Интересное кино Раисы Мустонен

Чтиво. Частная жизнь
17:00, 01 Октября 2009
Загрузка...

Карельская писательница Раиса Мустонен пишет сценарии для детективных сериалов и ждет, когда народ перестанет их смотреть.


У кого-то кризис, а у экс-редактора отдела прозы журнала "Север" Раисы Мустонен работы невпроворот. В новом телесезоне только в сериале "Улицы разбитых фонарей-9 и 10" зрители увидят восемь «свежеиспеченных» фильмов по ее сценариям (а всего с разными соавторами написано уже около двадцати серий для этого сериала). Сейчас она вместе с известной питерской сценаристкой Инной Свеченовский работает над собственным проектом – восьмисерийным детективом, съемки которого состоятся в следующем году. В перерывах умудряется писать вместе с соавтором новые серии для живучих экранных "Ментов". Поэтому попасть на аудиенцию к востребованной отечественными киностудиями сценаристке сегодня не легко. Но для "Столицы для Онего" Раиса Мустонен сделала исключение и рассказала о своем "полутехническом" творчестве и жизни без страстей.


Все как в жизни

– Раиса Генриховна, когда Вы работали в журнале "Север", были на виду, в центре событий. Стоило уйти на пенсию – и Вы стали домоседкой, о Вас практически ничего не слышно. Неужели не страшно находиться вдали от бурной общественной и писательской жизни?

– Поначалу я переживала, что выпала из жизни, тосковала по общению с пишущей братией. Сейчас же наоборот – я рада, что могу себе позволить спокойно работать дома и круг моего общения ограничен. А работы, которая связана с кино, у меня сегодня выше крыши. И, слава Богу, что она у меня есть. Иначе бы я затосковала. А сейчас у меня практически не бывает депрессий, потому что времени на них нет. Конечно, создание сценариев – это работа не такая творческая, как проза, но я в нее тоже много вкладываю. Очень многое черпаю из своей собственной жизни – нагло беру случаи из жизни, которые переделываю, переворачиваю и вставляю в детектив. Люблю похулиганить – использую в сценарии имена реальных людей, с их разрешения, конечно (некоторые даже просятся, чтобы я их куда-нибудь вставила). Так, мои знакомые были и женами убийц, и их друзьями-подругами и просто проходными героями. Только злодеям я не даю фамилии реальных знакомых (даже если знакомые этого заслуживают). В наших сценариях часто фигурирует Петрозаводск, Сортавала, Олонец. «Своим» интереснее смотреть фильмы со знакомыми названиями и фамилиями.

– Сценарии Вы пишите в основном в соавторстве с кем-то. Почему не работаете одна?

– Работать вдвоем над сценарием гораздо интереснее, легче и веселее. Это не личное творчество – как проза, поэзия или драматургия. Сценарий – это скорее полуфабрикат, где шеф-повар – режиссер. Раньше мы плодотворно сотрудничали с Дмитрием Вересовым и с Сергеем Прониным, а сейчас я пишу с известной питерской сценаристкой Инной Свеченовской. У нас разные степени дарования: она лучше строит сюжеты, я отвечаю за язык, юмор, а в конечном итоге являюсь редактором.

– А как Вы познакомились со Свеченовской?

– Однажды меня вызвали на студию "Ленфильм", где обсуждали, как сериалу "Улицы разбитых фонарей" развиваться дальше после ухода некоторых главных героев. Там я с ней и познакомилась. А потом нас свел для совместной работы наш общий редактор со студии и сам сценарист Александр Пайгалик. Мы достаточно быстро притерлись друг другу. Сегодня я могу сказать, что Инна – это идеальный для меня соавтор на сегодняшний день.


Любовь продюсеров не интересует

– А как вместе творить, если один сценарист живет в Питере, а другой в Петрозаводске?

– Мы постоянно созваниваемся, активно переписываемся по электронке. Сколько денег на это тратится -– уже не считаем! И разговариваем мы не только по сценариям, а общаемся, делимся сокровенным как подруги, хотя Инна намного младше меня. Она стала мне по-настоящему близким человеком.

– Вы сотрудничаете с Инной Свеченовской уже третий год. И все это время только над "Ментами" работали?

– Ой, мы столько пытались другого сделать, как и с Вересовым, и с Прониным. С Прониным мы даже книгу киноповестей издали -– "Интересное кино!" Но студиям подавай только детективы, которые я вообще не читаю. До чего обидно! И со Свеченовской мы писали и про семейный детский дом, и про любовь… Ведь те мелодрамы, которые сегодня идут на нашим каналам, смотреть невозможно – одни сопли. А мы хотели сделать хорошее кино – заявок и синопсисов (развернутые заявки) разослано масса. И режиссеры есть, готовые снимать эти фильмы. Но ведь в кино сейчас главное – продюсеры, то есть деньги. Пока не удается найти продюсеров. Но ничего, прорвемся. Свеченовская меня постоянно держит в тонусе – давай-давай, твори! Это здорово. И сейчас хоть и детективный сериал пишем, но он наш – собственный.

– Судя по количеству принятых студиями сценариев, проблем с деньгами у Вас сейчас нет?

– Кризис, конечно, отразился на гонорарах сценаристов, чуть ли не в три раза меньше стали получать. Но меня проблема денег сейчас особо не волнует. Сын, слава Богу, устроен: при хорошей работе, женился. Мне не надо его кормить, теперь наоборот он матери немного помогает. Но я рада, что у меня есть работа. Жизнь без работы, как и без любви, бессмысленна. Правда, без одной составляющей – любви – в моем возрасте уже можно обходиться.


Без страстей

– Несколько лет назад Вы сказали, что стареешь тогда, когда теряешь способность любить. Значит, сегодня без любви чувствуете, что возраст берет свое?

– Отметила в нынешнем году юбилей. Чувствую, что сил и здоровья осталось не так много, поэтому и трачу их в основном на работу. Но стареть мне сейчас не страшно. Это поначалу переживаешь из-за возраста, а потом это проходит: желания вернуться в прошлое нет, то, что когда-то хотелось в молодости, сегодня меня не интересует. Сейчас даже легче жить – меня не раздирают страсти, как, например, юных участников "Дома-2". И это утешает.

– Но окопавшись со сценариями в своей квартире, Вы все-таки находите время для общения с людьми?

– К сожалению, не со всеми хорошими и достойными людьми сегодня могу видеться – нет времени. Но с молодыми писателями хотелось бы побольше общаться. Поколение, которое идет за нами, очень интересное: Володя Рудак, Саша Бушковский, Марина Кивирьян, Наталья Стомонахова (в миру – Силакова) и другие. Переживаю за то, что большинство из них не могут издать свои книги, у них на это нет денег. Государство таким талантливым ребятам не помогает, благотворители, способные опубликовать книги молодых писателей, не находятся. Но примеры, когда люди на свои последние деньги издают что-то и не только для себя, меня поражают. Например, познакомилась с художником Виталием Рыстовым. Он – бывший ленинградец, который продал свое жилье в Питере, переехал в Сортавала и издает там альманах "Сердоболь" – первый в истории Северного Приладожья независимый журнал с историко-краеведческо-публицистической направленностью. Восхищаюсь Натальей Ермолиной, выпустившей за свой счет городской журнал "Ptz". Я верю в Наталью как в писателя, но ей некогда этим заниматься. Хотя я и сама сейчас прозу практически не пишу (только эпизодически). Мне так жалко, что народ стал читать гораздо меньше, что пользуются спросом в основном детективы и женские романы. Когда-нибудь ситуация должна измениться. Не могут же люди все время читать и смотреть только детективы?!

Беседовала Наталья Витива

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

Сегодня 17:37
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карельским предпринимателям, готовым предложить свою продукцию на экспорт, есть куда обратиться за безвозмездной помощью — это региональный Центр поддержки экспорта.