Театр без собственного лица

Чтиво. Личное мнение
11:05, 23 Сентября 2013
Загрузка...

В новом сезоне Музыкальный театр покидает его главный дирижер Сергей Иньков, который последние семь лет работа в Петрозаводске. О причинах такого решения Иньков рассказал «Столице на Онего».

Я решил высказаться потому, что администрация Музыкального театра Карелии нарушила все наши договоренности о дальнейшем сотрудничестве и о публикации моего последнего интервью. Поэтому и хочу поделиться наболевшим за семь лет работы. Со времени моего последнего интервью стало окончательно понятно, что художественная политика Музыкального театра строится без всякого понимания специфики Карелии. А ведь еще полвека назад выдающийся режиссер М. Ошеровский, возглавлявший Одесский театр, на вопрос пятигорского режиссера, какой театр надо строить, чтобы он был успешным, ответил: «Мне Одесский, а вам – Пятигорский».

И вот что странно, руководство театра регулярно ездит в Москву на разные совещания по современной стратегии развития театра, а дела ведут так, словно на дворе прошлый век. Создается ощущение, что для них Карелия – это не часть огромного российского и общемирового культурного пространства. По многим опросам среди россиян жители Карелии находятся на третьем-четвертом месте от конца списка по степени удовлетворенностью своей жизнью. Вот поэтому в Петрозаводске всегда так была популярна жизнеутверждающая оперетта, которая давала публике возможность хоть ненадолго отвлечься от депрессивной повседневности. А что предлагает нынешний художественный руководитель Музыкального театра публике? Какие сюжеты? Одна героиня умирает от чахотки, другая закалывается, третью зарезали, в его следующей постановке она утопится, а герой застрелится.

Может ли художественный руководитель полноценно осуществлять свои функции одновременно в трех разных театрах в разных городах? Это в отчетах и афише Музыкального театра все гладко, оперу возглавляет народный артист России. А на деле в Карелии он находится за сезон в среднем максимум три дня в месяц. Как вы думаете, при таком графике он способен реально руководить и развивать театр, быть в курсе его повседневной жизни, воспитывать труппу? При этом он считает возможным, постоянно отсутствуя и не владея ситуацией, одним телефонным звонком менять спланированные составы, репетиции и т.д. Таким образом, все главные специалисты, работающие в театре, выглядят, по меньшей мере, двусмысленно, так как любое их решение может быть отменено.

Сроки премьер постоянно переносятся, потому что худрук театра – очень востребованный режиссер и у него постоянно возникают новые проекты по всей России и за рубежом. Что касается самих постановок в театре Карелии, то все они не являются новыми, а лишь повторяют в слегка измененном виде уже существующие постановки худрука театра. Это только для административного руководства театра Карелии данные спектакли являются чем-то новым, а артисты и любой критик, приезжающий сюда, видят эти самоповторы , вот поэтому-то ни одна оперная постановка худрука и не имела резонанса далее Карелии.

И мне, естественно, тоже неинтересно опять работать над тем же, с чем я уже сталкивался. Единственный спектакль, впервые поставленный в Карелии, это – «Кармен». Но и его полностью оригинальным назвать нельзя, потому, что он ставился в декорациях и костюмах старой постановки Михайловского театра. То есть, театр не имеет никакой четкой стратегии художественного развития с опорой на специфику Карелии.

Мною предлагалось и руководству театра и министерства культуры Карелии ясные планы развития театра, но никакого интереса и ответа они не нашли. Более того, я не только предлагал, но и осуществил без всякого содействия администрации театра и министерства культуры ряд проектов, чтобы доказать возможность их реализации, но проекты прошли, а в сознании чиновников все осталось без изменения. А ведь у нас стали появляться зарубежные дирижеры, чего никогда не было. Мы стали сотрудничать в постановке спектаклей со скандинавскими авторами. А оркестр театра впервые за всю свою историю выступил в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии вместе с мировыми звездами, солистами Мариинского театра. И мы были равноправными партнерами выдающихся певцов. При этом театр не потратил на проекты ни копейки. Все оплачивали спонсоры. На вопрос, будем ли продолжать подобные проекты, я услышал ответ, что это непрофильная деятельность нашего театра, и мы больше этим заниматься не будем. Вот странно, Мариинский театр это считает профильным, а администрация Музтеатра – нет. В этом, наверное и заключается нынешняя специфика творческой политики администрации карельского Музыкального театра.

При таких перспективах, а точнее, при их отсутствии, мало-мальски востребованные люди стали покидать театр. И эта тенденция будет все возрастать, поскольку администрация театра и министерство культуры Карелии ничего не могут предложить творчески состоятельным специалистам, а нынешний худрук очень занят за пределами Карелии, вот и премьеру «Пиковой дамы» уже дважды передвигали, согласовывая с его вновь возникающими постановками в других театрах. Отдаю должное режиссерскому таланту нашего худрука. При постановке спектаклей с ним работать очень интересно, комфортно, и у нас всегда было полное взаимопонимание в процессе работы. Но! Выдающийся режиссер отнюдь не всегда столь же успешный художественный руководитель - это принципиально разные должности, и в нынешней ситуации ничего, кроме продолжающегося упадка, театр ждать не может. Ведь театр, особенно на периферии, не объединенный художественной идеей, бесплоден. Нельзя же всерьез считать идеей тиражирование уже идущих в России постановок. Можно по-разному относиться к творчеству главного балетмейстера театра, но бесспорно одно - его творчество подчинено идее и он ставит оригинальные спектакли именно для труппы театра, а потому это интересно и артистам и публике.  Планы театра, заявленные на сезон, такое ощущение, что барон Мюнхаузен написал. При нынешней интенсивности работы главных специалистов их полноценно невозможно осуществить в принципе. Мурманские гастроли театра об этом ясно говорят. Я пришел в 2006 году в Музыкальный театр всерьез и надолго, оставив в Санкт-Петербурге важные должности, и много лет отказывался от всех творческих предложений, сосредоточившись на работе в Петрозаводске. Но, поскольку все мои попытки построить Музыкальный театр Карелии с особым, только ему присущим творческим лицом оказались нынешнему руководству не нужны, я принял решение уйти, благо интересных предложений достаточно. И я смогу реализовать свои идеи на практике, чем уже сейчас и занимаюсь, а не быть свидетелем неизбежного тупика любимого мною театра.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей