есть либо городская администрация, либо управляющие компании. КЭО пытается урегулировать вопрос с теми и другими, но внести свой вклад в его решение может и каждый петрозаводчанин.
– По-хорошему компания-перевозчик должна показать договор с полигоном, на который он повезет строительные отходы, а житель – задаться вопросом: а что дальше будет с отходами? – говорит Елена Вишнякова.
Вопросы переработки
На ход реформы по обращению с твердыми коммунальными отходами влияет и ряд других факторов. Если в московском регионе комплексы по переработке вторсырья находятся в радиусе до ста километров от столицы, то из Петрозаводска те же шины приходится везти за тысячу вёрст. В результате стоимость логистики оказывается выше стоимости вторсырья, тем самым превращая его в убыточный продукт. В поисках переработчиков мусора, расположенных ближе, Группа ЭкоЛайн обратилась в компанию «Российский экологический оператор». Правда, ситуация осложняется тем, что в последнее время многие переработчики потеряли заказы на продукцию из вторсырья. Однако положение не безвыходное. Так, компания ведёт переговоры с петрозаводским предприятием, специализирующемся на измельчении автомобильных покрышек. Если они увенчаются успехом, то стоимость транспортировки удастся значительно сократить. Одно дело с покрышками возить воздух, другое – плотную фракцию раскрошенной резины.
Кардинально ситуация изменится с постройкой в Карелии комплекса по переработке отходов. Проектом предусмотрено, что номенклатура переработанных отходов будет насчитывать максимальное число компонентов. На КПО Группы ЭкоЛайн отбирается 43 компонента. Такого показателя удалось достичь только в Москве и Московской области – обычно же региональные операторы останавливаются на 10-15 компонентах. Если говорить о пропорциях, то органика в зависимости от сезона составляет от 30% до 50% общего объёма, а 10-15% - вторсырьё. На захоронение пока планируется только неперерабатываемый пластик, который составляет 25% от массы отходов без органики. То есть в целом под захоронение пойдет менее 30% от общего объёма, в то время как национальным проектом «Экология» предусмотрено сокращение захораниваемых отходов только вдвое.
Столь глубокой переработки Группа Эколайн достигает за счёт пяти видов сепараторов. К примеру, оптический сепаратор отличает любой пластик и дифференцирует его по видам, магнитный – отбирать железо вплоть до пробок от пивных бутылок, а вихретоковый – собирает металлы и жесть, включая алюминий. Правда, прежде чем попасть под прицел сепараторов, поступившая масса отходов должна пройти предварительный этап сортировки и попасть в грохот для отсева органической фракции. Та сначала транспортируется в цех компостирования и уже через 21 день превращается в технический грунт, пригодный для дорожного строительства и пересыпки полигонов.
География расширяется
Пока что на сортировочной линии в Петрозаводске отходы разделяют на 23 компонента. Все они затем проходят через пресс и кипуются, а затем отправляются на переработку. Столь широкая для начального этапа номенклатура принимаемого вторсырья установлена опять-таки благодаря внимательности жителей Петрозаводска к вопросам экологии. Так, если та же упаковка Tetra Pak собиралась силами волонтёров, и отправлялась в Санкт-Петербург, то теперь она принимается и КЭО. В целом наиболее собираемым вторсырьем стала макулатура и картон – с 1 апреля собрано 33 тонны и 23 тонны соответственно. Третье место занимают ПЭТ-бутылки – за тот же период отгружено уже 17,5 тонн.
Что до установки жёлтых контейнеров, с которых на сортировочную линию поступают собранные отходы, то она продолжится. Как рассказала руководитель пресс-служб региональных операторов Группы ЭкоЛайн Мария Штомпиль, вдобавок к уже установленным 500 контейнерам в Петрозаводске должны появиться ещё 700. Места их расстановки предложены на основе проведенной аналитики и исходя из высокой и правильной наполняемости уже установленных контейнеров, а также обращений жителей, однако окончательное решение остается за городской администрацией.
Как сообщили «Столице на Онего» в региональном минприроды, закупка новых желтых контейнеров стала возможной благодаря выделению субсидии из федерального бюджета Минприроды Карелии в конце прошлого года. Ведомство закупило 2500 контейнеров, которые позволили петрозаводчанам приступить к масштабной сортировке отходов.
Кроме того, жёлтые контейнеры будут установлены в восьми районах республики – Прионежском, Сортавальском, Пряжинском, Питкярантском, Лахденпохском, Кондопожском, Суоярвском и Медвежьегорском. К примеру, в Прионежском районе появится 68 спецбаков, а в Медвежьегорском – 275. Дело только за передачей на баланс и собственно расстановкой. Как только региональный оператор получит реестры, он проинформирует о графике и приступит к вывозу.
Антон Соловьев