Вода в отключке

Чтиво. Личное мнение
12:04, 04 Декабря 2012
Загрузка...

– Только-только собрались вскипятить чайник или помыться, а в кране вместо воды непонятное рычание и сухость, как в пустыне Сахара. И это на целый день! Позже выясняем, что в ста метрах от дома вырыта траншея, и рабочие в ней что-то меняют. Разумеется, из самых благих побуждений, в целях улучшения водоснабжения жильцов дома, предупреждения аварийной ситуации. Но в данный конкретный день вам от этого не легче. Внезапное отключение воды ломает все ваши планы, создает непредвиденные трудности, которые приходится героически преодолевать. Но быть героем в обычный будний день это как-то не слишком приятно. Может, можно было обойтись без этого геройствования? Не на войне же мы, право слово! Хотя, если желаем защитить себя от непредвиденных коммунальных проблем в будущем, придется учиться воевать. Но не с оружием в руках, а с законами, и не на поле боя, а в кабинетах и залах судебных заседаний.

 

Предупредить бы надо!

Коммунальщики, отключая дом для проведения планового профилактического ремонта наружных сетей водоснабжения, не должны делать это внезапно. Если это не авария, то они должны предупредить жильцов многоквартирных домов аж за 10 дней до проведения работ. Об этом говорится в пункте 117 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354: «Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае… б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем… через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя».

Однако возникает вопрос: что считать письменным уведомлением? Объявление на дверях подъезда является таковым? Думается, нет. Ведь не каждый из жильцов ежедневно выходит на улицу. Кто-то болеет, кому-то это делать трудно, поскольку инвалид, у кого-то домашние дела скопились… Да и вообще, мало ли тех, кто просто может сорвать объявление, не провисевшее и пару часов, а не то что десять дней. Так что мы вправе рассчитывать на письменное предупреждение через почтовый ящик. Если его не было, нарушение наших прав налицо.

 

Сроки прилагаются

Теперь о продолжительности ремонта. Ведь отключение воды на целый день – это очень долго. Тем более, что согласно уже упоминавшихся Правил, мы имеем право на круглосуточное предоставление коммунальных услуг «то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1». Что ж, придется заглянуть в указанное Приложение. А там говорится, что допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, четыре часа единовременно при аварии в централизованных сетях.

Как видим, ни о каком дне без воды речи нет. Но если такое все-таки произошло, то это называется на языке официальных документов «фактом предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Для сведения: отключение горячей воды допускается на тот же срок, что и холодной, правда, есть добавление: при аварии на тупиковой магистрали, коммунальщики могут совершенно законно отключить ваш дом от ГВС на 24 часа подряд.

Электричество могут отключать на два часа при наличии двух независимых источников питания и на 24 часа при наличии одного источника питания. Газ – не более четырех часов суммарно в течение месяца. Отопление – не более 24 суммарно в течение месяца, не более 16 часов единовременно при температуре воздуха в квартире выше + 12 °C, не более 8 часов единовременно при + 10-12 °C, не более 4 часов единовременно при + 8-10 °C.

Если коммунальщики превышают указанные сроки, наши права вновь нарушены.

 

Факт или акт

Однако вернемся к воде, без которой, как говорится в старом советском фильме, «и не туды, и не сюды».

В случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, мы имеем право…

Стоп! Прежде, чем говорить о правах, попробуем грамотно установить сам факт непредоставления услуги. А то впоследствии коммунальщики могут сказать «не было ничего такого, впервые слышим о каких-то перерывах». Согласитесь, такое вполне возможно, а спорить с системой, ой, как затруднительно. Ведь там целый штат юристов, а у нас лишь праведный гнев в глазах и общее понимание, что наши права нарушены.

Так вот, каждый дом должен иметь договор о предоставлении коммунальных услуг, а в нем должен быть указан «порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». А теперь позвольте вопрос: многие ли из нас видели такой договор? Увы и ах, очень немногие! Но расстраиваться не стоит. Дело в том, что в Правилах этот порядок описан достаточно подробно, а значит, ссылаться можно на них, ведь вряд ли положения договора, которого мы не видели, будут содержать противоречащие Правилам положения.

Раздел X Правил, который так и озаглавлен: «Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» гласит, что мы можем сообщить в аварийно-диспетчерскую службу о сбое в предоставлении коммунальной услуги, как в письменной, так и устной форме, в том числе по телефону. Во время разговора с диспетчером мы обязательно должны представиться, сообщив имя и фамилию, адрес, претензии по виду коммунальной услуги. В ответ диспетчер должен тоже представиться и сообщить номер, за которым зарегистрировано ваше сообщение, и время его регистрации. Это важно! Поскольку послужит позже доказательством начала предоставления услуги ненадлежащего качества.

Кстати, если диспетчеру известна причина отсутствия у вас воды (газа, электричества и т.д.), он должен тут же сообщить ее вам, а также, если известно, сообщить нам, кто виноват – коммунальная или управляющая организация. Если причины отсутствия воды в кране неизвестны, должна назначаться проверка. Время ее проведения – «не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время».

По окончании проверки должен быть составлен акт. Нюансов здесь много, поэтому еще до проверки вооружитесь Правилами и Приложениями к ним, а то можете пропустить что-то существенное.

Если проверка показала, что факт «предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» имеет место быть, это значит, что период, за который вы будете вправе требовать перерасчет, начался с момента вашего сообщения диспетчеру. А окончание этого периода признается:

а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в журнале регистрации таких фактов;

б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;

в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил;

г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения… если они способны сохранять зафиксированные сведения.

 

Дальше – математика

А вот теперь, продравшись через многочисленные пункты Правил, можно поговорить о наших деньгах, которые мы платим коммунальщикам.

В соответствии с Правилами мы имеем право требовать:

• изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

• уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей";

• возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда.

Вот только доказывать тот же моральный вред придется в суде, а готовы ли мы к судебным тяжбам? Практика показывает, что не особо. Возобновили водоснабжение, да и ладно. Тема закрыта. А составлять исковое заявление, доказывать свои нравственные страдания – ну его к бесу! Тем более, что у нас суд не западный, моральные страдания оценивает в сущие копейки.

Но у нас есть еще и право на перерасчет и неустойку. Однако инициировать их тоже должны мы сами, добровольно коммунальщики на это не идут.

Все подробности о том, какой перерасчет и как он должен делаться, читайте опять же в Правилах и Приложениях к ним. Но сразу имейте в виду, что это совсем не просто, нюансов множество, в том числе математических. Но игра стоит свеч, поскольку, если мы постоянно будем спускать на тормозах невежливое отношение к нам коммунальщиков, то еще долго, открыв поутру кран с холодной водой, будем слышать не жизнерадостное журчание, а непонятное рычание…

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей