Какие "Баренц-Спектакли"? Не в деревне живем.

Чтиво. Личное мнение
12:38, 15 Февраля 2011
Загрузка...

– Оказывается, здесь есть люди, – удивлялись русские, попав вечером 2 февраля на центральную площадь Киркенеса, где большие и маленькие жители портового городка с нетерпением ждали выступления немецкого уличного театра "Titanic" с феерическим шоу "Огненная симфония". Днем-то на улицах пограничного норвежского города с населением в пять тысяч человек редко, кого встретишь. Но именно здесь, в Киркенесе, каждый год проходит фестиваль международного масштаба. В феврале тихий городок на пять дней становится площадкой для невероятных выставок, концертов и дискуссий. Художники, писатели, музыканты, исследователи, политики, бизнесмены и журналисты стремятся стать участниками фестиваля "Баренц-Спектакль", где можно продегустировать культурно-политический коктейль, приправленный актуальными проблемами, касающимися Баренцрегиона и Крайнего Севера в целом.

В нынешнем году мероприятие проходило под девизом "Mind the Map" (мол, "осторожно, карты меняются"). Оснований у организаторов для вынесения именно этой темы на обсуждение людей из мира искусства и политики было достаточно. Границы по всему миру, на суше и на море, подвергаются переменам каждый день. Так, в апреле прошлого года провели морскую границу между Норвегией и Россией, а в ноябре был заключен договор о безвизовой зоне на норвежско-российской границе. Так что, видимо, неслучайно восьмой по счету "Баренц-Спектакль" почтили своим присутствием Ее Величество королева Норвегии Соня и министр иностранных дел Йонас Гар Стере, который в полночь на пешеходной улице Киркенеса открывал фестивальную выставку "Mind the Map". А то, что СМИ интересен данный фестиваль, говорит лишь одна цифра: на "Баренц-Спектакль-2011" было аккредитовано 70 журналистов из разных стран мира!

Наблюдая за бурной жизнью Киркенеса в течение нескольких дней как журналист – спасибо, "Баренц Прессу" за приглашение на фестиваль, – я искреннее радовалась за маленький городок и его обитателей. Люди могли увидеть фантастические концерты. Например, в день открытия "Баренц-Спектакля" в концертном зале "Фьелхаллен", вырубленном прямо в скале, "хулиганили" русский, норвежский и финский музыканты. "Джимми Хендрикс балалайки" Алексей Архиповский, который бывал и в Петрозаводске, выступил с четырьмя кулачными бойцами из России. Норвежская скрипачка Рагнхильд Фюреботтен покорила публику вместе с ансамблем медных духовых и норвежскими танцорами, исполняющими халлинг. Ну а финский аккордеонист-терррорист Киммо Похъенен во время своего выступления с борцами из Финляндии, Норвегии и России заставил не раз улыбнуться королеву. Правда, позже вечером он ее разочаровал. Но это уже другая история.

Молодежь Киркенеса и гости портового городка каждый вечер ходили на концерты норвежских и российских команд, работающих в разных стилях и направлениях. Любители подискутировать посещали кафе "Офелас", где проводились встречи в рамках так называемого "Transborder Café". Писатели, художники, музыканты, журналисты беседовали на актуальные темы. Одно из "Transborder Café" проводилось в сотрудничестве с Норвежским Баренцевым секретариатом на тему "Россия завтра". Интересная была дискуссия. Правда, выводы ее участников вряд ли порадуют наши власти. Мол, какое у России завтра, когда там режим, коррупция и экономика завязана на добычи сырья.

"За державу обидно", – сказали бы многие россияне, побывав на этой дискуссии норвежских и российских экспертов. Но мне, жителю Карелии, было обидно за другое: почему мы не можем проводить такие фестивали? Чем мы-то хуже? У нас тоже граница рядом. Обсудить всегда найдется что и политикам и бизнесменам. Природа наша поинтереснее будет: у них фьерды, сопки, у нас шхеры, леса и озера. Искусство же в Карелии на подъеме. И это продемонстрировали четыре танцора балетной труппы Музыкального театра. Парни участвовали в "Баренц-Спектакле-2011", представив вместе с английским хореографом Эдриен Харт, русско-норвежской оперной певицей Лилли Йорстад, струнным квартетом из Исландии и голландскими музыкантами современную данс-оперу. Честно говоря, если бы не наши артисты, смотреть этот затянутый перфоманс без слез было нельзя.

Неужели у нас не нашлось бы инициативных творческих людей, которые не смогли бы создать что-то вроде норвежского арт-центра "Девушки на мосту"?! Конечно, нашлись. Но вот кто бы дал денег на это мероприятие? В Норвегии за это удовольствие готовы платить власти. У нас же на культуру денег нет. А представить себе первых лиц республики или государства, открывающих выставку ночью на улице, удается, мягко говоря, с трудом. Наших чиновников заманить на концерт классической музыки или на современный перфоманс и в светлое время суток практически невозможно. Хоть машину за ними посылай, хоть на руках неси. Ну, неинтересны властям "культурки-балалайки".

А все обещания превратить Петрозаводск в фестивальный город так и остаются просто словами. Вспомнить хотя бы пламенные речи некогда мэра Петрозаводска Андрея Демина, который вместе с оперной певицей Ниной Раутио строил фантастические планы: летом столица Карелии превратится в столицу Музыки.

Конечно, сегодня в Петрозаводске проводится немало интересных фестивалей. Но масштабы у них, конечно, не "Баренц-Спектакля". У нас даже приличных концертных залов-то нет, не говоря уже о гостиницах и другой инфраструктуре. Так что остается только завидовать Киркенесу, по нашим масштабам деревне, и его жителям. И надеяться, что тебя вновь пригласят на это яркое и красивое мероприятие. К счастью, городские власти возродили "Гиперборею". И в эти выходные будет куда сходить с детьми.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей