ПОСМОТРЕТЬ
Чтиво. Личное мнение
15:48, 04 Октября 2010

Культура как двигатель региона

Вадим Штепа

 
Состоявшийся в сентябре Пермский экономический форум, в котором мне довелось участвовать, кардинально отличался от аналогичных мероприятий в других российских городах. Он собрал не столько бизнесменов, сколько арт-менеджеров из различных регионов и зарубежных экспертов. Общая тема форума звучала так: «Новая экономика и культурная политика», и основной разговор шел об изменении самих принципов современной экономики, о своеобразной «культурно-экономической революции», в которой все возрастающую роль играют постиндустриальные, креативные стратегии и технологии.
Уникальность Пермского края состоит в том, что здесь еще несколько лет назад начали реализовывать очень непривычную для России стратегию превращения культуры из дотационной сферы в экономический «двигатель» региона. В Перми открываются новые театры, практически круглый год проводятся всевозможные фестивали, европейские художники едут сюда выставлять свои работы напрямую, минуя Москву и Санкт-Петербург. Известный российский галерист Марат Гельман практически переехал в Пермь, возглавив местный музей современного искусства. Пермский центр развития дизайна также радует и удивляет горожан, изобретая и внедряя различные объекты уличного паблик-арта, приближая тем самым облик города к европейскому. Пермь вообще подала заявку на статус культурной столицы Европы 2016 года (это конкурс, во многом аналогичный Евровидению).
И это не замедлило принести существенный экономический эффект. Туристический поток в Пермский край вырос в несколько раз, регионом весьма заинтересовались крупные российские и европейские инвесторы. Но главное – изменилось само сознание местных жителей. Они все менее ощущают себя «провинциалами», молодежь уже более не стремится уезжать в «столицы», но чувствует востребованность своих творческих сил в родном крае. Планы пермского губернатора Олега Чиркунова еще более грандиозны – он задался целью привлечь в Пермь ведущих современных специалистов и превратить свой город в «инновационную столицу» России.
В принципе, для современных европейских стран это не бог весть какое открытие. Там давно уже поняли, что инвестиции в культурное развитие регионов, гораздо меньшие, чем в индустриальные производства, дают, однако, эффект куда больший. Регионы обретают собственное лицо, обзаводятся уникальными брендами и успешно конкурируют за привлечение к себе внимания на мировой арене. Для России это пока в диковинку – поэтому неудивительно, что чиновников на Пермском форуме было немного (хотя поздравления от первых государственных лиц прозвучали). На форум вообще приглашали носителей не должностей, но современных креативных идей, и острые дискуссии между ними зачастую отливались в интересные межрегиональные проекты. Осознает ли и примет ли их власть на вооружение? – по существу, от этого и будет зависеть успех российской модернизации…
Реализация «Пермского проекта» иногда сталкивается и с противодействием местных «почвенников», которые бывают недовольны нашествием «глобального» современного искусства и заявляют о необходимости поддерживать и развивать уникальную древнюю культуру самого края. Сторонники «Пермского проекта» придумали остроумный ответ этим критикам, организовав Музей пермских древностей, со скелетами динозавров и мамонтов. Куда уж древнее?.. Однако, к примеру, в Финляндии таких общественных дискуссий обычно не возникает – там местные мифологии различных регионов и сверхсовременный хайтек не противоречат друг другу, но вполне гармонично сочетаются.
Рассмотрим теперь с позиций пермского опыта ситуацию в Карелии. До нас, к сожалению, тамошнее культурное оживление пока докатывается весьма слабо. Культура у нас по-прежнему воспринимается как нечто требующее дотаций, но не как стратегический двигатель региона. Хотя предпосылки для этой трансформации в нашей культурно богатой республике как раз максимальные.
Министерство культуры, как ему и положено, занято сохранением культурной инфраструктуры – это работа, разумеется, необходимая, но в современных условиях одного «сохранения» мало. Нужно выведение республиканской культуры на принципиально иной уровень, чтобы слово «Карелия» громко звучало в мире и стало неотразимым «магнитом» для туристов и инвесторов. Современной культурой занимается центр «Vыход» – но он, к сожалению, развивается скорее как «вещь в себе» и не «цепляет» широкие массы творческой молодежи, которая по-прежнему мечтает о переезде в другие российские столицы или за рубеж. Зимний международный фестиваль «Гиперборея» не проводится уже два года, организаторы фолк-фестиваля «Carelian faces» нашли себе в этом году площадку только благодаря доброй воле девелоперов из «Охта Групп», готовых приютить этот некогда знаменитый фестиваль на реконструируемой территории ОТЗ…
Глава Карелии Андрей Нелидов любит подчеркнуть в своих выступлениях необходимость опоры на республиканскую культуру, но порой складывается впечатление, что он также воспринимает ее в формате «исторического наследия», а не современного творчества. К примеру – Лонинские чтения в Шелтозере это конечно замечательно и необходимо, но все-таки вепсская культура – это не только «прошлое». Сегодня у нас существует яркая вепсская этно-фьюжн группа «Noid» – почему бы тем, кто отвечает за пиар в правительстве республики, не оказать ей поддержку в продвижении на российскую и европейскую музыкальную сцену? Есть также очень симпатичный девичий дуэт «Anna tulla», поющий на разных карельских диалектах и при нормальной раскрутке способный стать куда популярнее одинаковой радиопопсы… Иными словами, современную карельскую культуру надо делать модной – это необходимая составная часть выработки уникального республиканского бренда.
Наши креативщики, дай им волю и возможности, вообще способны разработать дерзкие и эффективные способы продвижения имиджа республики. К примеру, вторгнуться на глобальный рынок фаст-фуда и потеснить гамбургеры, пиццы и суши карельскими калитками и рыбниками. Но для этого нам, по примеру европейских коллег и с учетом прогрессивного пермского опыта, давно уже пора организовать Агентство регионального развития, которое аккумулировало бы в себе инициативы нашей творческой общественности и взаимодействовало с властью, если она действительно намерена создать новый, современный облик Карелии. И главным эффектом новой культурной политики, что постоянно подчеркивалось на Пермском форуме, станет общественное осознание: «людям здесь жить интересно».

Комментарии

btw
2010-10-11 12:06:18
>> - Мне калитку фри и БигРыбник, пожалуйста!)) Про суши слыхали? Про пиццу? Если слыхали, чего тогда смеетесь?
sekret
2010-10-08 22:54:52
Довеском - редакции.Совет постороннего. Гоните штепу нахуй.Или дайте тему.Может прорвет?
sekret
2010-10-08 21:15:24
К сожалению, автор - очевидно - не еврей.В самом лучшем смысле. Нет живости и ума. Слышно, как кряхтит, выдавая текст.Ну, и запах соответствующий. Эрудиции - и образования - нетути. Наглостью не заменить. Напоминает петуха-кукарекулу - кокко - не вовремя и не по делу. Но громко. Вдруг курочки услышат. Что в Карельской культуре дороже леса? Или камня. Или Гока.??? Только штеппа. Петушок.
corr
2010-10-08 20:42:31
...завкожвЕНдиспАнсером...
Stul
2010-10-06 14:28:47
"Нать, штобы наша избушка овернулась как бы королевскими палатами. А от нашего крыльца до царского дворца мост хрустальной и по мосту машина ходит самосильно" (с) Про карельский фастфуд понравилось)) - Мне калитку фри и БигРыбник, пожалуйста!))
Алексей Максимов
2010-10-06 00:38:00
"...Не хочу быть миллионером, Не хочу быть миллиардером, Не хочу быть московским мэром, Призидентом и даже премьером, Не хочу быть Милиционером, И даже завкожвиздиспонсером, Не хочу быть Нарциссом Пьером, Не хочу быть с огромным хером, Не хочу я быть браконьером, Не хочу я быть гандольером, Не хочу быть наркокурьером, Не хочу быть просто курьером... Я хочу быть акционером ОАО Газпром..." Газпром выполняет свои обязательства, Вы — тому яркое доказательство! По выражению Ваших лиц Сразу понятно, мечты сбылись!
paramparam
2010-10-05 23:49:11
нам бы то, да нам бы это, да не эдак, а вот так.
Клон кота Иннокентия
2010-10-05 22:35:50
Слесарь-звучит гордо! Сварщик - ничуть не хуже, Милиционер-возможно, Главное не Аркадий.
Алексей Максимов
2010-10-05 22:16:26
Клон кота Иннокентия "Был бы ты лучше слесарь Или какой-нибудь сварщик. В крайнем случае, милиционер, Но только не барабанщик!" А.Северный
Клон кота Иннокентия
2010-10-05 22:13:10
Статьи, статьи... Мне скучен Штепа, Читать Ермолину охота, Да Тюков вечно удивит. Столице ставлю я "на вид"!
Гость
Выбор читателей

Чтиво

15.12.2017 15:09
Без политики
Телефоны в ореховой пасте, деньги в лифчике и сим-карты в помидорах пытаются передать заключенным Карелии.

Опрос

Какую сумму вы планируете потратить на новогодние подарки?