Стажер, будущий врач, рассказала «Столице на Онего», как она провела один рабочий день с участковым терапевтом, который принимает пациентов с утра до вечера, без права на чай, кофе, туалет и телефон.
В редакцию часто звонят читатели с жалобами на медицинское обслуживание, буквально по пальцам можно пересчитать тех, кто хотел бы сказать добрые слова в адрес медиков. И надо признать, что никогда к нам не обращаются врачи. Они не оправдываются, не жалуются и не просят благодарности, они просто работают, спасая жизни всех — и тех, кто их ругал, и тех, кто до последнего занимался самолечением.
Кто эти терпеливые люди в белых халатах, что они думают и как относятся к пациентам, рассказала «Столице на Онего» будущий доктор, показав ситуацию из медицинского кабинета терапевта — врача, к которому первому приходят, почувствовав недомогание и боль.
Мой прием с терапевтом должен была начаться в 9 утра в поликлинике № 3 Петрозаводска, что расположена на Первомайском проспекте, 28. Приехала пораньше, чтобы ознакомиться с местом работы.
Небольшое кирпичное здание, построенное еще в 1958 году, открыло свои двери в 7.30 и сразу же наполнилось людьми. Жители из пяти районов города — СКЗ, Соломенное, Октябрьского и Первомайского проспектов, а также Песков — приехали за медицинской помощью.
На входе всех встречала девушка в оранжевом галстуке, которая помогала сориентироваться, показывая направления к гардеробной, регистратуре, кабинетам специалистов. Люди шли по коридорам с сосредоточенными лицами, с сумками, бумажками, медкартами… Двери кабинетов открывались и закрывались, скамейки вдоль стен обретали своих клиентов. Происходящее напоминало жизнь в муравейнике.
Я тоже стала частью этого большого организма, наполненного запахом лекарств. А хотелось кофе…
Кабинет под номером 221 я нашла на втором этаже, почти в конце коридора. У закрытой двери с надписью «врач — Скорик Марина Юрьевна» сидела девушка в ожидании приема. На часах было 8.30. Поинтересовавшись, на сколько у пациентки номерок, узнала, что на 9.00. В воздухе повис невольный вопрос: зачем пришли так рано?
«А вдруг примут пораньше», — ответила ожидающая и добавила, что надо выписаться и бежать на работу.
В это время к кабинету стали подходить еще посетители, и сама врач Марина Юрьевна. Я зашла вместе с ней в кабинет, оставив в недрах коридора желающих получить медицинскую помощь.
Кабинет был небольшой, медицинские карты стопкой лежали на столе, из окна на нас смотрело серое небо, обволакивавшее желтую ветку мимозы из вазы на подоконнике, — напоминание о прошедшем Международном дне 8 марта.
Марина Юрьевна быстро сменила пальто на белый халат, посадила меня в угол за шкаф, улыбнулась и сказала: «Начинаем прием». В это время медсестра уже вовсю стучала по клавишам компьютера, занося, видимо, данные анализов в таблицы.
Признаюсь честно, мне было очень неуютно. Во-первых, кофе так и не случился, во-вторых, места в кабинете было мало, стул жесткий и неудобный, в-третьих, мое сознание подсказывало, что в таком положении я буду находиться как минимум 5-6 часов, а еще меня немного настораживали люди, оставшиеся за дверью. Они вскоре должны были зайти в кабинет и поведать о своих недугах, поделиться болью. А ведь это всегда нелегко: когда человек рассказывает о своих проблемах, он забирает у тебя часть энергии. А врач не просто должна внимательно выслушать пациента, но еще и помочь, вылечить, избавить от боли, то есть каждому подарить немножко тепла своей души.
Добрая улыбка терапевта Марины Юрьевны Скорик вселяла надежду — и мы стартовали в рабочий день.
В 8.45 на прием зашел первый пациент — дождалась-таки та девушка, что пришла к 8.30 в надежде, что примут пораньше. Приняли. Измерили давление, послушали, поговорили о самочувствии и на основании хороших результатов анализов выписали, пожелав здоровья, попрощались.
А в 9.00 у доктора уже сидел следующий пациент. И вновь молодая женщина. Она собирала документы для поступления на операцию, поэтому о самочувствии и болях не рассказывала. Больше решала технические вопросы с документами. Но и ее Марина Юрьевна послушала, проверила давление. Улыбнувшись, вручила документы, пожелала благополучия.
Третья пациентка, что пришла в 9.15, лечится уже с декабря и за это время успела выучить названия всех болезней и лекарств. Она долго рассказывала о самочувствии и реакции на таблетки. И в итоге предложила выписать ей направление к психиатру или просто выписать, так как на работе без нее уже соскучились. После был рассказ о важности ее трудовой деятельности.
В ходе монолога посетительницы Марина Юрьевна как-то ловко и профессионально смогла узнать о ее состоянии, успела осмотреть и выписать рецепты и назначить лечение.
Пока шел прием время от времени в кабинет заходили сотрудники поликлиники. Кто за подписью, кто за советом, кто просто спросить.
Двери открывались с завидной регулярностью. И к 11 часам врач приняла уже 13 пациентов. Все они были разные, но каждый со своей болью и проблемой.
Так, мужчина привел пожилую маму, страдающую деменцией, и попросил помочь хоть как-нибудь, так как дома всем очень тяжело от регулярных вспышек агрессии. Бабушка в ответ на жалобы отправила сына погулять, заявив, что у нее все отлично.
И в этой ситуации Марина Юрьевна нашла выход, предложив пожилой пациентке пройти реабилитацию в гериатрическом отделении Госпиталя для ветеранов войн, который сегодня окончательно вернулся к обычному графику работы после пандемии коронавируса, когда выполнял функцию ковидного центра.
Были среди посетителей и те, кто пришел уточнить, правильно ли назначил сам себе лекарство и что выпить супругу от того или иного недуга.
Также записалась на прием бабушка, которая когда-то жила с Мариной Юрьевной в одном доме. Доктор переехала, пожилая соседка перестала ее встречать и испытывала от этого беспокойство, поэтому, когда увидела врача в поликлинике, решила записаться к ней на прием — просто поговорить, давление проверить, взвеситься.
В 11.15 в кабинет зашла женщина, которая еще с порога сообщила, что не хочет пить «это мерзкое лекарство», которое ей выписали, в связи с чем настоятельно просит заменить его на более вкусное.
А также попросила проверить ей живот. «Вот посмотрите, живота нет, а он болит», — заявила пациентка.
После пришла посетительница со «схватками головы»…
В какой-то момент мне показалось, что еще немного — и у меня тоже начнут проявляться все перечисленные болезни.
Но на мое счастье пришел мужчина, который поделился секретом здоровья, ответив на вопрос, как вы себя чувствуете, фразой — «Я чувствую себя хорошо, когда ничего не делаю, лежу на диване».
Что сказать, порадовал веселый пациент, за которым пришел такой же позитивно настроенный мужчина, страдающий лишним весом и болями в спине.
Ему Марина Юрьевна посоветовала бросить курить и присмотреться к овощным блюдам. Пациент, засмеявшийся в ответ на такой рецепт, пообещал подумать над сменой образа жизни, а пока попросил выписать его уже на работу, так как коллеги одолевают, спокойно болеть все равно не дают.
Время приближалось к обеду. В 13.00 сработал рефлекс, как у собаки Павлова: хотелось есть. Но речи о перерыве не шло. Пациенты заходили и заходили один за другим. При малейшем движении врача к дверям в глазах у всех был лишь один вопрос: вы куда?
И действительно, что может захотеть человек, отработав полдня без кофе-паузы, перерыва на обед, выхода в туалет и банально 5-минутной передышки (вдох-выдох)?!
А Марина Юрьевна тем временем продолжала вести прием, улыбаться, вежливо спрашивать всех о самочувствии, успокаивать и вселять надежду на лучшее.
К 14.00 были осмотрены 29 пациентов. Прием подходил к концу, на пороге появилась женщина с тихим голосом. Она сказала, что зашла к Марине Юрьевне за поддержкой.
«Мне завтра на операцию нужно ехать. Очень волнуюсь. Можно я за вас немножко подержусь. Мне после вашего приема всегда спокойнее становится. Как-то умеете вы слова хорошие подобрать», — тихо сказала женщина в возрасте и осторожно прикоснулась к руке доктора.
Для нее терапевт была как талисман. Талисман в белом халате!
Прием завершился в третьем часу. И закончился он не по определенному времени, а с последним пациентом, которых в тот день оказалось не так много.
Но, по словам врача, в сезон подъема сезонных заболеваний бывает, что приходят не 30 человек, а и 40, и 60. И всех принимают, никому не отказывают.
Марина Юрьевна засобиралась на летучку и сказала, что через полчаса вернется в кабинет работать, потому что необходимо занести в компьютер все данные, и в принципе, еще могут подойти люди, которым нужна ее помощь.
Воспользовавшись передышкой, посетила буфет на первом этаже поликлиники. Там можно купить не только выпечку и чай, но также суп и вторые блюда.
Чуть передохнула, ответила на 1000/500 сообщений в телефоне, что были пропущены за время приема, и вновь вернулась к терапевту, так как рабочий день еще не закончился
Пока врач заполняла документы в компьютере, расспросила о ее жизни и узнала, что она приехала в Карелию из Подмосковья, окончила наш ПетрГУ по специальности «Терапевт».
«Я с детства хотела стать врачом, о другой профессии и не задумывалась. У нас семья большая и медиков среди родных много. Правда, мы все разъехались кто куда, поэтому бабушка всегда говорит, что врачей много, а лечить некому», — рассказала Марина Юрьевна.
В 1995 году она окончила университет, но к тому времени уже была замужем и родила сына, который сейчас живет в Санкт-Петербурге и работает стоматологом.
Свою врачебную деятельность она начала в Медвежьегорском районе, куда приехала с мужем. После родилась дочь, а работа была в самом разгаре.
«Тогда были 90-е. Я работала в Медгоре, а жила в Пиндушах. Дети маленькие, автобусы ходили плохо, как я добиралась каждый день на работу, сейчас вспоминаю с ужасом. После приема еще ходила по вызовам. Но в молодости, наверное, все легко переживается», — поделилась воспоминаниями терапевт.
Спросила у нее, помнит ли она своего первого пациента или какой-нибудь эпизод из практики.
«Про первого пациента, наверное, уже не вспомню, а вот случай один был. Когда работала в Медвежьегорске, ходила по вызовам на дом. Однажды была плохая погода, больных много. Прихожу к одному пациенту, а он говорит, что вызвал врача, потому что беспокоится, что у него температура 35,6 и выше не поднимается. Вот тогда я даже растерялась», — рассказала, смеясь, доктор.
С той поры прошло уже много времени. Семьей они переехали в Петрозаводск, купили квартиру. Дочка окончила университет, но по специальности работу не нашла, и Марина Юрьевна уговорила ее выучиться на медсестру. И скоро ждет себе помощницу.
А так, мама с дочкой, как подружки, и часто выходят вместе в театр и филармонию.
«Отдыхать ведь тоже надо. Мы выбираем культуру. А в отпуск ездим к маме в Подмосковье», — сказала Марина Юрьевна.
Врач призналась, что за время отпуска успевает соскучиться по своей работе, по пациентам.
«Я работаю на этом участке в 3-й поликлинике уже 17 лет, всех знаю, как родных, люблю своих пациентов и всегда переживаю за них», — призналась доктор Скорик.
P.S.
Такой репортаж их кабинета терапевта дала стажер и в конце нашей беседы добавила, что считает, пока в поликлиниках есть такие врачи, как Марина Юрьевна Скорик, готовые отдавать все тепло своей души пациентам, у медицины будет доброе лицо.
Записала Ира Меркова