Образ республики застыл в прошлом

Чтиво. Личное мнение
10:41, 17 Января 2013
Загрузка...

В конце прошлого года один петербургский творческий коллектив предложил разработать геральдику для городов и районов Карелии. Оказывается, их нынешние гербы не соответствуют традиционным геральдическим канонам и потому не включены в государственный регистр. Герольдмейстеры предложили исправить эту ситуацию – за сумму, которая пока не называется.

Хотя эта стандартизация к настоящему творчеству имеет весьма косвенное отношение. Вообще, историческая геральдика сегодня все более уходит в музеи. Города, регионы и даже целые страны предпочитают создавать свои новые бренды, отражающие их современную специфику. Эти бренды визуально отражаются в логотипах, которые становятся более популярными и глобально узнаваемыми, чем старая геральдика.

Так случилось, к примеру, с листком клевера, который стал лаконичным символом Дублина – вместо его сложного средневекового герба:

Современный горожанин живет в визуальной и коммуникативной среде, сформированной рекламой и дизайном, ему архаичная геральдика зачастую непонятна. Она оперирует образами из прошлого, и больше не несет той информации и эмоций, на которые была когда-то рассчитана.

О чем, например, молодому жителю Петрозаводска может поведать городской герб? Рука с щитом, выходящая из облаков, символизировавшая всеобщую религиозность, и пушечные ядра давно не существующего завода совершенно никак не соотносятся с нынешней жизнью города. Столице Карелии нужен новый, яркий, привлекательный бренд – который будет близок горожанам и одновременно узнаваем повсюду в мире. Но здесь поборники геральдической «правильности» вряд ли помогут – для брендинга, напротив, нужны свободные творческие инициативы.

Автор книги «Брендинг города» Денис Визгалов приводит яркий пример творческого решения вопроса о городском бренде:

«В конце 90-х годов, когда муниципальные бюджеты были совсем пусты, а задолженность по зарплате зашкаливала, тогдашний мэр города Кунгура (Пермский край) приобрел на бюджетные деньги… воздушный шар! Он ждал, что после этого разъяренная толпа сметет его вместе со зданием администрации. Этого не случилось. Более того, сегодня Кунгур позиционирует себя как «Небесный город», пытаясь отобразить в городской среде такие ценности, как прозрачность, воздух, небо, высота, честность, легкость, праздничность. Каждый год в городе проводится «Небесная ярмарка» – соревнования воздухоплавателей со всего мира. В эти дни над городом можно встретить до 20-30 аэростатов одновременно. А начиналось всё с сумасшедшего поступка…»

Креативщики Республики Коми с 2011 года принялись активно позиционировать ее как «грибное место». Стикеры с адресом komigrib.ru появились (как грибы после дождя) во множестве российских городов, вплоть до московской Красной площади. Активисты проекта интригуют тайными маршрутами и рецептами – так что в ближайшие годы следует ожидать растущего паломничества туристов в этот северный край.

Творческими деятелями Карелии также давно уже разработан уникальный «озерный культ», связанный с различными мифологическими сущностями, населяющими карельские озера, подобно шотландской Несси. Этот «культ», конечно, имеет некоторый оттенок скандальности – но таковы все новые бренды, впоследствии становящиеся главными символами территорий. Консервативным парижанам когда-то и Эйфелева башня казалась «неприемлемой»… Однако наши деятели турбизнеса пока предпочитают опираться на давно известные карельские достопримечательности – но тем самым образ республики застывает в прошлом…

Разработка региональных и городских брендов, конечно, не является обязательной функцией для властей. Но экономически и культурно выигрывают только те города и регионы, которые решают эту задачу. И здесь нужны не многомудрые «варяги» с их «правильными гербами», а собственное республиканское агентство, объединяющее научных и творческих деятелей. Ими Карелия все еще не оскудела…

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей