Что такое омбудсмен в Карелии?

Чтиво. Спецпроект
16:48, 09 Октября 2013
Загрузка...

Наша любимая Карелия на общероссийском фоне почти незаметна – и людей у нас живет немного по российским масштабам, и вклад в общую экономику очень скромный. Однако в то же время регион все равно заметен: самая длинная граница с Евросоюзом, Кижи, Валаам и прочие туристические достопримечательности приковывают к нам внимание остальной страны. И поэтому, несмотря на некоторую географическую обособленность, Карелия остается тысячами экономических, политических, социальных нитей связана с большой Россией, и любые события, которые происходят в республике, так или иначе, укладываются в этот контекст. Именно об этом мы и поговорим в нашем новом проекте, который так и будет называться: "Контекст".

Наш омбудсмен – это прокурор

Что такое уполномоченный по правам человека в нашей стране? Это человек, который, по сути, обязан «кусать кормящую руку».
 
В Карелии продолжают выбирать уполномоченного по правам человека. Первые два тура голосования закончились ничем, и на следующей неделе депутаты карельского парламента вновь будут рассматривать кандидатуры желающих занять место омбудсмена. Борьба идет уже всерьез, почти как на каких-нибудь настоящих выборах – с закулисными интригами, договорённостями, чёрным пиаром, а ведь спроси у любого человека на улице, зачем он нужен, это уполномоченный, так, пожалуй, никто и не ответит. Полномочия – широки и неконкретны, результаты работы – малозаметны, цель существования этой должности в наших условиях – предельно декоративна.

Мне могут возразить: всё дело в том, что сейчас эту должность занимает совершенно не подходящий человек, и стоит только измениться персоне на этом посту, как поменяется и всё вокруг. Но в том-то и дело, что в нашей ситуации именно бывший КГБ-шник и налоговой мытарь Валентин Шмыков, пожалуй, предельно адекватен посту омбудсмена.

Вспомните, как всё начиналось: Москва, заигрывая с Евросоюзом, решила учредить должность уполномоченного по правам человека в масштабах всей России. Ну и, заодно, для пущей демократизации, спустила разнарядку в регионы – к такому-то числу заведите у себя права человека, и назначьте ответственного за этот сектор работы. В столице-то, допустим, еще представляли – зачем им надо учреждать пост омбудсмена: визиты, переговоры, конгрессы, лояльная фронда в пределах допустимого. Перед соседями, в общем, не стыдно. Но в регионах-то жизнь попроще и задачи попримитивнее. Однако поскольку в нашем правовом и демократическом государстве с высоким начальством спорить не принято, то регионы взяли под козырёк и начали учреждать у себя этих самых омбудсменов.

А кто такой уполномоченный по правам человека? По сути, это – человек, находящийся на полном содержании государства, который в силу своих профессиональных обязанностей, должен защищать права конкретного человека, в том числе и от самого государства. А это такая квадратура круга, которая практически не укладывается в голове нашего чиновника. Ладно, на Западе… там-то уже довольно давно в менталитете укоренилось понимание, что любой руководитель это всего лишь наемный менеджер, подотчетный избирателю, и существует этот менеджер на те деньги (налоги), которые ему избиратель платит.

В нашем же случае, увы, до сих пор господствует иной взгляд на систему государственной власти – каждая должность дана для кормления конкретному господину-товарищу, именно он в силу своего ума-образования-кругозора определяет, как будет жить народ на подведомственной территории (а не наоборот), и именно он одаряет население теми или иными благами. Реализацию этой нехитрой идеи мы видим в нашей стране и нашей Карелии постоянно – то вдруг «Скорые помощи», купленные на наши с вами бюджетные деньги, украшаются логотипами конкретной партии, то произведенный за бюджетный же счет ремонт какого-нибудь объекта провозглашается заслугой конкретного мэра. Хотя не очень понятно – а в чем заслуга-то? В том, что не украл эти деньги, что ли, и выполнил свои обязанности, за которую ему зарплату платят?..

Но как бы то ни было, при такой системе взглядов, любой уполномоченный, который будет честно выполнять свои обязанности и действительно примется защищать человека от государственной машины, автоматически будет восприниматься, как собака, которая кусает хозяина. Государство (в виде конкретных чиновников) его кормит, а он, гад неблагодарный, за эту кормящую руку норовит цапнуть.

Поэтому, чтобы не вызывать внутренних рефлексий и нравственно-политических страданий, и был выбран на должность уполномоченного господин-товарищ Валентин Шмыков. С его огромным административным опытом, доскональным знанием правил игры, и общей "вхожестью" в любые кабинеты. Шмыков никого не трогал, его никто не трогал, а должность во всех отчётах присутствовала, и Москва могла показать Европе как глубоко и прочно проникла демократия в толщу российской провинциальной жизни.

Впрочем, нельзя сказать, чтобы омбудсменов в России, как таковых, никогда не существовало. Просто назывались они всегда немного по-другому – не уполномоченные, а, скорее, оперуполномоченные. Силовики, прокуратура. То самое «око государево», которое призвано смотреть, чтобы поставленные на кормление чиновники, не сильно зарывались. Это «око», конечно, тоже нанято не народом, и действует не в его интересах, но оно, по крайней мере, способно ограничить всевластие местных правителей, и потому его интересы с интересами населения время от времени совпадают. Именно в прокуратуру жаловались и жалуются наши граждане, и именно прокуратура способна защищать их права с хоть какой-то минимальной эффективностью, в отличие от нынешнего невнятного омбудсмена.

Следует ли из этого, что должность уполномоченного по правам человека в Карелии не нужна, и всё равно, кто займет её место? Однозначный ответ дать трудно. Теоретически, со взглядом в будущее, в условиях постепенно меняющегося менталитета, наверное, пользы от неё будет больше, чем вреда,  и потому личность конкретного омбудсмена все-таки важна. А практически? Да какая, собственно, разница? Москва сказала, что всё должно быть «как у больших», и, значит, так оно и будет. Ровно до тех пор, пока из столицы не придет иная команда, и не изменится общий политико-географческий контекст.

Сергей Хорошавин

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей