Комсомолу – 95 лет

Чтиво. Спецпроект
12:17, 23 Октября 2013
Загрузка...

Ретроспектива – это взгляд в прошлое, обозрение прошлого. Проект посвящен жизни Петрозаводска и Карелии последней трети ХХ века. Это время «эпохи застоя», перестройки и «лихих девяностых». «Ретроспектива» – авторский взгляд на время, которое когда-то было настоящим и будущим, и ушло в прошлое. Там отправная точка экскурсов в более давние времена.

29 октября день рождения Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи.

Комсомольский билет

У меня сохранился мой комсомольский билет, и с ним связано много хороших воспоминаний.  В Комсомол принимали с четырнадцати лет, и мне исполнилось четырнадцать, когда мы заканчивали седьмой класс. Сейчас доводится слышать, что в Комсомол, дескать, загоняли насильно, из–под палки, и это неправда. Нас никто туда не «загонял»: мы вступали по собственному желанию. Вступление в самую массовую и популярную молодежную организацию считалось делом почетным и ответственным, и оно предполагало подготовленность. Надо было хорошо изучить Устав и другие документы Комсомола и проявить себя: достоин. Дома, в семье мне посоветовали не торопиться и отложить вступление на новый учебный год. Когда он начался, у кого-то из одноклассников уже были комсомольские значки, а у нас еще красные пионерские галстуки. Значок смотрелся по–взрослому, а галстук казался уже «детским».

Вспоминая Комсомол, воспоминаю, прежде всего, многих хороших, талантливых, ярких людей – моих ровесников и старших товарищей – которые были рядом, и сегодня назову по имени некоторых из них.

Самая памятная клякса    

Для вступления в Комсомол требовались рекомендации двух комсомольцев с определенным стажем или рекомендация коммуниста, члена КПСС. Я решил попросить рекомендацию у члена партии, директора нашей петрозаводской 34 школы (тогда восьмилетней школы по адресу улица Кирова, 8) Тамары Каневцевой. Она преподавала у нас историю, а в старших классах, когда школа стала к нашей радости средней, также обществоведение. Тамара Николаевна согласилась, и ее рекомендация успокаивала мое волнение: шутка ли, в Комсомол вступаю. С теплотой и благодарностью вспоминаю Тамару Николаевну: внешне строгая, она поддерживала нас, учила не только истории и науке об обществе – учила вырабатывать собственное мнение и отстаивать его, разбираться в жизни и людях. А знания по истории и обществознанию, полученные в школе, хорошо помогли нам в дальнейшей учебе и жизни. Я благодарен преподавателю и директору школы и за рекомендацию в Комсомол. 

Решение первичной организации о приеме утверждалось на бюро Ленинского райкома Комсомола. Линия, проведенная по проспекту Ленина, разделяла тогдашний Петрозаводск на два района – Ленинский и Октябрьский. Там же в Ленинском райкоме ВЛКСМ мы получали комсомольские билеты. Дата моего вступления в Комсомол  23 октября 1978 года – ровно 35 лет назад. В своем билете пришлось расписываться не авторучкой, а простой канцелярской ручкой с пером, которое макают в чернильницу. Умение пользоваться такой ручкой меня подвело, и подпись получилась не такой, как хотелось, и к тому же с маленькой кляксочкой на конце. Меня это расстроило, но ничего не поделаешь: пришлось жить с «кляксой» в комсомольском билете. Именно она вместе с ручкой и чернильницей из-за расстройства запомнились мне лучше других событий того дня.  

Наверное молодежь всегда хочет проявить себя в школьной и студенческой жизни, и нашему поколению Комсомол помогал проявить себя. Слова «союз молодежи» были для нас самым главным в названии ВЛКСМ: Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи. Подавляющее большинство из тех, с кем мне довелось учиться в школе и университете, были комсомольцами, обыкновенными советскими парнями и девушки. Комсомол занимался самыми разными школьными и студенческими делами. Самодеятельность, спорт или дискотеки, мероприятия по профориентации или «пятая трудовая четверть», военно-патриотические игры «Зарница» и «Орленок» или межвузовские студенческие контакты – во всем этом участвовали комсомольцы.

«Идеолог» финского отделения» 

В годы учебы на историко-филологическом факультете Петрозаводского госуниверситета я избирался заместителем секретаря комсомольской организации отделения финского, русского языков и литературы, и отвечал за организацию идеологической работы. Однажды на комсомольском собрании факультета в актовом зале ПГУ от одного из факультетских руководителей по какой-то причине прозвучала критика в мой адрес: «…а товарищу Машину, «идеологу» финского отделения, следовало бы…». После этого друзья и приятели долго звали меня «идеологом финского отделения».

«Идеологом» факультета – заместителем секретаря комитета комсомола ИФФ – был Андрей Бутвило. Сейчас он кандидат исторических наук, доцент, начальник управления научных исследований ПетрГУ.

А комсоргом нашего курса, чья подпись в моем комсомольском билете подтверждает уплату членских взносов, была Таня Аргутина – признанный преподаватель финского языка и переводчик, в недавнем прошлом заместитель директора Национального театра Карелии, а сейчас сотрудница Торгового представительства России в Финляндии Татьяна Исламаева. Мы с однокурсниками участвовали в  отделенческих вечерах с самыми веселыми спектаклями, в студенческих конференциях и выпуске знаменитой отделенческой стенгазеты «Веса» (Росток). Наши студенты ездили «на картошку» осенью и  работали переводчиками в разных регионах СССР во время летней практики. И все это было тоже с участием Комсомола.

События студенческой, комсомольской жизни стали темами моих первых заметок в республиканской газете «Неувосто-Карьяла» на финском языке. Благодаря начатому на втором курсе сотрудничеству с газетой, позднее я мог стажироваться в ее редакции во время летних и зимних каникул, и прийти на работу в редакцию после окончания университета.

Наше «настоящее дело» 

Когда я попал в штат редакции газеты, в ней не было своей комсомольской организации, а сотрудники-комсомольцы были. Почти все они пришли в редакцию незадолго до меня и состояли на учете в объединенной комсомольской организации редакций газет «Комсомолец» и «Ленинская правда». Было решено создать свою комсомольскую организацию, чтобы наша молодежь была ближе к делам родной редакции. Секретарем этой новой комсомольской организации выбрали меня. Спустя некоторое время я был избран в состав Ленинского райкома Комсомола.

В июне этого года мы узнали о назначении Вениамина Каганова заместителем министра образования и науки России. Когда создавалась наша редакционная комсомольская организация, Вениамин был секретарем Ленинского райкома Комсомола, и это был хороший секретарь – умный, образованный, простой в общении и энергичный в работе. Не случайно, что Каганов был популярен среди комсомольцев. Позже, на Карельской областной конференции ВЛКСМ в январе 1990 года, уже работая в обкоме Комсомола, Вениамин соперничал «в финале» выборов первого секретаря обкома с Сергеем Пономаревым, и мы очень «болели за своего». С небольшим перевесом при поименном голосовании победил С. Пономарев, а конференция надолго запомнилась тем, что затянулась до трех часов ночи, и дома волновались, куда я пропал.

Участвуя в комсомольских мероприятиях самого разного масштаба – от районных до Всесоюзных – молодые люди могли познакомиться с ровесниками из самых разных мест и сфер жизни. Это расширяло круг общения, жизненный и человеческий кругозор, и это важная особенность Комсомола.          

А перед нашей редакционной комсомольской организацией была поставлена задача –  по возможности привлекать молодежь редакции – корректоров, технических сотрудников – к творческой работе, в частности, планированию и подготовке ежемесячной молодежной страницы газеты. Это было то самое «настоящее дело», которое обычно хотели найти и просили себе комсомольцы. Поначалу у нас это было непростое дело. Журналистская работа всегда не простая, и у  каждого человека своя судьба и свой путь. Среди наших редакционных комсомолок 80-х есть такие, кто длительное время работал и сейчас продолжает работать в редакции родной газеты «Карьялан Саномат», повысив свою квалификацию. Так что надеюсь, что наша комсомольская организация работала не напрасно. 

На стыке 1980–90-х годов авторитет Комсомола стал стремительно падать, и многие выходили из него до достижения 28 лет, когда заканчивался комсомольский возраст. К середине 1990 года в редакции осталось только два члена ВЛКСМ, организации не стало, и мы тоже решили выйти из Комсомола, потому что вставать на учет в «не свою» организацию совсем не хотелось. С этим решением я отправился в горком Комсомола. Районов в Петрозаводске тогда уже не было, и горком ВЛКСМ располагался на Октябрьском проспекте, там, где сейчас Музыкальная школа. Готовился, что меня станут уговаривать или упрекать.

Но разговор с первым секретарем горкома Комсомола Сергеем Детчуевым (сейчас он руководитель филиала страховой компании «РЕСО-Гарантия» в Петрозаводске) сложился совсем иначе. Он понял и поддержал меня, и неожиданно спросил, не хочу ли я оставить себе на память свой комсомольский билет. «Конечно, хочу, но ведь я же выхожу из организации. Нельзя ведь?». «Можно, пиши заявление. Думаю, члены бюро возражать не станут». Так я смог сохранить на память свой комсомольский билет. Последняя отметка об уплате членских взносов датирована июнем 1990 года.

У каждого из бывших комсомольцев свои воспоминания о Комсомоле. У многих они связаны с работой на производстве, в сельском хозяйстве, службой в рядах Советской Армии, комсомольскими стройками. Я был комсомольцем на протяжении 11 лет и 8 месяцев. Для меня это было хорошее, интересное время.                                               

Армас Машин

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей