ПОСМОТРЕТЬ
Чтиво. Частная жизнь
12:22, 16 Декабря 2009

Казачьему роду нет перевода

Еще несколько лет карельские казаки, объединившиеся в общество, предпочитали политике вареники и казачьи песни. Они были людьми непубличными, участвуя только в мероприятиях, организованных республиканским министерством по вопросам национальной политики. Сегодня ситуация кардинально меняется: казаки берут на себя обязательства по несению государственной службы, выстраивая вертикаль власти в своих обществах.

Атаман Савельев А.М. в день Республики Карелия 08.06.2009г.
Атаман Савельев А.М. в день Республики Карелия 08.06.2009г.


Сплошная госполитика

В том, что казаки стали вновь превращаться в людей государственных, виновато изменение в законодательстве. По словам атамана карельского казачьего общества Александра Савельева, они теперь работают, ориентируясь на 154-й федеральный закон о государственной службе российского казачества. Кроме того, в прошлом году президент Медведев принял концепцию о взаимодействии с казачьими организациями, а в нынешнем создал совет по вопросам казачества. В рамках решения этого совета, в состав которого входят как представители казачьих войск, так и чиновники высокого уровня, было создано 10 профильных и 7 окружных комиссий. По аналогии во всех регионах сформировали рабочие группы по делам казачества. В Карелии такая группа появилась еще в апреле нынешнего года, но официально она была утверждена только в начале декабря. В ее задачи входит подготовка предложений по определению приоритетных направлений госполитики в отношении казачества, обеспечение взаимодействия территориальных подразделений федеральных органов власти, органов государственной власти республики и органов местного самоуправления с казачьими обществами.

"Существует понятие вертикали власти, – сказал Александр Савельев. – Вот такая вертикаль сейчас выстраивается в казачьих обществах. Люди, которые работают по 154 закону, берут на себя обязательства по несению государственной службы. Поэтому казаки взаимодействуют как с правоохранительными органами, так и с природоохранными, работают с молодежью. Но то, что мы раньше делали самостоятельно, работая на голом энтузиазме, сегодня получает определенную законодательную базу, государственную поддержку".


Форму не тронь

В карельском казачьем обществе сегодня состоит около 700 человек от 18 до 84 лет, среди которых есть и женщины – на них, в основном, и держится хор реконструкции казачьей песни. Здесь можно встретить и кубанских, и донских, и запорожских, и волжских, и терских казаков. С 1998 года в общество принимают всех, чьи предки – казаки. И никаких доказательств этого родства не требуют.

На заседании рабочей группы по делам казачества 19.05.2009г.
На заседании рабочей группы по делам казачества 19.05.2009г.


"О каких доказательствах может идти речь, когда люди очень долго скрывали, что они выходцы из казаков? – говорит атаман Савельев, чьи предки – кубанские казаки. – А то, что в нашей республике живет немало людей, имеющих казачьи корни, это общеизвестно".

По словам Александра Савельева, именно в Карелию в XVI-XVII веках сослали казаков-мятежников после Болотниковского и Булавинского восстаний, в 1665 году во время великой смуты казаки защищали Олонецкую губернию от набегов поляков. Но самое активное заселение республики казаками пришлось на 30-е годы прошлого века. Только в 33-м году из Азово-черноморского края (Кубань, Ставрополье, Ростов) в Карелию было переселено 847 семей (около 5 тысяч человек). И практически половина из них здесь погибла от холода и голода.

Карельские казаки не забывают о своих предках, пострадавших в 20-30 годы 20 века. В октябре в Красном бору они установили Поклонный крест в память обо всех репрессированных казаках. Пытаются они возродить и определенные традиции казачества. Например, каждый может иметь форму казачьих войск, в которых служили их предки. Но если человек участвует в официальных мероприятиях Северо-западного казачьего округа, то он должен быть в форме округа – темно-синей с вальсильковыми лампасами. По казачьей традиции справляют обмундирование члены карельского общества всегда самостоятельно. Удовольствие это не из дешевых. Самый простой вариант формы обходится порядка трех тысяч, вариант пошикарней – до 10-15 тысяч рублей.

"Некоторые люди сегодня нелицеприятно отзываются о казаках, называя их ряжеными, – сетует Александр Савельев. – Мол, зачем члены нашего общества носят форму? А зачем карелы надевают свою национальную одежду на праздники? Форма для казаков – это национальная одежда. Думаю, что ряженными казаков называют в первую очередь те, кто потеряли свои корни, свою родовую и национальную память. Мы же старается эту память сохранить любыми средствами – созданием ансамбля, установкой памятных крестов, возрождением традиций. Есть восточная пословица: "Собака лает, караван идет". И наш караван, не смотря ни на что, пойдет дальше".


Деловые люди

Сейчас местные казаки собираются официально зарегистрироваться, как карельский отдел в Северо-западном казачьем округе, а не общественная организация. Для этого в обществе должно быть определенное количество членов и "ячеек" в районах. Ну, а работать на благо отечества казаки готовы уже сейчас. В данный момент они ждут, когда будет принят во втором чтении закон об участии граждан в охране общественного порядка, где есть отдельная глава, касающаяся непосредственно казачьих обществ.

"В результате могут быть созданы казачьи дружины, – поделился атаман Савельев. – Хотя, возможно, что наши общества будут напрямую заключать договора с муниципальными органами на охрану общественного порядка. Мы и сейчас охраняем все церкви, участвуем во всех церковных праздниках, следя за порядком. Но пока все это делаем на добровольной основе".

По мнению казаков, если с ними будут заключать договора на охрану порядка в различных районах города в определенное время, то средства, выделяемые муниципалитетом или региональными органами на эти цели, частично попадут в казачьи общества, за счет которых они смогут развиваться дальше. Тогда они планируют плотнее работать с молодежью: создавать кадетские казачьи классы и казачьи лагеря. Пока же довольно сильная казачья организация есть только в Речном училище.

Тех, кто готов развивать и укреплять казачество в Карелии, уже сегодня ждут в местном обществе казаков, штаб которого располагается в Петрозаводске по адресу: Энгельса, 5. "Я призываю людей, которые чувствуют связь с казачьими корнями, – приходите к нам, – сказал Александр Савельев. – Будем работать вместе на благо казачества и окружающих. И тогда все поймут, что мы не ряженые клоуны, а делаем дело".

Наталья Витива

Комментарии

paramparam
2009-12-22 09:38:43
конь унёс Мартынова в далёкие края
Stul
2009-12-21 23:24:07
Поздравляю атамана! Я бы подарил ему очки. Мартынов и очки. И медальку бы ещё подарил. И шашку. И коня.
Квелебрыст
2009-12-21 20:23:00
Кстати, сегодня Александру Мартынову, атаману русского Союза казаков, исполнилось 67 лет .
люд
2009-12-21 11:25:43
У нас в компании зашел спор, в каком ухе голубые сережку носят. Сошлись на том, что в левом. Кто-то спрашивает: "А если в правом, что это значит?" Находится эрудит, который отвечает, что, дескать, казак носил серьгу в правом ухе, если потерял старших братьев, остался последним сыном в семье, так чтобы не слишком на войну тягали, учитывая это обстоятельство... И тут звучит вопрос: "А если у парня в обоих ухах по серьге?" Пауза и ответ: - Это значит, что последний сын в семье остался, да и тот : пи*@рас!
Квелебрыст
2009-12-20 18:52:33
Меня тоже удивляют "столичные казаки". Если ты казак - твое место на рубежах родной страны. Там и защищай её от врагов "унешних и унутренних". Охрана общественного порядка есть главнейшая задача милиции. И, ежели, кто-то подменяет законные органы - это есть самоуправство. Так скоро и казачьи суды появятся. Хотя. На Дону и Кубани они есть уже. Всыплет вам, скажем, атаман, горячих, например, за курение на улице или за причёску "ирокез". У казачков это уже в порядке вещей. В суд пожалуетесь? А им за это мировой судья общественное порицание объявит. В лучшем случае. Это если они свидетелей не найдут, что ты к слову "казак" обидную рифму приспособил и указав на казачка перстом, вслух её произнёс.
Stul
2009-12-20 18:25:52
Казаки должны с горцами воевать, понятно, что наши то не поедут, оставив без охраны карельские храмы, но научить их вязать варежки для фронта - задача государственной важности! Связал тридцать пар - получи медальку!
corr
2009-12-20 11:20:24
Осталось только создать общество индейцев Карелии. Соответственно в перьях и боевой раскраске. Кого у нас только нет!
Гезалов Александр
2009-12-19 20:35:05
Смешно смотреть на людей, одетых в такие формы, которые в принципе в Карелии смотрятся нелепо, есть же национальные карельские костюмы, но нужная некая форма работы, чтобы "куда то идти строем", не понимаю.Хотя все для политики и чего то еще (как поет Б.Гребенщиков) Печально.Казак, он же рождается в семье казака, как не крути.. А тут..в общем..
мимопроходил
2009-12-17 18:20:06
Пусть будут,за рождество отдельное спасибо.А так еще один клуб по интересам,есть женсоветы,зеленые и пр.Казаки даже симпатичнее,только вот беда в политику полезут,нагайками махать.Зря.
Columb
2009-12-17 11:22:30
A chego za problema-to. Narod ljudi opredelilis' kto oni i kakie tradicii im blizhe. Chem forma-to drugim meshaet? A pro "ponaehali" komment voobshe glupost' ,tem bolee ot prohodimca...
Гость
Выбор читателей

Аналитика

11.12.2017 12:03
Обществоведение
Адвокаты экс-главы Карелии и бывшего директора музея "Кижи" Андрея Нелидова подозревают, что их подопечный стал жертвой разработки спецслужб.
08.12.2017 14:53

Чтиво

07.12.2017 11:20
Личное мнение
В чем заключается мудрость принятого МОК решения об отстранении России от Олимпиады из-за допинга? Мнение Олега Реута.

Опрос

Часто ли вы летаете самолетами из Карелии?