Искусство сталкивать лбами

Чтиво. Личное мнение
10:36, 01 Ноября 2007
Загрузка...

Валентина Калачева, замдиректора МОУ «ООШ № 4» г. Петрозаводска, внештатный сотрудник НИЛ христианской (православной) педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат педагогических наук

Странное чувство возникает при чтении материала «Православные идут к вам», помещенного на сайте «Столица на Онего». С одной стороны, нельзя на него не ответить – уж больно взрывоопасная предлагается тема, связанная с межконфессиональными отношениями, и явно провокационно  задеваются в ней чувства православных верующих. С другой – не знаешь, как ответить на обвинения журналиста, не разбирающегося в том, о чем он пытается размышлять с ученым видом знатока. Но, пожалуй, самое главное, автор статьи вообще не заинтересован в отражении истинной картины описываемых им событий.

Поэтому отвечаю только по одной причине: статья явно направлена на разжигание вражды между религиозными объединениями Карелии. А это нас, православных, больше всего и тревожит, поскольку, в отличие от журналиста «Столицы на Онего», мы действительно хотим строить добрососедские отношения с людьми разных вероисповеданий и национальностей.

Итак, проследим за мыслетворчеством журналиста, пытающегося убедить своих читателей в коварных замыслах православных, которых автор с оттенком пренебрежения называет «представителями церкви». Так вот, оказывается, православные в Карелии, предупреждает журналист, несмотря на бдительность либеральной прессы, «уже научились находить обходные пути к душам не только школьников, но и их родителей», и что «Основы православной культуры» навязываются детям насильно в обязательном порядке. В качестве примера, естественно, называется все та же Петрозаводская  школа № 4.

Ну, во-первых, успокоим взволнованного своим открытием автора: эксперимент по преподаванию культурологического предмета, с которым школа знакомила прямых наследников величайшей мировой культуры – русской, православной, успешно завершен еще три года назад. Во-вторых, да будет известно журналисту, в своей практике школа № 4 не предоставлена сама себе. Ее педагогический коллектив руководствуется международными и российскими законами, а также нормативными актами – Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», письмами Минобрнауки, посвященными преподаванию «Основ православной культуры», распоряжениями Министерства образования Карелии и Управления образования администрации города Петрозаводска. Это к слову об «обходных путях».

К тому же экспериментальная деятельность школы постоянно курируется Управлением образования, контролируется всеми вышестоящими над школой инстанциями. Мало того, полтора года назад школа проходила аттестацию, где вопрос преподавания «ОПК» также тщательно изучался комиссией: просматривались все документы, включая экспериментальные учебные программы, мониторинговые исследования, Концепцию школы, Концепцию и планы воспитательной работы ОУ. Никаких нарушений, вроде бы, не обнаружено. Или автору журналистского трезвона этого мало? А может быть, с его точки зрения, православные лучше бы смотрелись за колючей проволокой? Ее-то, пока еще словесную, усиленно плетут некоторые средства массовой информации. И особенно старается сайт «Столица» на Онего».

Гонители «Основ православной культуры» никак не хотят замечать того, что предложенный школам курс является всего лишь культурологическим кружком, а не религиозным, на который никого нельзя «загнать». Дети его могут посещать только тогда, когда их родители напишут заявление на имя директора школы. И причем писать его они должны ежегодно. То есть если родители решат, что их ребенку не обязательно углубляться в данный предмет, то в любой момент они могут отказаться от внеклассного кружка, программа которого рассчитана на 9 лет. То же самое касается экскурсий, внеклассных мероприятий и всего прочего, что касается подробного знакомства ребенка с историческим прошлым своего родного края и его богатейшей культурой.

«Общераспространенные школьные конкурсы и викторины преподаватели наполняют религиозным содержанием», — не унимается автор. Спешим успокоить журналиста, так болезненно реагирующего на все духовное. Конкурс «Святые заступники Руси» проводился, между прочим, на основании приказа Министерства образования Карелии. Иначе и не могло быть, поскольку высокий нравственный подвиг святых – лучший пример для подрастающего поколения. Или журналист предпочитает, чтобы его дети учились на примерах жизни людей типа маньяка Пичужкина? А чем не устраивает автора статьи конкурс «Гренадеры, вперед! Вера. Флот. Отечество. Адмирал Ушаков», призывающий школьников к высокому и благородному, и который проводится общественными организациями? Чем пугает тема общешкольного конкурса «О, дивный остров Валаам»? Тем, что дети узнают, наконец, богатую историю заповедного острова? Или, по мнению автора, школьники Карелии обязаны знать, прежде всего, марки пива отечественных и зарубежных производителей, хорошо разбираться в модных брендах и особенно в вопросах секса? И этого, видимо, по мнению автора, с них довольно! Какая русская культура?! О чем вы говорите? Разве большевики не стерли ее с лица земли? Искореним! Не позволим!

Буквально удручают результаты беглого контент-анализа статьи, автор которой изо всех сил пытается уличить православных во всех крамольных мыслях и действиях, непозволительных для, так называемого, свободного либерального общества. Свобода свободой, словно подчеркивает автор, но православным в таком обществе места нет. Уж больно они журналисту несимпатичны. А поэтому священники у него произносят «полушутливый слоган», «используют современные пиар-технологии в своих целях». Слышатся автору и «возмущенные окрики православного большинства», раздражает «вмешательство церкви в светское образование» и особенно волнует то, что «церковь пытается прислониться к государственному плечу», а тем более «формировать «правильное представление» (?) рассчитывает с помощью государства».

Абсолютно неадекватно переданы в статье и термины, прозвучавшие в выступлениях участников научной конференции, посвященной 780-летию крещения карелов. Вместо слова «философия» автор произвольно употребляет слово «образование», вместо «формирование» — «воспитание», вместо такого понятия, как «реализация концепции», — термин «эксперимент», а вместо «культура» — «вера» и т. д.

Изобилует статья и явными передергиваниями. Вот типичные примеры. «Лучшим показателем такой работы, – пишет журналист, –  Валентина Калачева считает то, что дети, изучающие православную культуру в школе, вовлекают в это и своих неверующих родителей». Этот угрожающий вывод о вовлечении взрослых в «криминальное деяние» сделан журналистом из рассказанных на конференции нескольких случаев из школьной практики. Родители поведали учителям, что научились у своих детей правильному поведению в православном храме и узнали о святых, во имя которых построены карельские монастыри.

А вот следующий пассаж в статье: «На вопрос, как же быть с воспитанием чувства патриотизма у приверженцев других религий, – пишет автор, – отец Геннадий (Кузькин. — В. К.) ответил не задумываясь: «Когда мы говорим о патриотизме, мы должны говорить о православии. А всякие муфтии и азербайджанцы сами научатся». Но ведь на самом деле было сказано другое. Священник всего лишь отметил, что представители мусульманского мира имеют свои методы воспитания патриотизма, которые не являются предметом рассмотрения на данной конференции и о которых православные, как следует, не осведомлены. Но в его речи не звучали слова «всякие муфтии». Автор их заложил в текст, как самодельную бомбу. А вдруг рванет!

«Кто-то из участников, – продолжает свои смелые обличения автор, – высказал крамольное предложение поучиться патриотизму у жителей Италии, где католические святые пользуются общенародной любовью и каждый школьник знает названия всех главных храмов страны. Будьте патриотичны! Наши тоже знают, — возмутился отец Геннадий. — А своих святых у католиков нет. Они почитают святых, которые были до того, как католики впали в ересь и отделились от христианской церкви. Это настоящие святые. А все католические святые, которые были признаны таковыми после отделения, не настоящие. Настоящие святые только у нас».

Автор статьи силится слепить из православного священника экстремиста. Хотя ситуация, о которой рассказывает журналист, выглядит совсем не так, как описал ее столь предвзято автор. Преподаватель КГПУ Наталья Николаевна Дубинина, выступая на конференции, рассказала о своем недавнем посещении Италии и заметила, что любой итальянский школьник знает своих католических святых и храмы, построенные в их честь. В отношении древних храмов Рима и Венеции, посвященных святым апостолам, отец Геннадий уточнил: не в честь итальянских святых, а в честь святых, принадлежащих всему христианскому миру. И добавил, что после разделения Церквей, последующие святые католической церкви уже не рассматриваются как православные святые. Но ведь это предмет сугубо богословского разговора, а не разоблачительных инвектив журналиста, буквально требующего при помощи подобных цитат публичной кары для столь уважаемого среди православных верующих священника.

Складывается впечатление, что статья «Православные идут к вам» писалась только с одной целью – очернить и опорочить православных, чтобы разъединить, наконец, Карелию с Православием, а среди верующих разных конфессий посеять смуту.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чужой среди своих

 

 

Алексей Укконе, журналист

Известный прием: когда нет аргументов или нет желания говорить по существу обсуждаемой темы, можно заменить их эпитетами по поводу личности автора. Поэтому и ответ мой будет о личном. О моем личном отношении к Православию.

Валентина Александровна, наверное, будет очень удивлена, когда узнает, что автор, стремящийся, по ее мнению, «очернить и опорочить православных», полностью разделяет догматы православной веры и верит в ее таинства, следует традициям Русской Православной Церкви и старается придерживаться основных правил воцерковленной жизни, несколько лет служил в православном храме помощником в алтаре и на клиросе, а отпуск проводил трудником в монастыре.

Именно православное мировоззрение и заставило меня взяться за эту тему. Потому что больно смотреть, когда определенная группа людей, присваивает себе право говорить от имени всей Русской Православной Церкви, свое собственное мнение выдает за точку зрения Церкви, выдает заблуждения за истину и тем самым создает о ней ложное представление в обществе, настраивает светское общество против Православия, против всего, что мне дорого и для меня свято.

А теперь они приходят в школы с курсами православной культуры, и свои искаженные представления навязывают детям. Они говорят, что обучение идет добровольно с согласия родителей, но при этом призывают сделать его обязательным. Говорят, что изучают «культуру», но не отказываются от толкования вероучения. Школьники приходят на занятия добровольно с искренним интересом к предмету изучения. А учителя тоже добровольно и искренне рассказывают им о Православии так, как они его понимают, основываясь на личном опыте и на литературе, которая этот опыт подтверждает. Усомнится в правильности этого понимания, предложить другую литературу, означает – стать врагом Православной церкви.

Конечно, нельзя обобщать. Среди учителей и священников, которые ведут в школах такие курсы, есть действительно умные, образованные, и главное, с глубоким опытом веры, люди. Но я таких встречал единицы. Они редко участвуют в таких дискуссиях, не желая провоцировать конфликт со своими собратьями по вере, которые агрессивно воспринимают любое инакомыслие.

Митрополит Антоний Сурожский рассказывал, какое впечатление на него в подростковом возрасте произвела лекция знаменитого православного богослова: «То, что он говорил, привело меня в состояние ярости. Он говорил, как говорят с маленькими зверятами, доводя до нашего сознания все сладкое, что можно найти в Еванглии, от чего как раз мы шарахнулись бы: кротость, смирение, тихость – все рабские свойства, в которых нас упрекают. Он привел меня в такое состояние, что я решил обнаружить есть ли у нас дома Еванглие, проверить и покончить с этим. Я сел читать и между началом первой и началом третьей глав Еванглия от Марка, вдруг почувствовал, что по ту сторону стола стоит Христос… Помню, что тогда я откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут – значит, я знаю достоверно и лично, что Христос воскрес, а значит, все что о нем говорят – правда».

Я хочу, чтобы мои дети пережили именно такой опыт встречи с Христом. И не хочу, чтобы их кормили «сладким» Православием, или густо перченным «православным» национализмом и псевдо-патриотизмом, пресными цитатами из «Добротолюбия» и прогорклыми воспоминаниями о «величии православного государства». Я отвечаю только за своих детей, только их имею право чему-то учить, да и то с большой осторожностью. Я хочу, чтобы они остались верны Православной Церкви и не хочу, чтобы их кто-то заставил ее возненавидеть. Поэтому я никогда не доверю их православное воспитание учителям с взглядами, подобными тем, которые высказывались на конференции. Даже если они трижды кандидаты педагогических наук и внештатные сотрудники института православной педагогики.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей