В профиль и анфас

Чтиво. Личное мнение
16:16, 29 Июня 2011
Загрузка...

О профильных детских лагерях

Педагогический отряд "Параллели" на протяжении семи с лишним лет занимается разработкой и проведением психологических игр, упражнений и тренингов, программ профильных лагерей для старших школьников и студентов. И предложение обеспечить педагогическое сопровождение Республиканской профильной смены юных инспекторов движения не показалось нам странным. И работать в чужой системе нам не впервой. Но именно этот лагерь в полной мере раскрыл все педагогические огрехи подобных мероприятий. Не уверена, что ко всему ниже сказанному прислушаются те, кто организуют подобные лагеря, но, возможно, это поможет педагогическим командам, которых привлекают для проведения этих мероприятий.

Выступление по теме безопасности дорожного движения
Выступление по теме безопасности дорожного движения

Программу с Верой Вячеславовной Лукиной, инспектором отделения пропаганды ОГИБДД УВД Петрозаводска, мы сверяли неоднократно. Меня приятно поразила та лёгкость, с которой мы пришли к согласию. А должна была насторожить. Представьте, каково было наше удивление, когда уже на месте в выданной нам и детям программе мы увидели несколько отличное от того, что мы якобы согласовали. Впрочем, и теперь Вера Вячеславовна не стала спорить, но нам пришлось объяснять детям расхождения реальной программы с напечатанной.

Несогласованность действий – одна из самых больших проблем при работе в чужих системах

Игра "Безопасный город"
Игра "Безопасный город"
В ходе программы вам могут позвонить и сказать: "А давайте-ка проведем линейку открытия на полчаса раньше, а то руководство уже приехало". А что такое оповестить 76 детей, живущих в двух разных корпусах, отпущенных одеваться к торжественной линейке о том, что сбор переносится на полчаса раньше?! Людей в погонах это мало интересует. Главное, что руководство приехало и ждать не может.

Люди в погонах вообще предпочитают не вникать в детали, а просто отдают приказы. Дети должны ходить в столовую строем, должны стоять по струнке на торжественном открытии, должны выучить песню к торжественному закрытию… А еще – детям здесь должно быть весело и хорошо. Такова была установка. Состоятельность этих установок мы наблюдали при подготовке к открытию. Детей выстроили в зале, и Вера Вячеславовна рассказала им, что и когда она будет говорить, и что дети должны на это отвечать. Всё это время приглашенный начальник находился в соседнем помещении и терпеливо ждал, пока закончится инструктаж. Прогнали вчерне несколько раз и пригласили почетного гостя. Дети отреагировали на всё, как их учили, но замешкались в определенный момент – после объявления смены открытой явно нужно было как-то отреагировать, а как именно, детям не сказали, вот они и "зависли", пока кто-то не начал аплодировать. Дрессура рухнула, как только обучающиеся столкнулись с непредвиденной ситуацией. Почему нас это не удивило?..

На стадии заключения договора нужно чётко оговаривать функционал и продолжительность рабочего дня.
В нашем случае вожатым пришлось работать по 15 часов в сутки. Учреждение дополнительного образования, которое прежде проводило эти смены, вводило в группы второго руководителя из своих сотрудников, оплатив их проживание и питание. У нас как общественной организации таких возможностей, естественно, нет. Но мы исходили из того, что по условиям договора, на каждую группу, помимо вожатого от педотряда, должен был встать комиссар ГИБДД. О том, что их не будет, нам сообщили накануне.

Наша надежда, что удастся отдохнуть хотя бы во время учебных занятий, которые проводят сотрудники ГИБДД, тоже рухнула, когда мы узнали, что вожатые должны сопровождать детей во время занятий, которые проходили "по вертушке". Присутствующие в лагере сотрудники ГИБДД свели общение с детьми до минимума, даже ели в другом зале. При этом требуя, чтобы вожатые покидали столовую, как только из нее выходят первые дети.

Наши попытки объяснить сотрудникам ГИБДД, что они несут за это мероприятие такую же ответственность, как и мы, а то и большую, натыкались на короткое: "Мы вас наняли". Так что будьте готовы к такому отношению, а ещё лучше – разграничьте ответственность ещё "на берегу".

Нарушение педагогической логики программы в угоду организационным вопросам чревато

Игра "Болтливый GPS"
Игра "Болтливый GPS"
В соответствии с этапами формирования временного детского коллектива мы сначала планировали провести представление делегаций, затем поделить участников на группы (изначально предполагалось сделать их смешанными), провести игры на знакомство и взаимодействие, и следующее творческое задание готовить уже по группам. И где-то в планах этого дня мелким шрифтом было прописано прохождение медосмотра. Дети привезли медицинские справки с собой, но нужен был дополнительный осмотр, так как на четвертый день дети должны были идти в "Акватику". И ведь не нашлось на это никакого другого времени на протяжении трех дней, как в самом начале.

Представьте, вы привозите 76 детей в возрасте 10-12 лет, выгружаете их на площадке. По спискам делите их на группы. Дети оставляют вещи, идут в столовую. Поев, забирают вещи, заселяются в комнату, и собираются все у медпункта в ожидании медосмотра. Как вы думаете, что делают дети в такой ситуации? Отвечают те, кто реально работают с детьми, а не видят их только на торжественных линейках. Правильно, дети рассыпаются, как горох. И вожатые, которые еще не запомнили детей ни в лицо, ни по именам, вынуждены собирать и удерживать своих подопечных. Когда мы поняли, что медосмотр затянется до самого обеда, вожатые стали спешно проводить игры на знакомство прямо тут – на площадке перед медпунктом, чтобы хоть как-то взять ситуацию под контроль. Потом уже жаловались, что дети на удивление не заинтересованы в знакомстве и предпочитают общаться делегациями. Истинную причину этого мы поняли только на следующий день.

Важно знать, какую установку получили дети от организаторов и своих руководителей

Игра-конкурс "Дорожные знаки"
Игра-конкурс "Дорожные знаки"
Многое стало понятным, когда мы услышали из разговора мальчишек, изучавших программу, ЧТО сказал им перед отъездом их наставник: "Главное – выполнить все конкурсные задания, а в остальном участвовать необязательно". Уточнив, какую еще информацию дети получили до поездки, мы поняли, наконец, что происходит. Если бы это мероприятие проходило в городе, и вечером руководитель делегации забирал бы детей и нёс бы за них полную ответственность, можно было бы и не тратить энергию на сплочение, но мы жили в условиях лагеря, а эта форма организации предъявляет свои требования. И, прежде всего, встаёт вопрос о безопасности. В этом смысле, разночтений у организаторов и проводящей организации быть не должно. И не было. Вот только инспекторы ГИБДД в качестве основного механизма достижения цели видят тотальный контроль, а педагогический состав по опыту знает, что залог безопасности – в установлении здорового климата в коллективе, занятости детей с учётом их заинтересованности и осознаваемой дисциплины. А это всё требует работы. И работа эта не подходит под формат конкурсных заданий. Что мы сделали? Показали значение отдельных мероприятий для конкурса. И… поговорили с детьми в открытую.

"Безопасность на дороге – это очень важно. Это очевидно, тем более для вас – юных инспекторов дорожного движения. Но согласитесь: можно знать все правила, и даже соблюдать их, но при этом оказаться жертвой ДТП. Почему? Правильно – потому что есть другие люди, которые не знают правил или не соблюдают их. А это значит, что помимо знания правил, нам еще нужно владеть массой других знаний и навыков: иметь хорошую реакцию, уметь прогнозировать ситуацию, уметь анализировать, знать особенности поведения людей… Всему этому мы и пытаемся обучать вас в рамках тех игр, которые мы подобрали для этой программы".

По условиям договора мы должны были разработать мероприятия, соответствующие тематике смены

Вожатые педотряда
Вожатые педотряда
Несмотря на то, что мы не являемся специалистами в теме безопасности дорожного движения. Сами сотрудники ГИБДД проводили занятия лишь в первом блоке – между завтраком и обедом. Просьба дать нам хоть какие-то опорные материалы осталась без реакции. Пришлось окунаться в недра Интернета и использовать своё умение разрабатывать педагогический материал: что-то адаптировали из уже созданного, что-то разработали с нуля.

Люди, всерьез и с интересом занятые педагогикой, знают, что существует три уровня воздействия на людей: информирование, изменение отношения и изменение поведения. Третий уровень самый сложный. Важно, чтобы человек не просто поступал определенным образом, осознавая значимость модели, а со временем делал это неосознанно, то есть эта модель поведения должна быть закреплена. Думаю, нет смысла объяснять, почему в теме безопасности дорожного движения автоматически ставится цель третьего, самого высшего уровня. Однако те формы, которые предлагали детям инспекторы ГИБДД на своих занятиях, не поднимаются выше первого уровня – и по форме подачи материала, и по форме контроля усвоения. Кстати, и победителя в конечном итоге определили по теоретическим знаниям. По результатам остальных конкурсных заданий, которые проводили мы, ребята просто получили призы. И надо сказать, команда, ставшая победителем по знанию правил, по всем остальным параметрам очень сильно уступала соперникам. Впрочем, здесь многое будет зависеть от того, что будет оцениваться на российском этапе конкурса "Безопасное колесо". Но это уже, как говорится, "не наша печаль". Вернёмся к своему функционалу.

В рамках своей части программы мы использовали несколько форм, которые выполнили цель второго уровня. Участники смены позиционировали себя как юные инспекторы  дорожного движения, то есть, в отличие от других своих сверстников, эти ребята должны "видеть" тему. Выявить наличие этого "видения" позволила, например, игра "Болтливый GPS", которая проводилась нами в качестве представления делегаций.

Мы заранее скачали электронные карты населенных пунктов, откуда приехали участники и распечатали их. Если карты не нашлось, ребятам приходилось самим составлять схему своего посёлка. Имея перед глазами схему своего населенного пункта, делегации должны были рассказать, как добраться до их школы, если бы они объясняли дорогу водителю. Только рассказ не должен был ограничиваться лишь указанием поворотов, а мог сопровождаться подробностями, получилась своего рода мини-экскурсия. Было очень показательно: кто-то рассказывал о том, какие магазины мы проезжаем, а кто-то указывал опасные участки дороги, пешеходные переходы и стоянки для машин. Не трудно догадаться, какие делегации действительно систематически занимается темой дорожного движения.

Истинную картину вообще можно получить, лишь "прикрыв" конкурсность задания. Уведите задание в игру, и вы увидите – заучен ли материал или он осознаётся и вписан в реальный контекст. Да и ребятам такие задания выполнять гораздо интереснее. На мой взгляд, одной из самой показательных в плане определения уровня знаний, стала наша игра "Дорожные знаки".

Командам давалось задание обойти территорию базы и посмотреть на неё с точки зрения движения, но представить всё глобальнее. Так центральная аллея превратилась в трассу, боковые дорожки – в дороги. Обходя территорию, ребята должны были составить схему, которую потом использовали для анализа и оформления обоснования установки знаков. Задача команд – установить по 5 дорожных знаков, предварительно самостоятельно их изготовив. Организаторам они должны были сдать схему, на которой обозначены места, где установлены знаки, и указано, какие именно знаки.

Понятно, что для оценки этого задания нам пришлось привлечь реальных инспекторов ГИБДД. Помимо ошибок в выполнении знаков (притом, что большинство имело при себе брошюрки со знаками), проявилось и ещё одно: некоторые расположили знаки… по левой стороне дороги. То есть знание самих знаков не вписалось в реальность. Ведь не обязательно быть водителем, чтобы понять, почему знаки располагаются справа. Если ты "в теме", то понимаешь это, и сидя на пассажирском кресле.

Жаль, что инспекторы ГИБДД не присутствовали на других тематических играх. Там тоже было немало любопытной информации. Скажем в игре "Безопасный город" мы разрешили ребятам подключить воображение и не ограничивали их рамками реальности. Так вот кто-то, чтобы обеспечить безопасность в городе, просто запретил использование на своей территории автомобилей, а кто-то ввёл жесточайший контроль со стороны ГИБДД. Ребятам более старшего возраста мы обычно рассказываем о биотических и технократических принципах, показывая неэффективность последних. Здесь пришлось объяснения упрощать и через провокации, которые были предусмотрены в игре, показать несостоятельность таких решений.

А в ходе представлений кинофестиваля "Приключения на дороге" неприятно поразил стереотип в восприятии инспектора ГИБДД. Не представившись и не объяснив причину остановки, люди в фуражках и с палочкой в руках, ехидно спрашивали героев сценок: "Ну, что, нарушаем?". И получали с нарушителей штраф наличными в карман. И это юные инспекторы дорожного движения! Явно не помешало бы ознакомить их с этикой поведения инспектора ГИБДД.

Все начатые действия должны прийти к своему завершению

Кинофестиваль "Приключения на дороге"
Кинофестиваль "Приключения на дороге"
Несмотря на все перечисленные трудности, в конце смены мы ощутили удовлетворение. Во-первых, созданные нами материалы оказались эффективными. Во-вторых, команда работала дружно и спокойно, доказав свой профессионализм. В-третьих, и это самое главное – нам удалось добиться изменения отношения ребят и к мероприятию, и друг к другу.

В последний день выяснилось, что ребята к поездке готовили выступления. Любой педагог понимает, что незавершенность действия – страшная ошибка. Пришлось перекраивать заключительное мероприятие, чтобы дать возможность ребятам показать, что они подготовили еще дома. И поскольку выступления готовились по делегациям, мы вернули участников в "родные команды", что к концу лагеря могло восприниматься как некое возвращение к исходной позиции, замыкание кольца. Но домашнее задание выполнили не все. Этим делегациям мы предложили выполнить задание мероприятия, заявленного в программе – подготовить выступления по итогам лагеря. И что вы думаете? Ребята заявили, что хотят работать в группах, сформированных в лагере, поскольку они уже сдружились. Пришлось разрешить тем, у кого не оказалось заготовок, создать произвольные творческие коллективы. И надо признать: эти формирования оказались успешны.

Увы, взрослым людям гораздо сложнее объединиться в творческом порыве, даже когда они провозглашают общность целей. А нам было неприятно еще и то, что во всех материалах, которые ушли в прессу по линии ГИБДД, не было даже упоминания о педотряде. Создавалось ощущение, что инспекторы ГИБДД провели мероприятие самостоятельно. Что ж, это тоже опыт. Опыт партнерства. Но это деталь. Есть и нечто более важное.

В последнее время всё больше говорят о необходимости формирования у детей социальных и коммуникативных навыков. Это действительно очень актуально. Но дело не в том, что нет поля, где эти навыки могли бы сформироваться, а в том, что, работая в этом поле, взрослые люди не ставят себе такой задачи. Работа "для галочки" приводит к пробелам в воспитании детей. Формально работа осуществляется, а результатов нет и при таком подходе быть не может.

Ирина Рынкевич, руководитель КРМОО Педотряд "Параллели", г.Петрозаводск

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей