Как и любой хороший фольклор, она будет интересна детям и взрослым.
В широкий прокат 12 декабря вышла сказочная история «Баба Яга спасает Новый год», ставшая продолжением семейной комедии прошлого года «Баба Яга спасает мир». Тогда первая часть дилогии о главной героине русских сказок собрала в национальном прокате больше полумиллиарда рублей, став одним из самых кассовых фильмов года. Теперь благодаря точному попаданию в злобу дня предновогодний сиквел обещает побить прошлогодний рекорд.
Крупным планом
Центральные улицы российских городов в середине декабря погружаются в сказку, и теперь за рождественским настроением уже не надо лететь в Баден-Баден или ехать в Суоми — достаточно сесть на метро или на худой конец купить билет на «Ласточку». Однако тот факт, что центр притяжения сместился, многим может не понравиться. В частности, Снежной королеве. Она материализуется на московских улицах, чтобы отменить Новый год, а заодно и построить новый мир. Точнее — заморозить старый. Так, чтобы уже никто не нарушал мёртвенного спокойствия.
На фоне наклевывающихся потрясений крупным планом в фильме — обычная московская, но не совсем обычная российская семья. Мама — точно актуальной, но не определенной профессии; нечто, связанное с социальным стартапом или как минимум человекоцентричными технологиями. Папа — в первоначальной версии наверняка был девопс-инженером или дата-сайентистом, но потом создатели ленты сократили его до учёного-физика. Кино ведь не только в Москве смотреть будут.
Олицетворяя мужское и женское начало в дидактике, родители ведут борьбу за ум подрастающего сынишки Юры. Как и положено учёному, папа хочет запрограммировать мальчика на кропотливый труд и достижение результата. Мама, напротив, желает привить ребенку веру в чудо, попутно, правда, развив фантазию и воображение. В итоге должна родиться гармонически развитая личность, но на паузу педагогические прения сторон ставит незапланированная телепортация Юры в сказочный мир.
Синтез всего со всем
Установка на всеобщую цифровизацию сквозит не только в семье мальчика Юры, но и на московских улицах. Так, в предновогодней суете здесь зазывают на спектакль, поставленный искусственным интеллектом. Папа Юры чуть подивиться, но всё равно одобрит, однако его главная забота — заранее разочаровать Сеню во всех чудесах. Счёт за наивную веру в науку не заставит себя ждать и скоро будет предъявлен, превратив папу в самовар, а Юру отправив в царство Снежной королевы. Границы научного познания будут обозначены вполне четко.
В сказочном измерении фильма его создатели умело синтезируют сказки о Деде Морозе и Снежной королеве, на выходе получая притчу о расщеплении мира на добро и зло в начале времен. Никто не запрещал отступать от канонических образцов и творить продолжение сказок, а поэтому здесь появляются новые, доселе невиданные герои на подхвате у Деда Мороза. Узнаваемость сказочных персонажей точно не страдает, а обыгрывание сюжетных линий и введений новых героев расширяют представления юных зрителей о сказочной действительности. Классика педагогической методы, в общем-то.
От назойливой современности никуда не деться, и человекоцентричной маме приходится вплетать в импровизированный рассказ о похождениях сказочных героев лексику маркетологов и коучей. Дед Мороз, оказывается, дарит не только подарки, но и положительные эмоции. Даёт о себе знать современность и скатерти-самобранке, доставляющей бургер с колой и картошкой-фри. Впрочем, навязчивые приметы времени и предметы быта фильм легко обыгрывает, вливая национальное вино в импортные мехи. Скатерть-самобранка вместо бургера с колой потчует курицей с кашей — правда что без киселя.
Отменить и обездвижить
В каждой сказке есть доля сказки, и «Баба Яга» служит очередным тому подтверждением. Когда Снежная королева из сказочного измерения сходит на улицы Москвы, москвичи вдруг начинают ссориться и трепать друг друга за волосы. Снять социальную напряженность отпущено представителю власти в лице капитана полиции, но первым снежный паралич поражает именно его. Серьёзная и совсем не сказочная заявка.
Возвращаясь обратно в сказочный мир и придерживаясь той же тактики, Снежная королева нейтрализует уже предводителя добрых сил — Деда Мороза. Обездвижить мир путем его заморозки — такова цель у сил зла в целом и Снежной королевы в частности. Сделать его предельно предсказуемым и отрегулированным до стадии паралича — наряду с целью ещё и главная опасность подступающей современности. Под россказни о динамичности, разумеется.
Праздник — нарушение регулярности, оно же сингулярность, а потому его не должно существовать. Но это уже слишком и для Бабы Яги. В мирные времена она оппонирует доброму царству как юродивый при царе, но когда миру грозит заморозка, она откладывает внутренние разборки в сторону и готова противостоять культуре отмены. Примечательно, что заморозка грозит под разговоры о глобальном потеплении.
Вечный вопрос
Сегодня у киногероев принято озабоченно искать мотивацию, но не всегда горячо любимая мотивация лежит на поверхности. У Бабы Яги, например, она личная. Её матушка, тот ещё стервозный типаж, страдает той же болезнью, что и Снежная королева. Испытывая панические атаки при мысли о людской волюшке, она украла у людей нити судьбы, чтобы уже наверняка ни у кого судьбы не было — только отрегулированная и заранее размеченная жизнь. Не смогла она только одного — лишить судьбы своевольной дочери, и та в итоге вышла из-под управления. Вернуть счастье обладания собственной судьбой и мотивирует Бабу Ягу не допустить отмены праздника.
Эпизод с матушкой — лишь шаг на пути к расколдовыванию замороженного мира. Бабе Яге вместе с папой Юры на этой дорожке предстоит сочетать сложную технику с непростой алгоритмикой, и юный зритель с интересом проследует за киногероями. А заодно и найдет ответ на ещё один извечный вопрос: «А Дед Мороз настоящий?». Ответ на него рекомендуется искать всей семьей.
В кино ходил Антон Соловьев
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание