«Зачем школьникам изучать языческий культ?»

Чтиво. Личное мнение
17:40, 11 Декабря 2007
Загрузка...

Валентина Калачева, кандидат педагогических наук

«На пороге древнего мироздания» –  так называется многолетний музейно-образовательный проект, посвященный 150-летию открытия петроглифов Карелии.

Создан он такими уважаемыми организациями, как Карельский государственный краеведческий музей, Институт истории, языка и литературы Карельского научного центра РАН, Петрозаводский Дворец творчества детей и юношества. Среди авторов проекта именитые ученые, деятели культуры, педагоги.

Надо сказать, что авторский коллектив постарался на славу. Пособие для учителя и учеников 3-11 классов выполнено на высоком научно-методическом уровне, снабжено богатым иллюстративным материалом. Сочетание музейных и педагогических ресурсов дает возможность эффективно решать задачи проекта, связанные, как ни странно, не только с формированием у школьников исторического сознания и их экологическим воспитанием. В проекте ставится еще одна масштабная задача. Духовная. Школьникам предлагается такая передовая форма обучения, как «погружение в мир магии и духов» и даже посвящение в языческую инициацию. Пособие предлагает карельским ученикам, в большей массе своей наследникам православной культурной традиции, разгадать загадку «беса», «полностью перевоплотиться» в первобытного человека, заняться охотничьей магией, принять деятельное участие в камлании шамана над больным и изучить погребальный обряд (отправление умершего в мир мертвых). Словом, под вывеской изучения древних пластов культуры юное поколение сознательно вводится в практику языческого культа. Зачем?

Изображение беса. Фото с сайта http://culture.karelia.ru/
Изображение беса. Фото с сайта http://culture.karelia.ru/

Обратимся непосредственно к школьному пособию, в котором красочно описываются языческие ритуалы с ублажением беса для достижения земного благополучия. «Рассмотрим, к примеру, композицию петроглифов на оконечности Бесова Носа (характерное название, кстати). В ее центре – «антропоморфная фигура «беса», которая явно относится к земному миру (…). Прообразом для фигуры «беса» могли быть чурбанообразные идолы, подобные найденным при раскопках торфяниковых стоянок каменного века (…). Чтобы получить защиту от злых духов и поддержку у добрых духов, древние жители Карелии делали им подношения и даже совершали жертвоприношения (…). Петроглифы (особенно) Онежского озера играли, подобно рисункам на бубнах, определенную роль в древних шаманских обрядах»…

В школьном пособии подчеркивается, что ученые, посвятившие свои труды изучению петроглифов, пока не могут сделать на их счет основательных выводов и называют наскальные рисунки «загадкой науки» (доктор исторических наук Ю. А. Савватеев). И тем более естественно, что ученые, изучающие магию древних людей, не усматривают в ней духовного элемента. Ну, шаманил древний колдун над больным, в бубен бил, бормотал непонятные тексты. Понятно, что во времена глубокой древности людей врачевали магическими способами. Для ученых шаманские ритуалы что-то вроде народных песен и плясок. А поэтому в пособии детям предлагается осваивать практически небезопасные с духовной точки зрения языческие обряды. Для глубокого, так сказать, проникновения в учебный материал. «Мы предлагаем посетителю открыть такой «ритуальный» вход, пересечь Границу и совершить вместе с нами условное путешествие, «прыжок в прошлое», в «Мир природы», «Мир духов», «Мир мертвых». Странную, однако, задачу ставят перед своими читателями авторы пособия. Говоря на языке гадалок-ворожей, зазывающих на страницах местных газет своих потенциальных клиентов, они берут на себя роль духовных наставников юношества.

Но, судя по Конституции РФ, наше государство, вроде бы, не провозглашено языческим и столь глубокое освоение маргинальной культуры – не первоочередная задача государственной школы в Карелии, почему-то слишком чутко реагирующей на идеологический заказ Запада, а не на потребности российского общества, содержащего ее на налоги своих граждан. Поэтому еще раз хотим предупредить православных родителей о бдительности в отношении современного образования.

Источник: http://eparhia.onego.ru/

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

Сегодня 17:37
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карельским предпринимателям, готовым предложить свою продукцию на экспорт, есть куда обратиться за безвозмездной помощью — это региональный Центр поддержки экспорта.