Ретроспектива.
Авторский проект Армаса Машина

Чтиво. Спецпроект
10:57, 31 Октября 2013
Загрузка...

Ретроспектива это взгляд в прошлое, обозрение прошлого. Проект посвящен жизни Петрозаводска и Карелии последней трети ХХ века. Это время «эпохи застоя», перестройки и «лихих девяностых». «Ретроспектива» – авторский взгляд на время, которое когда-то было настоящим и будущим, и ушло в прошлое. Там отправная точка экскурсов в более давние времена.

 

Тепло голубого экрана

Говорят, что нынешнее распространение Интернета это закат телевидения. Если так, то наше поколение – свидетель целой эпохи массового телевидения «от восхода до заката». И если сейчас про телевизор говорят: «зомби-ящик», то раньше люди в шутку называли его «четвероногим другом». С телевидением связано много хороших воспоминаний.

Первый опытный сеанс телевещания состоялся в СССР в 1931 годку, и в том же году телевещание стало регулярным. Спустя 20 лет была создана Центральная студия телевидения, передачи которой стали ежедневными в 1955 году. Телевизоры были тогда большой редкостью.

 

На главном месте

Первым телевизором, который я помню, был черно-белый «Таурас», появившийся у нас дома в конце 60-х годов. Серийный выпуск таких телевизоров был начат в Шауляе, в Литве в 1968 году. После «Таураса» у нас были другие телевизоры, но их марки и названия мне уже не запомнились.

«Таурас» был на коротеньких ножках, и поэтому располагался на специальной тумбочке, внутри которой у нас хранились пластинки для проигрывателя. Были модели телевизоров на тонких ножках, будто, у инопланетных пришельцев из «Войны миров». Как во многих других домах, телевизор располагался на «главном месте» в гостиной, собирая вечером всю семью. Кто-то предпочитал диван, кто-то кресла, а бабушка любила расположиться у «голубого экрана», как называли тогда телевизор, в кресле-качалке. Когда гасили свет (так было принято делать), отсвет черно-белого телевизора казался, и правда, голубым.

В детстве нашей самой любимой телепередачей были мультфильмы. Помнится, их показывали ежедневно сразу после короткого выпуска новостей, выходившего в эфир в шесть часов вечера. В это время надо было обязательно быть у телевизора, чтобы ничего не пропустить. Какими же любимыми были наши советские мультфильмы и их герои: Винни-Пух и Пятачок, Крокодил Гена и Чебурашка, Маугли и Бременские музыканты, Заяц и Волк из «Ну, погоди!». Среди первых ярких мульт-впечатлений – «Осторожно, Щука!» и «Бобры идут по следу».

В середине семидесятых годов появилась телепередача «В гостях у сказки». Ее показывали по субботам, после школы, и мы успевали домой к началу киносказки. «Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые!», – так обращалась к телезрителям «тетя Валя» – самая любимая ведущая Валентина Леонтьева. А песня «Приходи, сказка!» звучала, как позывной: впереди – субботний вечер и воскресенье, и все интересное, что на них запланировано.

 

Одна единственная ночь

Валентина Леонтьева вела и другую популярнейшую телепередачу – «От всей души!», которую называют прообразом современных интерактивных программ и ток-шоу. Правда, мне кажется, что души, душевности, искренности было в этой и многих других передачах того времени намного больше, чем в нынешних. В телеэфире передачи «От всей души!» друг с другом встречались друзья, товарищи и сослуживцы, родные и близкие люди, когда-то разлученные войной или иными жизненными обстоятельствами. Это была, конечно, передача для взрослых.

Наряду с передачами для детей и для взрослых, по телевидению показывали программы для всей семьи, такие, как «Клуб кинопутешествий», «В мире животных» или «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!», производства Телевидения ГДР. На особом месте были новогодний «Голубой огонек» и вся телевизионная программа на Новый год.

В наши школьные годы показ телепрограмм заканчивался в одиннадцать часов вечера, и только в праздничные дни иногда немного позже. Ночью телевидение не работало, и всего один раз в год, в новогоднюю ночь, показывали «Голубой огонек». Это было, как новогоднее волшебство: на дворе ночь, а телевидение показывает! «Огонек» начинался сразу после новогоднего боя кремлевских курантов. В студии – новогодняя елка, гости, гирлянды, серпантин, шампанское и угощения… А дома – тоже елка, тоже серпантин, тоже шампанское и вкусный лимонад с пузырьками для маленьких членов семьи.

А в первые дни нового года по телевидению – заключительный концерт теле-фестиваля «Песня года» и обязательно хорошее – «новогоднее» – кино. Так, 1 января 1976 года по телевизору показали нестареющую «Иронию судьбы». Зрительская аудитория ее первого показа оценивается в сто миллионов человек.

 

Зов сериала

Вечерами кино собирало перед телевизором всю семью. Кино показывали перед получасовой информационной программой «Время», которая начиналась в 21 час. С начала 70-х годов все популярнее были сериалы. Хорошо помню легендарные «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя» и «Вечный зов», фильмы киноэпопеи «Освобождение» и цикла «Следствие ведут Знатоки».

Первым западным телесериалом, который показали по советскому телевидению, и который я помню, была «Сага о Форсайтах» производства Би-Би-Си из 26 серий. Тогда эта история меня нисколько не увлекала, но хорошо помню, как сильно увлекала она мою бабушку Эльзу: пропустить «Сагу» она просто не могла! Еще помню показ французского фильма «Блеск и нищета куртизанок» из нескольких серий. В «Куртизанках» была пара коротких, невинных эротических сцен, которые вызвали фурор и множество пересудов.

Перед началом «решающих» серий многосерийных фильмов улицы буквально пустели: люди спешили домой, чтобы узнать, что же ждет их любимых героев. То же самое происходило во время «главных» спортивных трансляций, когда показывали большой хоккей или фигурное катание. Если фигурное катание привлекало в основном телезрительниц, то хоккей был всеобщим увлечением. Все от мала до велика болели за сборную СССР. Разве позабудешь ее матчи с заокеанскими «профессионалами» НХЛ и ВХА или командой Чехословакии? Страсти у голубого экрана разгорались нешуточные.

Разные телепередачи предназначались для разной зрительской аудитории, и смотреть телевизор постоянно, с утра до вечера было попросту неинтересно, а телевизионных программ было только две – первая и вторая. Каждый старался посмотреть то, что ему интересно, и не было принято включать телевизор «просто так». Телевизор не был еще «хозяином» в доме: его можно было выключить, или заглушить звук, если телепередача мешала хозяевам или гостям. Популярный журнал сатиры и юмора «Крокодил» старался уберечь читателей от «телевизионной» зависимости. Помню стихотворение – подпись к карикатуре:

Заведу телевизор цветной
и смотреть на экран не устану.
Как засяду с утра в выходной,
так до ночи ни разу не встану.
Потерянная «домашность»

В 1959 году начала работу Петрозаводская телестудия. Программы телевидения Карелии выходили на двух языках – русском и финском. Сколько лет прошло, а я хорошо помню финских дикторов Карельского телевидения советских времен Людмилу Мануйлову и Энсио Венто. Венто пел в знаменитом мужском вокальном ансамбле «Манок». «Изюминкой» Карельского телевидения были телеспектакли собственного производства, как правило, по произведениям карельских авторов, и тоже – на двух языках Карелии. В телеспектаклях на финском языке играли ведущие, любимые актеры Финского театра.

Юмористическая передача «Кабачок «13 стульев» была, на мой взгляд, тоже телеспектаклем. Это был также самый продолжительный советский телесериал: показ 133 серий «кабачка» длился с 1966 по 1980 год. Говорят, большим его поклонником был руководитель СССР товарищ Брежнев. Еще рассказывают, что идею этой передачи привез из Польши замечательный актер Александр Белявский, участвовавший в съемках знаменитого военно-приключенческого сериала «Четыре танкиста и собака». Какой уютной казалась нам атмосфера маленького польского кабачка, какими близкими, знакомыми – его персонажи-посетители! В тогдашнем телевидении была особенная «домашность», которая со временем будет безвозвратно утрачена.

На наших глазах телевизор перестал считаться редкостью или предметом роскоши. К концу 70-х годов телеприемники были наверно в каждом советском доме. На смену черно белым телевизорам быстро приходили цветные, и к концу 80-х годов в СССР насчитывалось более 50 миллионов цветных телеприемников.

Во времена «перестройки» менялось и телевидение. Первые серии бразильского сериала про рабыню Изауру показали по Центральному телевидению ровно 25 лет назад – в октябре 1988 года. Так начиналась экспансия западных «мыльных опер», и при Ельцине в телеэфире уже господствовала «американская мечта»: «Санта-Барбара» и реклама, как зомбирование: «Лаки Страйк»: настоящая Америка»…

Это было уже совершенно другое телевидение.

Армас Машин

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей