РЕКЛАМА
Почему обратиться за помощью к наркологу так трудно?
08 мая 2024, 11:56
Поделиться

Обращение за помощью к наркологу - совсем не то же самое, что к терапевту или хирургу.

фото: © rawpixel.com / Freepik

Точнее, то же самое, но осознать это часто мешают негативные установки, давным-давно сформировавшиеся в обществе. Такие установки называются стигматизацией. Стигмы из наркологии наверняка знакомы всем: «алкаш», «нарик» и т.д.

О том, как действует стигма, рассказала врач психиатр-нарколог Республиканского наркологического диспансера Анна Одинцова.

Как действует стигма

Перед вами - две типичные причины, чтобы не обращаться к наркологу:

- Опасно. Они сразу на учет поставят, а денег на частников у меня нет!

- Стыдно. Да я и анонимно не пойду - я что, алкаш/наркоман какой-то?!

А теперь представьте, что то же самое говорит человек со сломанной рукой: в госучреждение не пойду, там долго и гипс придется сделать, а на частников у меня денег нет, да и вообще, я что, инвалид какой-то - к травматологам ходить?!

Нелепо? Авось само как-нибудь срастется, да?

Но почему в случае с переломом нам очевидна необходимость помощи, а в случае со злоупотреблением или зависимостью - нет?

Психологические защиты на страже стигмы

В нашем случае в паре со стигмой всегда ходит анозогнозия - отрицание факта заболевания: у меня все отлично, я в порядке, это вы тут все какие-то странные.

Отрицание - это один из видов психологических защит, специальных барьеров, которые наша психика выстраивает между нами и теми вещами, которые кажутся ей разрушительно опасными.

Если я признаю, что у меня есть проблема с употреблением спиртного, то я превращусь в алкоголика - того, которого окружающие презирают и осуждают.

Подвергнуться презрению и осуждению - значит потерять доброе имя и статус в глазах других. Когда у меня нет уверенности в себе и опоры внутри себя, этой опорой становятся внешние референции - мнение и положительная оценка окружающих. А потерять опору всегда страшно.

Легче сделать вид, что ничего не произошло. Наше подсознание так и делает, оберегая нас от «угрозы».

Чем больше проблема остается без решения, чем больше усугубляются проявления анозогнозии. В случае с зависимостью ситуацию ухудшает нарастающее органическое поражение мозга под воздействием токсинов: мышление становится ригидным, еще сильнее застревает на привычных установках.

Частичная критика и полное бездействие

Вернемся к причине №1: Они сразу на учет поставят, а денег на частников у меня нет!

Вроде бы формально я признаю наличие проблемы, но… Все равно ничего не делаю.

Потому что не могу! Мои права ущемляют, а частники вообще обалдели - такие цены! Врачи должны помогать людям, должны лечить как следует, должны…

Стоп.

Позиция жертвы обстоятельств, когда вокруг одни виноваты, а другие должны - это всегда инфантильная (незрелая) позиция.

Когда ребенок сталкивается со слишком трудной для него проблемой, он идет за помощью к взрослому, и тот все решает. Когда физически взрослый, но психологически незрелый человек сталкивается с такой проблемой, он тоже ждет, что кто-то более взрослый, сильный и всемогущий все решит. А когда этого не происходит, вспыхивают обида и гнев.

Кроме того, ссылки на жестокость и несправедливость мира - это удобный способ получать постоянное сочувствие (даже неосознанно) или оправдывать употребление (даже неосознанно).

Удобный - для нашего подсознания. Извлекая из позиции жертвы скрытые выгоды, оно все так же старается защитить нашу психику от утраты опоры и мнимого разрушения.

Стабильность - основа благополучия?

Таков девиз нашей психики в тот момент, когда она закрывается защитами. И в целом эти защитные реакции не хороши и не плохи. Все зависит от ситуации.

Когда речь идет о нападении с насилием, то способность психики надежно спрятать воспоминания о травме, чтобы мы могли снова начать жить - скорее во благо. А если речь о необходимости выздоравливать и взрослеть, то отрицание проблем - только во вред.

Стабильное отрицание - это как косметический ремонт. Внешне все может долго выглядеть неплохо, но стены внутри продолжают гнить. И когда они обрушатся, штукатурка не спасет положение.

Выздоровление = развитие

Проблемы из области наркологии всегда затрагивают нашу личность. И обязательно изменяют ее, если внутри себя мы не вырастим противодействующие силы.

Вырастить их помогает лишь одно - работа с личностью. С нашими убеждениями, комплексами, страхами. То есть психотерапия.

Крах личности и деградация всех сфер жизни - вот цена нашей экономии на себе, нашего страха перед осуждением и потерей стабильности (которая все равно будет потеряна).

Напоследок хочу сказать несколько вещей тем, кто сейчас сомневается:

- зависимым: проблема не исчезнет сама собой; капельницы и «откачки» - это не лечение;

- их близким: проблема не исчезнет сама собой; ваш близкий не превратится волшебным образом в нового удобного человека; отвергая его, вы делаете только хуже; если вы не знаете, что делать - обратитесь за помощью вместе.

Пожалуйста, берегите себя!

В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.
Подписывайтесь на наш Дзен!
Подписаться

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение