«Не погружаться в политический гипноз!»

Чтиво. Личное мнение
11:17, 17 Января 2008
Загрузка...

Владимир Берштейн, психотерапевт-конфликтолог:


С позиций психотерапевта испытываю непреодолимую потребность определить качество, в моих глазах бесспорно объединяющее нас, россиян, и имеющее прямое отношение к моей специальности. Я считаю, что такое качество есть. Проявляется не всегда и не всеми моими согражданами, однако тенденция, как говорится, имеет место быть.

Мы отличаемся повышенной внушаемостью.

Поднимаю эту тему потому, что в последние годы политики всех уровней, аналитики, политические комментаторы озабочены проблемой возрождения национального самосознания россиян. Уж не знаю, с чего они взяли, что в гражданах нашей страны, включая меня, оно едва ли не исчезло напрочь. Но со всех сторон нам каждодневно напоминают об «истинно российских» качествах. Разумеется, мы добрые, терпеливые, сострадательные… И вместе с тем гордые, несгибаемые, несокрушимые… Может, перечисление наших национальных особенностей и не столь лобовое, но за смысл ручаюсь. Буду ли я это оспаривать? Да ни в коем случае! Мне, уже вполне пожилому россиянину, очень комфортно считать себя именно таким! Правда, не знаю, какой народ представляет себя в других категориях. Кто способен о себе, своих соплеменниках и единоверцах сказать, что они злобны, агрессивны, мстительны?.. А главное – существуют ли такие народы в наше достаточно цивилизованное время? Да нет таких! Все мы, скопом и индивидуально, в чём-то хороши, в чём-то – не очень, а в чём-то – просто «гаси свет».

О нашей повышенной внушаемости я задумался, когда в 1989-90 годах на ещё всесоюзном телевидении еженедельно врач-психотерапевт Анатолий Кашпировский, не видя своих потенциальных пациентов (!), избавлял их от всех мыслимых недугов. А Алан Чумак (до сего дня не знаю, как его профессионально обозначить) делал то же самое, но молча, разводя руками и «заряжая» (само собой, исключительно во благо) всё, что поставлено перед телевизионным экраном. Я другой такой страны не знаю, где подобное позволили бы демонстрировать по национальному телевидению много месяцев подряд. Громадное количество граждан нашей громадной страны истово верили в целительность увиденного. И целительный эффект действительно достигался в очень немалом проценте! При этом был и процент осложнений. Но и положительные, и отрицательные последствия отмечались по единственной причине: масса телезрителей оказалась повышенно внушаемой.    

С тех пор минуло без малого два десятилетия… Что в нас изменилось?

В ушедшем году президент внезапно назначил Председателем правительства человека, абсолютно неизвестного подавляющему большинству россиян. Но через две недели после этого назначения социологические опросы показали: в случае выдвижения этого ранее никому неизвестного человека на пост Президента, за него готовы были проголосовать до 30 процентов избирателей! Почему?! Какими объективными критериями руководствовались отдающие свой голос за явно «тёмную лошадку»? Бессмысленно спрашивать. Ничего внятного и убедительного мы не услышим. Просто телевидение и прочие СМИ с первого дня стали непрерывно упоминать нового Председателя правительства в исключительно положительном контексте. Начался сеанс гипноза. В какой-нибудь Норвегии, Италии, даже Аргентине к этому отнеслись бы весьма настороженно. А у нас, как мы видим, почти каждый третий избиратель немедленно погрузился в «социальный гипноз» и согласился поступать так, как власть предержащие от него и ожидают.

Не за горами кампания по выборам президента. Мы знаем, кого назначили преемником. И вот в Интернете приведены красноречивые данные свежего социологического опроса. За преемника уже готовы проголосовать до 55% избирателей. А за ныне действующего президента, того самого, которого умоляли остаться на третий срок, которого безудержно славили на съезде «Единой России», именуя ни много, ни мало как национальным лидером, – только 24%! То есть, народ мгновенно сменил ориентиры и политические пристрастия. Объяснить это тоже можно лишь повышенной внушаемостью.

Ещё характерный пример. Среди нынешних кандидатов – один из постоянных. Он никогда не станет президентом России. Он об этом знает. И точно знает, что все об этом знают. Тем не менее, с полной отдачей выполняя свою политическую работу, в очередной раз пламенно сотрясает воздух на митингах, теле и радиоэфир – агрессивными обещаниями «расквитаться с грабителями народного добра», угрозами, что «все они ответят…». Само собой, ни с кем никогда он не «расквитается», и никто ни перед кем не «ответит». Речь вообще не о нём. Уже много лет от 10 до 12 процентов взрослого населения России (совсем немало!) выслушивают эти благоглупости с раскрытым ртом, впадают в транс и голосуют за политического «гипнотизёра». Тем более, по гордым заявлениям их избранника, подтверждённым официальными данными ЦИК, лично у него совсем немного денег и имущества. За «бортом» массового и индивидуального сознания останется тот факт, что женщина, с которой данный политик множество лет состоит в законном и гармоничном браке, по тем же официальным данным ЦИК, имеет 8 квартир, 5 дачных участков, 6 машин и совсем не хилую сумму на нескольких банковских счетах. Десять-двенадцать процентов избирателей, о которых я веду речь, будучи повышенно внушаемыми, легко верят, что к их избраннику материальные блага его жены отношения не имеют. И отдадут свои голоса тому, кто и не сомневается в их получении.

Вообще-то повышенная внушаемость (на профессиональном языке «гипнабельность») – внеоценочное качество, проявлять которое склонны люди как «хорошие», так и «плохие». Анализа и оценки требуют последствия, ожидающие повышенно гипнабельных граждан. И пишу я обо всём этом только потому, что история развития общества убедительно свидетельствует: повышенная внушаемость масс, как правило, используется в неблаговидных целях. Думаю, что мы должны отдавать себе в этом отчёт и всеми доступными способами противостоять нашей склонности к социально-политической гипнабельности.

Для этого достаточно знать, что внушение напрямую связано с нейтрализацией критического мышления человека. Стоит только этот тип мышления подключить (а каждый из нас в той или иной мере им обладает) – и чаще всего «чары» рассеиваются. Критическое мышление можно активизировать с помощью вопросов, которые в нужный момент имеет смысл задавать самим себе. Здесь главными, как мне представляется, будут вопросы не «что?», «кто?», «где?», «когда?» и «как?», а «почему?» и «на основании чего?». «Почему я должен верить…?». «На основании чего меня убеждают…?». «Почему я занял именно эту позицию в своих рассуждениях?». «На основании чего я усомнился…?». Ну, и так далее…

Как психотерапевт, в прошлом многократно использовавший лечебный гипноз, беру на себя смелость призвать своих сограждан: давайте жить так, чтобы наши решения и поступки были, прежде всего, ОСОЗНАННЫМИ! Только в этом случае мы будем готовы принять их последствия, никого в них не винить и по мере сил преодолевать те последствия, которые окажутся негативными.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей