Смиренный труд и вера во власть

Чтиво. Личное мнение
17:02, 04 Сентября 2009
Загрузка...

Вадим Штепа


Летом, когда американцы отмечали 40-летие фантастической прогулки человека по Луне, российский президент принял решение поддержать идею преподавания в школах основ религиозной культуры. Также он высказался за введение в армии института воинских священнослужителей.

В общем, это пусть проклятые янки летают на Луну – а мы будем изучать «традиционные конфессии» и воевать за них…

Правда, в этих рамках предлагается широчайший плюрализм: школьники и их родители могут самостоятельно выбирать предмет изучения. «Во-первых, это могут быть основы православной культуры, основы культуры мусульманской, основы иудаизма, буддизма. То есть по этим вопросам и ученики, и их родители смогут принять решение», – пояснил Дмитрий Медведев.

Как можно заметить, в перечень «традиционных» религиозных культур российской властью зачислены лишь православие, ислам, иудаизм и буддизм. А куда податься, к примеру, детям из католических или протестантских семей? Кстати, и в армейские священнослужители по этой логике также надо призывать не только православных батюшек, но и мулл, раввинов и лам.

Впрочем, есть и другой, еще более «равноправный» вариант этой повальной клерикализации. «Если найдутся те, кто захочет изучать всё многообразие российской религиозной жизни, для таких учеников может быть разработан общий курс по истории традиционных крупнейших конфессий нашей страны, – сказал Дмитрий Медведев. – Наконец, третий вариант: тем, кто не имеет определённых религиозных убеждений, у кого они не сформировались, должно быть предоставлено право изучать основы светской этики».

Зададимся, однако, таким вот «бездуховным» вопросом: это какое же обилие лесов надо извести на тиражирование всех этих вариантов учебников?! Но самое главное – почему какие-то предметы в светских школах должны преподаваться в зависимости от наличия или отсутствия у учеников «определенных религиозных убеждений»? Школа должна быть к этому абсолютно индифферентна – ибо, по Конституции РФ, «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 14). Похоже, президент-юрист давно не заглядывал в Основной Закон своей страны...

В советских школах религию не преподавали – и, разумеется, можно согласиться с тем, что таким образом у учеников возникал существенный пробел в понимании различных произведений мировой культуры и литературы, основанных на религиозных сюжетах. Единственной общеобязательной «религией» был тогда марксизм-ленинизм. Но следует ли с отказом от него скатываться в досоветскую общеобязательность «закона божьего»? Не достаточно ли того, что каждая конфессия имеет полное право организовывать собственные учебные заведения (воскресные школы), которые могут посещать дети из религиозных семей в свободное от основной учебы время?

Что же касается преподавания религии в государственных школах, то здесь – при всей своей нелюбви к унификациям – я считал бы действительно нужным единый, но подчеркнуто светский учебник энциклопедического характера, просто дающий сведения о различных вероисповеданиях, без уклона в то или иное из них. И кстати, кто это решает, какая конфессия «традиционная», а какая нет? А если дети захотят изучать практики карельских или сибирских шаманов, путь знания индейцев яки или психоделическую кибер-религию Тимоти Лири? Пусть в этом учебнике присутствуют и все современные культы!

Кстати, попутно выяснилась ложность известного утверждения, что нет в отечестве пророков. Пока этот эксперимент с преподаванием религий планируется развернуть лишь в 18 регионах (Карелия в их число вроде бы не входит), но, как обещает Дмитрий Медведев, «распространить наработанную практику на всю страну, возможно, например, с 2012 года». Заметьте, что, к примеру, Барак Обама не строит американцам планов на год окончания своего президентского срока.

Религиям, громко провозглашающим себя «мировыми» и «традиционными», вообще свойственно игнорировать мировое региональное многообразие, с его множеством специфических – и подлинно традиционных – локальных культов. Так, к примеру, учебник «Основ православной культуры», создаваемый в сотрудничестве с Московской патриархией, фактически выражает ее унитарную точку зрения на историко-религиозные процессы в России. Вряд ли на его страницах найдется место для адекватного и уважительного описания полуторавековой истории «Республики Выгореции» – весьма обширного староверческого поселения, существовавшего на территории Карелии в XVIII-XIX вв. Хотя это был фактически общероссийский духовный центр староверов-беспоповцев – со своей уникальной школой иконописи, книгоиздания и зодчества. Там были составлены легендарные «Поморские ответы», на которые у официальной церкви не нашлось других аргументов, кроме репрессий… Кстати, Олонецкая епархия РПЦ (ныне – Петрозаводская и Карельская) была создана в 1828 году именно для «борьбы с расколом», то есть с поморскими староверами. Так можно ли ожидать от создателей учебника ОПК и епархиальных деятелей, которые здесь будут преподавать по нему, непредвзятого отношения к этой теме? А ведь Выгореция – неотъемлемая часть культурной истории Карелии.

Но наверняка еще более острый идейный конфликт возникнет у этого догматического курса с интересом творческой молодежи Карелии к калевальской и «гиперборейской» мифологии. Она имеет явные дохристианские корни, но вместе с тем легко гармонирует с популярной фолк-музыкой и нео-этникой. А в христианстве, как известно, все «языческие» сюжеты принято считать «бесовскими». Так что вместо заявленных целей «духовно-нравственного просвещения» этот курс может лишь усугубить разлад в душах современных молодых людей...

Здесь надо учитывать и специфику школьной психологии. Допустим, реализуется первый президентский вариант – с раздельным преподаванием основ различных религий. Итак, в одном классе учат, что Иисус – бог, в другом – что он лишь пророк, а для сидящих в третьем его вообще не было. И вот звенит звонок, и на перемене между учениками начинается очень толерантное выяснение, кто более прав…  

Эти благие намерения способны привести лишь к противоположному результату. Многие яростные атеисты-революционеры начала ХХ века стали таковыми именно потому, что в детстве их перекормили сусальной религиозной пропагандой. Однако то же впоследствии стало и с пропагандой советской – когда в школе она стала навязчивой принудиловкой, никто больше не верил ни в какие «светлые идеалы коммунизма», они превратились в сплошной анекдот, и СССР рухнул.

Впрочем, к советской эпохе можно относиться как угодно, но трудно отрицать, что в сознании целых поколений она задала футуристический вектор – технологического и космического прорыва. А нынешнюю российскую реставрацию с уроками религии в школах вряд ли предвидели даже самые продвинутые фантасты...

Но эта реставрация – неизбежное следствие превращения страны в сырьевой придаток (громко называемый «энергетической сверхдержавой»). Пока есть газ, нефть и лес, их хозяевам от населения нужны лишь смиренный труд и вера во власть – а это лучше всего обеспечивают религии. И пусть на «еретическом Западе» выдумывают альтернативную энергетику, высокие технологии и новые социальные стратегии – а у нас будут петь римейк старой песенки: «Бога правильно молить – учат в школе, учат в школе, учат в школе»…

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей