Надежда Лобанова, старший научный сотрудник сектора археологии Института языка, литературы и истории КНЦ, кандидат исторических наук:
– Почему-то в самые критические времена для России люди пытались искать утешение в чудесах. Как только в обществе начинаются какие-то катаклизмы, тут же вылезают на свет колдуны, маги и экстрасенсы, в небе начинают летать НЛО, а места силы с удвоенной энергией выбрасывают энергию. Люди словно пытаются сказкой скрасить грубую реальность. Одной из таких сказок можно назвать и знаменитую гору Воттоваару, что расположена в Муезерском районе и давно притягивает к себе внимание любителей пошаманить и помедитировать. Говорят, что на этой горе саамы совершали ритуальные жертвоприношения и оставили после себя множество сейдов – культовых сооружений из камней. Собственно, в масштабах истории миф этот совсем «молодой» – ему нет и двадцати лет. И скоро книга, которая сейчас готовится в Карельском научном центре, принесет много разочарований поклонникам этого «места силы».
Это современные мифы, которые паразитируют на интересе людей к необычным явлениям, и отчасти его формируют. Заметно стремление авторов немедленно растиражировать в средствах массовой информации (особенно на Интернетовских сайтах) псевдосенсационные откровения и домыслы, ориентированные на широкую публику. Можно догадываться, что здесь есть доля косвенной саморекламы, и некоторые авторы хотели бы прослыть в общественном мнении признанными специалистами по части «загадочных» каменных объектов на российском Севере. Другие разносят в Интернете слухи о разрушении «сейдов» и требуют их охраны, например, петербургские туристы из клуба «Мумми-тролли» (в действительности, проблемой является появление новых, а не разрушение существующих «сейдов»). Материальные интересы открыто не выдвигаются на первый план. Впрочем, некоторые активисты надеются получить субсидии от богатых спонсоров, а «серьезные» организации (см. материалы С. Симоняна и В. Дятлова), кажется, не прочь контролировать гору преимущественно в стиле известного литературного персонажа, О. Бендера, который представлялся экскурсоводом и взимал деньги на ремонт кисловодского карстового Провала, чтобы тот «еще больше не провалился».
В 2008 году комплексная экспедиция Карельского научного центра занималась обследованием горы Воттоваара и ее окрестностей. Последней каплей, которая переполнила чашу терпения карельских чиновников, стало письмо финнов в защиту Воттоваары и ее уникальных саамских памятников культуры. Западные защитники уникального объекта (Министерство окружающей среды) дали и деньги на исследования. В общем, все совпало: и интерес финнов, и деньги, и желание, в конце концов, разобраться, что же это за удивительное место такое. Прошлым летом была организована целая серия экспедиций, где нам посчастливилось работать вместе с геологами. Я говорю «посчастливилось», потому что это именно те специалисты, которые больше всего нужны нам, археологам, в подобных случаях. Мы пытались найти хоть какие-то свидетельства присутствия древнего человека в этих местах. Обследовали не только гору Воттоваару, но и более широкую территорию, окружающую ее в радиусе 15 километров. Результат оказался отрицательный, к сожалению для меня, потому что я надеялась, что что-то там все-таки было. Ну, не хотелось мне закрывать такой раскрученный бренд Карелии.
Я побывала впервые на Воттоваааре в 1995 году буквально пару часов, и тогда эта гора произвела на меня огромное впечатление. Позже я отдала предпочтение Белому морю, но всегда помнила об этом красивом месте, которое на это раз не показалось мне уже таким загадочным. Сейчас мы готовим большую публикацию, где будут представлены все исследования, в которых принимали участие несколько институтов Карельского научного центра РАН – леса, геологии, биологии, история, языка и литературы.
Пришлось, конечно, залезть в Интернет и посмотреть, что по этому поводу говорят во всемирной паутине. На первый взгляд, там шквал информации, но стоит почитать повнимательнее, и оказывается, что все это по сути (за редким исключением) перепечатки одного и того же, только с каждым разом информация становится все более фантастической. Пересказывают какие-то детективные невероятные истории, далекие от реальности.
Справедливости ради надо сказать, что на Воттоваааре появлялись отдельные геологи еще и до нас. Это была комплексная экспедиция Склярова из Санкт-Петербурга. И они тщательно изучили материалы по горе Воттовааре. Во-первых, ученые попытались проверить, действительно ли в тех местах происходят всякие аномальные явления. Рассказывают-то всякое: будто на горе Воттоваара останавливаются часы, вода закипает при температуре не 100 градусов, а значительно ниже, нарушаются другие физические законы, пропадают люди. Более того, некоторые туристы наблюдают там какие-то силуэты людей или непонятно кого. Одно название «Смерть-гора» уже о чем-то говорит. Кроме того, питерские исследователи почерпнули из Интернета информацию, что там есть озера очень мелкие – буквально сантиметров 40 глубиной, в которых никто не живет. Они мертвые. Ну а кто там на такой глубине может жить? Еще была информация, что там все безжизненно, нет муравейников, и как поется в песне, «деревья не растут, птицы не поют» и, в общем, все плохо.
Кое-какие сайты ссылаются на данные еще какой-то экспедиции, которая обследовала донные отложения на вершине горы и обнаружила там повышенное содержание фосфора и кости животных в большом количестве. После чего заговорили о том, что на Вотовааре совершались какие-то кровавые жертвоприношения. В общем, ясно: культовое место. И вот питерцы перед своей поездкой собрали эту информацию и решили обратиться к тому человеку, который все это открыл, то есть к Марку Шахновичу, сотруднику Краеведческого музея Карелии. В Интернете везде написано, что именно он является первооткрывателем Воттоваары. Питерские ученые написали ему письмо с просьбой присоединиться к их экспедиции. Получили неожиданный ответ: забудьте, мол, вы про эту гору, развелось слишком много ненормальных, помешанных на паранормальных явлениях, и если уж проводить исследования, то на высоком уровне. Ученые обиделись, но написали второе письмо, что, мол, мы люди серьезные, у нас уровень. И если нетрудно, ознакомьте нас с вашими результатами по фосфору: кто проводил анализы? Каковы результаты? Последовало второе письмо, что все это он, Марк Шахнович, придумал сам лично, потому что нужно было привлечь художников на пленер. Но, видимо, он не ожидал, что дело примет такой оборот. Приехали питерские ученые в Муезерский район, встретились с С. Симоняном, и сразу стало понятно, почему Шахнович отказался участвовать в их экспедиции. Симонян – местный житель, который еще со школьных лет занимался поисковой работой. Он рассказал, что название Смерть-гора относится не к Воттовааре, а к соседней горе, не такой высокой, где погиб партизанский отряд Григорьева в годы Великой Отечественной войны. Но сам Симонян был с детства зачарован красотой Воттоваары. Впервые он попал на гору в 70-е годы. Ну, во-первых, там красиво. Гора высотой 417 метров над уровнем моря в любом случае впечатляет. И он тогда обратил внимание на эти Сейды и все время хотел, чтобы приехали ученые. В своих статьях Симонян пишет, что шесть лет пытался найти специалистов, но все игнорировали его просьбы. Обращался он, почему-то, к писателям. Почему именно к ним, когда у нас есть Академия наук, где работают специалисты? Уж они-то не отказали бы, наверное. Никто из наших археологов никогда не слышал об этой горе до тех пор, пока не поднялась шумиха в обществе. Да и Шахнович узнал о ней, когда приехал в эти места и встретился с Симоняном. Правда, тогда он большого интереса к горе не проявил. А через пару лет появилась статься Шахновича, что он открыл это место.
В общем, питерская экспедиция приехала, встретилась с Симоняном, поработала, и оказалось, что мифов там более чем достаточно. Во-первых, приборы там работают нормально. Радиационный фон даже немного ниже, чем в окрестностях. Проверили, как чайник закипает – все нормально, закипает он при ста градусах. Никаких видений, часы не останавливаются, приборы не ломаются, и деревья растут, и птицы поют, и даже есть муравейники. Единственное, в чем они не пришли к общему мнению – так это о характере этих каменных нагромождений. Геолог сделал заключение, что это природные объекты. Подобные камни есть везде в приполярных зонах, где прошел ледник.
На Воотовааре Шахнович насчитал чуть не 2 тысячи классических сейдов на ножках. А что касается силы этого места: всегда были, есть и будут люди, которые что-то чувствуют. Но это скорее сила самовнушения, потому что нет ни одной находки, ни одного предмета материальной культуры, которая подтвердила бы, что люди в Средневековье или более ранние времена использовали Воттоваару как "место силы". Более того, предположение о том, что камни «на ножках» являются саамскими культовыми сооружениями, создали московский археолог А.Я. Брюсов и карельский краевед А.М. Мулло. Первый писал об этом еще до войны, а второй подхватил идею в 60-70-е гг. 20 века. Следует заметить, что подобные объекты в зарубежной Северной Фенноскандии (Финляндии, Швеции и Норвегии) никогда не упоминались в качестве культовых саамских (Шеффер, Итконен, Манкер). Путешественники по Кольскому полуострову тоже о таких «сейдах» не сообщают (см., например, Визе, Кастрена, Харузина, Волкова и др.). Обычно на священных местах саамов находили остатки жертвоприношений – скопления оленьих рогов и других предметов, а о многих из них историческая память сохранилась и до нашего времени.
Имеющиеся данные расходятся с утверждением о наличии на Воттовааре крупного культового комплекса саамов, который в таком случае повисает в этнокультурном и хронологическом вакууме.
Мы люди, и мифы нам нужны. Но не когда это касается истории. Ложь, даже ради какой-то красивой идеи, ни к чему хорошему не приведет. Одно вранье повлечет за собой другое. Но все равно рано или поздно станет известна истина. Может быть, в Муезерском районе мало памятников, а туристам надо что-то показывать... Но ведь никто не умаляет заслуги Воттовааары как уникального природного объекта с точки зрения геологии и географии. Прекрасные пейзажи представляют собой находку для тех, кто любит фотографировать. Существует другой аспект – исторический – для тех, кто интересуется Великой Отечественной войной.
Интерес к подобным мифам вызван явно тем, что люди не находят удовлетворение в реальной жизни. Это как эффект плацебо. Я встречалась с людьми, которые приезжают на Воототваару не первый год, из разных уголков страны. Они говорят, что прекрасно себя чувствуют на этой горе. Они верят во что-то, стоят на коленях, молятся, чего-то просят у своего бога. Но факты неумолимы – памятников саамской или какой-то другой культуры там нет. И ничего тут не поделаешь.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание