Журнал «Север» в ситуации second-hand

Чтиво. Личное мнение
11:22, 22 Января 2009
Загрузка...

Галина Акбулатова, член Союза писателей России:


Время мчится стремительно, и уже, наверное, мало кто помнит, как в октябре 2007 года вокруг литературного журнала «Север», точнее, его «политики» между писателями Карелии велась яростная полемика, к которой были подключены СМИ как в республике, так и за ее пределами. В результате произошла смена команды, и журнал возглавила член Союза писателей, в прошлом директор Центра образования Петрозаводска Елена Пиетилияйнен. Под руководством нового главреда вышло 14 номеров, и журнал снова залихорадило. На этот раз от госзаказа, который, считают нынешние сотрудники «Севера», убьет журнал.

Свою точку зрения по этому поводу высказывает писательница Галина Акбулатова, многие годы проработавшая в «Севере» и ушедшая в отставку вместе с бывшим главредом Яной Жемойтелите.


– «Снилось Фёдору Гавриловичу Звонарёву, будто ловит он карасей руками в мелком, заросшем водорослями пруду. Рыбы было много и вся крупная. Однако всякий раз, лишь только он запускал пальцы под колючие жабры, карась непостижимым образом ускользал…» – читаю роман Леонида Волкова «Живые собаки и мертвые львы», написанный в 1993 году, размещенный в сети «Проза. Ру», «Gramotey» в 2002 и на бумажных страницах «Севера» в 2008 году (№9-10, 11-12).

Мне показалось, что этот фрагмент довольно точно прорисовывает ситуацию с петрозаводским журналом «Север», где рыбак – редактор, а карась – местный автор, который никак не дается в редакторские руки. Только в двух последних сдвоенных номерах львиную часть журнальной площади съедают завсегдатаи сетелитературы. Например, повесть «Примак» нового автора «Севера» петербургжанина Вильяма Козлова читатели прочтут в первом новогоднем номере. А я познакомилась с этим автором на сайтах «Проза. Ру», Liv.ru, erlib.com, bookz.ru, где и взяла понравившуюся мне цитату: «Пусть примак живет… если те к себе его пустят…»

Кроме Вильяма Козлова в этом же номере нас ждет встреча с Виктором Акуловым из Воронежа. Его повесть редакция представляет как роман «о человеке, зараженном вирусом иммунодефицита. Причем это повествование не от наблюдателя со стороны. Это взгляд изнутри, поскольку автор признается, что он сам инфицирован, а поэтому текст приобретает особую ценность» (ну какая же в этом «особая ценность», скорее – «особая трагичность»). Текст этой повести «висит» на сайтах Lib.ru и «Проза. ру». Журнал «Шаги экспресса» (№ 9 (21), 2007) также сообщил о публикации «Носителя» на своих страницах.

Ранее, в 5-6 номере «Север» опубликовал повесть «Каста» молодого прозаика из Москвы Константина Розанова (опубликована в 2007 году в восьмом номере альманаха «Литрос»). В этом же номере повесть израильского автора Ефима Гаммера «Укрылась женщина в снегах» (из книги «Танцы на перевернутой пирамиде», изданной в 2005 году, размещена в интернете на «EXEBOOK»). Воспоминания петербургского профессора и литератора Александра Ковалева «Там, на холме под солнцем…» («Север» №№7-8, 9-10, 11-12) находим на сайте «Проза ру.» и сам Александр Ковалев сообщает, что «повесть "Там, на холме под солнцем..." давно уже вышла отдельной» книгой». Интервью Е. Елагиной с питерским поэтом и культурологом А. Машевским можно прочитать на www.ndgazeta.org. В «Севере» – в №11-12 номерах за 2008 г. Анонс редакции как удар по голове:

«Любителям философского чтения и размышлений ко двору придется интервью с поэтом и культурологом Алексеем Машевским «Базовые ценности в процессах эволюции и деволюции». Речь в нем идет на основе имманентных и трансцендентных факторах бытия об отсутствии соборности в современном обществе по сравнению со средневековьем и о возможных путях развития человека как биологического вида…»

Подача «Диктатуры любви» Сергея Снежного (в «Проза. ру» – «Технология любви») столь же завлекательна: «Произведение построено на версии, на предположении, что все, что произошло, произошло из-за несчастной любви одного из вдохновителей исламистов к русской красавице, в тексте присутствуют также шокирующие подробности планируемых террористами крупномасштабных операций, витиеватая любовная линия главных героев и загадочные мистические события, напрямую связанные с терактами…»

По-моему, «версия» – одно из предположений... Но дело не в нюансах (хотя и в них – тоже), а в том, что повесть уже отметилась в рунете. На «Проза. ру» читаем: «Остросюжетный эротический роман… Несколько военных разведок ведут охоту за абсолютно новым видом оружия...»

Должна уточнить: я не ставлю здесь своей целью давать оценку художественным достоинствам упоминаемых в статье произведений. Меня интересует ситуация в целом.

Я пытаюсь понять, почему бывшая могучая империя «Север», которую всего каких-то полтора десятка лет назад питерский критик в одном из своих обзоров называл «столицей русской литературы», сегодня ходит по интернетовским задворкам и собирает с миру по нитке? Если сетевые литературные журналы стремятся достичь уровня лучших бумажных – и достигают, то «Север», еще в 2005 году слывший одним из лучших толстых литературных журналов России, ныне опустился до уровня сетевых в период начала их становления. К примеру, если вы кликните на сайте «Севера» страницу «наша команда», то убедитесь, что команды (я имею в виду команду профессионалов-редакторов) здесь нет. Есть два кандидата педнаук – главред и ответственный секретарь (она же ассистент кафедры литературы КГПУ), и один «специальный корреспондент». Всё. Ни отдела прозы, ни отдела поэзии, ни отдела критики-эссеистики, которые есть сегодня даже у сетевых журналов.

С другой стороны, зачем редакторы, если можно пользоваться таким бездонным источником, как сетелитература?! Но достоинство и престиж журнала (неважно сетевого или бумажного) – заполучить вещь эксклюзивную во всех смыслах. «Эксклюзивы» 2004-2007гг. – произведения молодых петрозаводских прозаиков В. Рудака, А. Бушковского, А. Смирнова, «примаков» – известной финской писательницы М.-Л. Миккола, недавно получившей в Москве золотую медаль за переводы русской поэзии, Захара Прилепина из Нижнего Новгорода, ныне широко известного российского писателя, москвича Виктора Сиротина и других. Если эксклюзива нет, то и журнала нет. Не случайно, сетевой журнал «Русский переплет», где я недавно «опубликовалась», поставил непременным условием «право первой ночи» и заставил модератора снять мою статью с сайта «Севера», размещенную без согласования с «Переплетом».

Наверно, все-таки у «Севера», как и у других региональных журналов – «Урала» (Екатеринбург), «Подъема» (Воронеж), «Толоки» (Курск), «Сибирских огней» (Новосибирск)… – помимо отслеживания общероссийской литературной ситуации, есть свои, специфические задачи (отражение местного литпроцесса, выращивание молодой писательской поросли, восстановление в своих правах литературной критики, приказавшей долго жить в провинции, в том числе и в Карелии, и, конечно, рассказ о своем крае, о его уникальных уголках, музеях, художниках, выдающихся людях…). За присутствие «местного компонента», разумеется, в достойном исполнении, а также памятуя, что писателю «подстоличной Сибири» (так в позапрошлом веке называли Карелию) в центральные журналы и издательства не пробиться, власть и поддерживает финансово «Север».

Вопрос – в каких пропорциях в карельском журнале давать местных и неместных – дискутируется по сей день, и в конце прошлой недели на форуме журнала «Север» появилось даже обращение к читателям и писателям – обсудить новую «старую» проблему, то есть проблему наполняемости журнала, финансируемого из карельского бюджета, текстами местных авторов.

Свою позицию на сайте высказал член редакционного совета «Севера» Константин Гнетнев: «По существу, дело теперь обстоит так: если писатели республики сумеют выдать раз в 2 месяца необходимый объем качественной, пригодной для публикации в российском литературном журнале, прозы, поэзии, публицистики и пр. (объем строго определенный, его можно высчитать с точностью до знака), то Минкульт считает, что редакция справилась с планом, и платит ей зарплату. Если писатели Карелии не сумеют создать необходимого объема качественной литературы, виновной официально признается редакция журнала и её главный редактор. Подобная находка карельского Минкульта – выдающееся административное открытие современности, до которого не смог догадаться даже такой администратор-иезуит как И. В. Сталин…»

И все-таки, вопрос – почему в нынешнем «Севере» 200 журнальных страниц отдается пришельцам (как в 11-12 за 2008 год – Г.А.) и только 40 – местным, при финансовом обеспечении журнала из бюджета Карелии? – зависает в пространстве, и не только виртуальном.

Сегодня я слышу о возможном новом тандеме в «Севере»: Дмитрий Новиков (главред) и Елена Пиетиляйнен (менеджер). Наверное, это было бы неплохо: талантливый писатель, имеющий всероссийскую известность, вращающийся в кругу одаренных молодых писателей и критиков страны – и успешный менеджер (именно в этом качестве Е. Пиетиляйнен, по-моему, неплохо зарекомендовала себя). Главред, как и положено главреду, занимался бы непосредственно литпроцессом, литературной политикой, формированием журнальных номеров и, конечно, кадрами. А его помощник – продвижением «продукта», подпиской, рекламой, паблик релейшн, одним словом – менеджментом. Возможно, при таком раскладе состоялся бы и другой тандем – сочетание в разумной пропорции «карасей» с «примаками» – и журнал в скором времени обрел бы современное лицо с северными чертами.

Пока же положение серьезное: страна, и значит, республика переживают экономический кризис, пик которого еще впереди. Придется всем потуже затянуть пояса. И если правда, что в журнале нет рукописей местных авторов или их чрезвычайно мало, чтобы заполнить страницы журнала, то, может, и не стоит «раздуваться» до большого формата и 240 страниц. Кстати, инициатором столь масштабного журнального формата и оформления был предшественник Я. Жемойтелите Станислав Панкратов (1935-2005). Он делал журнал «под себя» – яркого, темпераментного, обладающего большим весом (и в прямом и в переносном смысле). Насколько мне известно, он вкладывал в этот формат и свои личные финансы.

К сожалению, ситуация на наших глазах из большеформатной превращается в малоформатную. Все очевиднее, что жить нужно по средствам, а работать с реальной отдачей. Для журнала «Север» это значит – создавать свой эксклюзивный продукт.

Закончить свою статью я хочу словами кандидата филологических наук С. Захарченко, которые я прочитала на сайте «Литературной России (архив 2006 г): «И пока «Север» будет искать гениев в чужих землях, вместо добросовестного отбора крупиц «Онежского словесного жемчуга», мои вопросы о том, как и чем сейчас живёт карельский писатель и куда деваться карельской литературе, останутся без ответа…». Сказано словно сегодня, хотя относилось к «Северу» 2006 года, когда карельская литература в журнале еще просматривалась. 

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей