Тоня Юфа: "Калевала" — закрытая для меня тема"

Чтиво. Частная жизнь
13:03, 23 Июня 2009
Загрузка...

Похоже, на Тоне Юфа семейная традиция иллюстрировать «Калевалу» оборвется. По крайней мере, сейчас дочка и внучка знаменитых художников не находит вдохновение в карело-финском эпосе. Новое поколение Юфа выбирает современное искусство. Вообще, родиться с такой известной фамилией и не стать художником, практически невозможно. Так что можно сказать, что судьба Антонины была предопределена, хотят этот представитель художественной династии отличается строптивым нравом и яркой внешностью. Каждое ее появление на публике – это маленький перформанс, центром которого становится сама художница. То она с лиловыми волосами, то с голубыми, то абсолютно лысая. Она словно арт-объект ,сошедший с яркого живописного полотна или с экрана видео-арта. Это тоже своеобразный вид творчества, хотя сама Тоня признается, что не придает какого-то особого значения своим экспериментам с внешностью. Просто она не может по-другому. Настоящий художник проявляет себя во всем как творческая личность. И тем интереснее наблюдать за Антониной Юфа, потому что это сразу три художника: один удивляет зрителей в публичных местах своим внешним видом, другой – в графических работах, а третий – в ярких фотографических автопортретах.


– Тоня, на тебя не давить груз семейных художественных традиций? Уж слишком не похоже то, что ты делаешь, на работы Тамары и Маргариты Юфа. Не пытаются тебя мама и бабушка наставить на путь истинный?

– Иногда спрашивают: чем ты занимаешься? Когда я была маленькой, они много со мной занимались рисованием. А потом произошел какой-то перелом, и я поняла, что надо идти своей дорожкой.

– Визуальный язык Тамары и Маргариты Юфа очень похож. Неужели эта среда, художественная традиция, которая все время культивировалась, не оказали на тебя влияния?

– Конечно, оказали! Может быть, без этого я бы и не стала художником. Дело не в том, что один визуальный язык хороший, а другой плохой. У каждого он свой. Был определённый промежуток времени, когда я совсем перестала рисовать, за это время многое изменилось . И когда я снова вернулась к этому занятию, то все уже было совсем по-другому. Я осознала, что я – это я, я сама по себе, а мои родные сами по себе. Я иногда слышу советы о том, что мне стоило бы продолжить семейную традицию заняться «Калевалой». Но это абсолютно не моя тема. То ли сам эпос уже приелся, то ли лично мне он не интересен, но «Калевала» – для меня закрытая тема.


– Когда ты почувствовала себя художником?

– Осознание этого пришло недавно… совсем неожиданно… вообще я мало раздумывала на эту тему, не очень люблю давать всему определения.

– То есть ты себя осознаешь художником перед листом бумаги или за печатным станком. А город тебя знает как творца совсем с другой стороны. Любой твой поход в булочную или кафе превращается в паблик-арт, ты творишь буквально одним своим появлением на улице. Иногда в этом акте творчества ты проявляешь себя ярче, чем в графических листах… Многие художники мечтают, чтобы на них обращали внимание, натужно придумывают, чем бы выделиться из толпы, а у тебя это получается очень естественно.

– Может, со стороны это и выглядит как удачный PR-ход, но я никогда не задумывалась о том , что я как-то не так выгляжу. Для меня это совершенно обычно. Ну, конечно, люди иногда удивляются, когда узнают, что еще я делаю офорты.

– Твоя внешняя жизнь как-то проявляется в воем творчестве?

– Скорее, проявляется моя внутренняя жизнь… К моим внешним проявлениям ближе мои фотографии. А к внутренней жизни – графические работы.


– В начале нашего разговора ты сказала, что вдруг поняла, что у тебя своя дорожка. Какая она?

– Современное искусство.

– А тема? Что тебя волнует больше всего?

– Я просто подхожу к листу и начинаю рисовать. Я не беру образы из жизни, это мои придумки, мои личные заскоки. У меня все в жизни строится на противоречиях. Я это очень хорошо чувствую и мне порой любопытно наблюдать за самой собой. Мне интересна вечная борьба.

– Ты занимаешься довольно непростым делом – тиражной графикой. Получается, с виду такой нежный цветок, а приходится возиться в красках, в грязи, что-то царапать на металле, травить кислотой. Почему все-таки графика? Это дань семейно традиции, где все занимаются графикой?

– Нет, тем более офортом в нашей семье занимаюсь только я. Мне очень нравится сам процесс. Когда долго не могу попасть в мастерскую, начинаю тосковать. Это не та грязь которой стоит бояться.


– Каково быть молодым художником в Петрозаводске?

 – Да замечательно! Две работы сделал – и ты уже известен! Но на самом деле здесь болото. Не зря же все молодые хотят уезжать из Петрозаводска. Я тоже хочу. Здесь все слишком медленно, спокойно, тихо. А хочется динамики. Я себя чувствую по-другому в больших городах. Там больше стимулов развиваться.

Записала Юлия Утышева

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей