Стильная и зрелищная премьера – одно из самых ожидаемых кинособытий года.
На больших экранах с 13 февраля идет ритмичный мюзикл-драма «Пророк. История Александра Пушкина» (12+). Режиссёр-дебютант Феликс Умаров замышлял, очевидно, грандиозное кино. «Столица на Онего» рассказывает, почему оно таким и получилось, хотя из его названия явно выпал дефис.
Потому что кино Феликса Умарова не о Пушкине как пророке, а просто про рок — причем в обоих смыслах этого слова. Про рок как фатум и как принцип радикальной экзистенции, которого всегда придерживались поэты. Бунт ещё лицеиста Пушкина стартует под окнами императорской резиденции, и первая дуэль кудрявого задиры на царском дворе — достойный претендент на точку исторического отсчёта вместо восстания декабристов.
Жизнь начинается, как и положено — в пятнадцать, а не в тридцать или на пенсии. И в жизнь нужно врываться, а не откладывать — Пушкин если ни чему и не учит, то хотя бы напоминает.
Путь поэта задает архитектонику жизненного пути, поставляет социальный образец. Поэтому после выпуска из Оксфорда или Царскосельского лицея предусмотрен трип. Немцы и англичане обычно отправляются в двухгодовую поездку по ближнему и иногда дальнему зарубежью — мы чаще ныряем в омут любви и безудержного кутежа. Потому что в зарубежной ли, в русской ли жизни должно быть место библейскому сюжету о блудном сыне.
Пиршественный угар, будоражащее фантазию рандеву, взрывной энергетики читки — головокружительные сцены сменяют одна другую, с чётко выверенной ритмикой и к месту сделанными паузами. Бунтарство, любвеобилие, разгул и беспечность — на экране представлено всё то, что в сверхъестественном дефиците сегодня. Одним словом, безжизненность, которая приходится по нраву первому заместителю второго проректора по учебно-воспитательной работе, но от которой и Николай даже в период мрачного семилетия взвыл бы с тоски. Это отчасти объясняет, почему бунтарскому без купюр кино дают сегодня не просто зелёный свет, а организуют зелёный коридор.
Тем временем дерзкие рифмы Пушкина режиссер положит на бит, а поэт то и дело будет переходить на речитатив, но глупого заигрывания с юным зрителем здесь ни на грамм. Это стилистическая находка, отвечающая ритму поэтического рока и позволяющая упаковать бурную жизнь в отведенный хронометраж. Находка оригинальная, простая и вызывающая восторг на грани с эйфорией.
Находка на роль Пушкина и Юра Борисов, который до сих пор даже просто не Юрий, и к тому же ошивающийся (сегодня-то) в окрестностях Голливуда и Лос-Анджелеса. Но сыграть Александр Сергеевича ему по мерке и по таланту — хотя бы на короткой дистанции текущего десятилетия. Даже в гриме, кудрях и бакенбардах откровенно не похожий на оригинал, он очаровывает, его игра завораживает. Как он идет сквозь рукоплещущую толпу на свой последний баттл — нужно видеть. В его проходе и рок, и судьба, и высокое сознание своего предназначения. Пушкин теперь (на текущий период) будем таким, каким его сыграл Юра Борисов.
В разговоре о Пушкине сегодня нелепо закатывать глаза, вспоминая школьную программу. Сегодня — это когда его памятники падают по всему периметру необъятной, а в Париже и Лондоне для беглой публики читают лекции об его имперской сущности. Вдобавок, аккомпанируя загранице, юные магистранты столичных вузов пишут дипломные работы в попытках деколонизировать «наше всё». Просто по телевизору не показывают, а оно есть.
Так или иначе, но товар на идеологический рынок активно поставляется, и нет гарантии, что он не найдет покупателя. Спрос у одних пока что отложенный, у других не артикулированный — в силу наспех введенных пошлин, но из истории мы знаем, что идейный протекционизм вечным не бывает. Да и враг не дремлет не только снаружи, но и внутри. В рекомендованный список литературы для внеклассного чтения одиннадцатиклассников по-тихому включили Сорокина с его небезызвестными «опричниками», этот образчик глумления над родиной, в то время как включить надо было бы «Пушкинскую речь» Достоевского.
Почему? Потому что она, речь, резюмирует и актуализирует Пушкина. Первым пунктом из четырёх Достоевский отмечает, что именно Пушкин впервые отыскал главнейшее и болезненное явление наше — интеллигентный слой, оторванный от почвы и возвысившийся над народом, в родные силы России не верующий. Актив интеллигентного слоя сегодня разъехался по миру, но много его и осталось, и именно он, а не экранные телеведущие и флегматичное государство, задает тренд и всегда оказывается на шаг впереди. Но вот со свежим режиссёрским подходом дебютанта Феликса Умарова инициативу наконец-таки удаётся перехватить, хоть и в отдельно взятом кинематографическом случае.
Продолжительность: 137 минут. Режиссер: Феликс Умаров. Дата выхода: 13 февраля 2025 года. Сценарий: Василий Зоркий, Андрей Курганов. В ролях: Юрий Борисов, Кай Гетц, Роман Васильев, Алена Долголенко, Илья Виногорский, Аня Чиповская.
В кино ходил Антон Соловьев.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание