«На зарплату тренера не прожить»

Чтиво. Частная жизнь
11:44, 08 Августа 2011
Загрузка...

Олег Михайлович Гольдшер – педагог дополнительного образования лицея № 1 на Древлянке, заслуженный тренер Карелии. Уже много лет он руководит пришкольным кружком космического моделирования, воспитанники которого составляют сборную команду Карелии по ракетомодельному спорту. По сути, небольшой кружок Гольдшера, приютившийся в школьных мастерских, – это и есть весь ракетомодельный спорт нашей республики. Благодаря «хобби» Олега Михайловича, Карелия еще продолжает завоевывать первые места на общероссийских и международных соревнованиях. Гольдшер воспитал не только перспективных спортсменов – мастеров и кандидатов в мастера, чемпионов России и победителей этапов Кубка мира, он со своими «игрушечными» ракетами вывел в люди высококлассных профессионалов – инженеров и летчиков.

Олег Михайлович давно на пенсии, и каждый новый учебный год не уверен, что продолжит заниматься своим любимым делом. Нет, не потому, что мальчишки не хотят делать ракеты – от желающих нет отбоя. Просто развитие детского технического творчества, кажется, никого в нашем регионе  не интересует. Технических кружков в Карелии осталось совсем немного, единицы. Педагогам дополнительного образования платят копейки, поэтому работать с детьми молодых не заставишь, и опыт передавать некому. Денег на кружки не выделяется, поэтому тренеру приходится искать их самостоятельно. И когда-то даже у такого энтузиаста, как Гольдшер, опускаются руки…

- Олег Михайлович, правда, есть желание взять и все бросить? 

- Иногда бывает. Но даже если я не брошу, то сколько еще смогу проработать: три, четыре, пять  лет? Я ведь уже не молод, а передать кружок некому. Это очень печально, но детское техническое творчество в Петрозаводске и Карелии умирает. Я вспоминаю свою юность. В 1952 году наш моделист, петрозаводчанин стал чемпионом мира. Когда в 1961 году проводилось ежегодное Первенство Карелии по ракетомодельному спорту, в нем участвовало 16 команд из всех районов республики! Представляете, насколько популярным и насколько поддерживаемым государством был этот вид спорта! В 60-е и 70-е годы сборные команды Карелии участвовали в первенствах России и Советского Союза и занимали призовые места. Тогда мне казалось, что в Петрозаводске слишком много технических кружков, вроде бы даже и не нужно столько – кружки в двух Домах Пионеров, три Станции юных техников и еще кружки при ДОСААФ. Но сегодня, когда все они ликвидированы, я говорю – нужны, нужны и еще раз нужны… Готовясь к интервью, я специально взял информацию о том, сколько детей у нас в республике на сегодняшний день заняты техническим творчеством. Оказалось, что в техниках у нас числятся около полутора тысяч человек и еще столько же в спортивно-технических кружках (картинг, судомоделирование, авиамоделирование, ракетомоделирование). То есть, получается, что тридцать лет назад в одном Дворце пионеров Петрозаводска техническим творчеством занималось больше ребят, чем сейчас во всей Карелии.   

- Может, дело в том, что сейчас государством поддерживаются другие, массовые виды спорта? Просто настало их время…

- Спортивно-техническое творчество для воспитания подрастающего поколения важно не меньше, чем любой массовый вид спорта. Вот представьте, мои ученики ракету делают два года, и она ничем не отличается от настоящей космической ракеты. Не случайно, мои выпускники сегодня работают инженерами, летчиками, учеными-экспериментаторами, - они готовятся к этому заранее, в течение всего срока обучения в нашем кружке, и потом легко поступают в технические вузы. Потому что они уже со школьной скамьи сориентированы на профессию. Разве это не важно?

И то, что сейчас происходит – это не из-за того, что мода изменилась.  Изменилось отношение государства, и этим все сказано. Самое главное – не хватает  педагогов. Я общаюсь с коллегами из других регионов, и не знаю ни одного тренера, который бы трудился с ребятами на полную занятость. Все работают по совместительству, потому что на зарплату педагога дополнительного образования реально не прожить и семью не прокормить. У меня ставка  4 300 рублей в месяц, на руки со всеми доплатами за стаж и звание заслуженного тренера  получается 7 500 рублей (для сравнения, ставка уборщицы – 3 800–4 000 рублей в месяц, сторож получает где-то 6 тысяч). Разве можно на такие деньги существовать? Мне еще хорошо,  я пенсию получаю. А если взять обычного молодого педагога  дополнительного образования, думаете, он сможет работать с детьми за такие деньги? Не сможет. И поэтому так много тренеров-пенсионеров. Другие, молодые, знающие свое дело педагоги,  просто не идут работать на полную ставку, а занимаются только почасовой работой. Так что пока педагог получает, как уборщица, у детского технического творчества нет будущего.

- В других регионах, кажется, существуют доплаты педагогам дополнительного образования…

- Да, такие доплаты действительно есть. В Москве, Белгородской и других областях. Кроме этого, во многих регионах преподавателям еще доплачивают за успехи их учеников. Премии составляют около 30 тысяч рублей. И это стимулирует их чаще участвовать в соревнованиях и показывать хорошие результаты. Вот мы, например, недавно съездили с ребятами на первый этап Кубка мира. Выступили и вернулись домой. А команды из Москвы, Челябинска, Белгорода, Краснодара, Екатеринбурга поехали дальше, на второй, третий этапы, потому что им выделяются деньги на поездки, плюс педагог получает премию за выдающиеся выступления учеников.

В Карелии же ничего этого нет . Я даже не говорю сейчас про доплаты… Но наш кружок до сих пор существует только потому, что помогает Девлет Алиханов. Если бы не он, мне уже давно пришлось бы распустить ребят по домам. Материальная база у большинства технических кружков устарела настолько, что ее уже, по сути, нет. Мы покупаем двигатели и другой необходимый материал, каждый год ездим на соревнования,  только на те средства, которые привлекает Алиханов. Но это же не может считаться нормой, когда развитием детского спорта и творчества занимается не государство, а общественная организация! Ведь школа тоже не может нас содержать – в этом году впервые выкроила кое-какие деньги на покупку материалов.

Я считаю, что на уровне руководства республики необходимо поставить вопрос о финансировании технического творчества и доплатах педагогам дополнительного образования. Недавно президент Медведев говорил о повышении зарплаты преподавателям музыкальных школ. В Карелии собираются выравнивать оклады учителей. Но о нас, педагогах допобразования, почему-то никто не вспоминает. Хотя мы, без преувеличения, воспитываем наше будущее. И к этому нельзя относиться безответственно.  Я считаю, что оклады педагогов дополнительного образования необходимо приравнять к обычным учительским окладам. Ведь, по сути, с ребятами дополнительно занимаются те же учителя, с теми же навыками, умениями, опытом работы. На мой взгляд, это справедливо. 

Записала Полина Денисова

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей