Новое прочтение самой известной эротической киноистории интересно не только эротикой.
В широкий прокат 28 ноября вышла эротическая драма «Эммануэль» Одри Диван (18+). «Столица на Онего» пыталась найти, чем примечательно новое киноиздание легендарной франшизы, — и нашла.
Пятнадцатую только по официальному счету «Эммануэль» режиссерка Одри Диван сняла аккурат к полувековому юбилею первой «Эммануэль». Побившая все мыслимые и немыслимые рекорды кинопроката, нашумевшая киноистория стала частью культурного кода рядового европейца. Не знать европейскому зрителю «Эммануэль» в числе фильмов для взрослых — как не знать «Кавказскую пленницу» зрителю советскому.
Сняли «Эммануэль» по одноименной книге — легкой порнографии из Франции, как литературную основу киноленты окрестили критики. История написания весьма запутана. Долгое время считалось, что сюжеты собственных похождений изложила азиатская девушка по имени Марайя Ролле-Андриан. Она была замужем за французским дипломатом, который, как выяснилось спустя десятилетия, и написал книгу.
Интересно, что когда шлюзы, разделявшие Запад и Восток, открылись и советскую аудиторию затопила прежде запрещенная продукция, культуролог Сергей Дмитриенко безошибочно разгадал тайну авторства. Несмотря на высокую плотность экстатических откровений и явно женский взгляд на адюльтер, он заключил, что «здесь не обошлось без участия автора противоположного пола». На Западе настоящего автора выведут на чистую воду только в начале двухтысячных.
Вдумчивый читатель уже догадывается, что ключ к разгадке новой «Эммануэль» зарыт неподалеку. Действительно, в декорациях разыгрываемой эротической драмы Одри Диван не меняет практически ничего — «Эммануэль» образца 2024 года близко к тексту воспроизводит сюжет книги, и Одри Диван здесь не погрешила против литературной основы. Но вот разрыв с предыдущими четырнадцатью сериями она точно произвела.
Так, героиня отправляется в условную Азию — роль этой части света теперь отведена Гонконгу. Она командирована в сверхдорогой отель Rosefield с инспекцией. То ли тайный покупатель, то ли представитель западноевропейских контрольно-надзорных органов, она тщательно отслеживает климатические условия, контролирует бесшумность лифта и щепетильно фиксирует каждый шаг персонала. Кто недостаточно учтив, а кто излишне робок.
Но, как это часто бывает вдали от дома, командированный не пренебрегает случаем пуститься во все тяжкие. Пикантные приключения (тоже знакомый мотив) начинаются сразу за порогом, в самолете. И так сразу не поймешь: с инспекцией чего летит в далекий Гонконг Эммануэль-современница — собственных чувств или учтивости персонала. Эта альтернатива, собственно, и поддерживает зрительский интерес на протяжении всей ленты — наряду с ожиданием очередной пикантной сцены, конечно.
Жанр фильма — эротическая драма, но если изъять эротику, то зритель видит французский нуар в цвете. Апокалиптические нотки в диалогах и легкий декаданс в манерах свойственны едва ли не всем действующим лицам. Например, антагонист героини, сверхвостребованный инженер по строительству защитных дамб и сооружений, знает, что природа всё равно возьмет свое, а его работа — обречена. Поэтому он бежит от роскоши и востребованности в тихие часы ночного безделья и находит отдушину в игровых притонах, затерявшихся в темных гонконгских кварталах.
Антагонистом он назван не случайно. Инженер действительно противодействует героине на пути к достижению цели — соблазнить его. Собственно, здесь и зарыт ключ к разгадке — режиссерка Одри Диван переворачивает мужское и женское. Теперь не мужчине принадлежит ведущая роль в интимной игре, а женщине. Женщине тем самым мир возвращает субъектность.
Казалось бы, в женской эмансипации и тетралогии «Эммануэль» можно ставить точку, однако следующие серии мы скорее всего увидим. Дело в том, что той же мужской эскапической модели поведения следует и героиня. Отчаявшись в поиске изъянов и столкнувшись с чужой если не безупречностью, то умением скрыть недостатки, она бежит в запретные удовольствия. То есть следует по тропинке, протоптанной мужским объектом.
Впрочем, всё это можно списать на критику капитализма, с которой феминизм всегда был плотно увязан. Недаром постоялец отеля, выглядящий как бывший муж Наташи Королевой, напоминает персонажа из «99 франков» Фредерика Бегбедера, этого записного критика капитализма. Тот тоже рекламирует йогурты и тоже страдает.
Роли «М» и «Ж» просто меняют местами — и всё? В общем-то, да. Но, во-первых, это не так уж и мало. А во-вторых, смотреть стоит, чтобы не думать, что Франция — это только Нотр-Дам, Марсельеза и Наполеон. Франция — это ещё и «Эммануэль».
Продолжительность: 117 минут. Год выпуска: 2024. Дата выхода: 28 ноября 2024 года. Режиссер: Одри Диван. Сценарий: Одри Диван, Ребекка Злотовски. Роли: Ноэми Мерлен, Наоми Уоттс, Уилл Шарп, Джейми Кэмпбэлл Бауэр.
В кино ходил Антон Соловьев