Мария Авишева действительно оскорбилась на публикацию в Gubdaily, в которой ее платье назвали сексуальным, или требование теперь уже бывшего кандидата в Петросовет взыскать с издания 1 млн рублей – это всего лишь предвыборная самореклама? Доводы ответчика, выдвинувшего в суде версию о пиаре, не выглядят неубедительными.
Напомним, в августе, за день до того как избирательная комиссия зарегистрировала Марию Авишеву кандидатом в депутаты Петросовета по одномандатному округу, на сайте Gubdaily появилась короткая заметка под названием: "Кандидат в депутаты Мария Авишева выложила в Сеть откровенные снимки в сексуальном платье". Публикация включала в себя серию снимков со страницы девушки в "ВКонтакте" и короткий текст. В частности, сообщалось, что Авишева "порадовала своих поклонников весьма откровенными фото" и что на этих кадрах "девушка предстала в соблазнительном платье".
Собственно, использование изданием эпитетов "сексуальное", "откровенные" и "соблазнительное" и побудило "красавицу-блондинку" (как ее охарактеризовало Gubdaily все в той же заметке) обратиться в суд. Как объяснила истица, интернет-публикация причинила ей "нравственные страдания" как матери и супруге, а также бросило тень на ее деловую репутацию для "более выигрышного представления" на ее фоне другого кандидата в депутаты, ее конкурента. Авишева потребовала удалить заметку и взыскать с владельца Gubdaily 1 млн рублей в качестве компенсации морального вреда.
Мария Авишева. |
Не понравилось истице и то, что ресурс использовал фотографии без ее разрешения. Кроме того, позднее в иске появился пункт о нарушении авторских прав (они были переданы по договору фотографом заказчику фотосессии), по которому Мария Авишева потребовала взыскать с ответчика еще 10 тысяч рублей. Так что в случае, если иск девушки будет полностью удовлетворен судом, ООО "Губерния" должно будет заплатить ей 1 млн 10 тысяч рублей, а также взять на себя судебные расходы.
Медиа-юрист Елена Пальцева, которая представляет в суде интересы ответчика, считает, что до этого не дойдет. Она убеждена, что иск Марии Авишевой к ООО "Губерния" – не более чем пиар.
"Вы идете в суд с этим иском, чтобы пиариться, - сказала она во время судебного заседания, обращаясь к истице. - Вы злоупотребляете своими правами, заявляя такие исковые требования".
Если снимки не удаляют, значит это кому-нибудь нужно?
По мнению Пальцевой, у Марии Авишевой, если она действительно хотела, чтобы публикацию увидели как можно меньше избирателей, было множество способов в кратчайшие сроки, задолго до дня голосования, решить вопрос с Gubdaily. Но Мария Авишева почему-то не обратилась в редакцию с просьбой удалить снимки, не воспользовалась правом на ответ, не пожаловалась в рабочую группу по информационным спорам при ЦИК, а выбрала самый долгий путь.
"Я почему привожу эти способы защиты, потому что они позволяют оперативно решить ваш вопрос. Единственный момент, который они не предусматривают, - это требовать компенсации морального вреда. Но вы могли заявить моральный вред отдельно, а изначально – добиться удаления фотографий в ускоренном порядке в рамках закона о выборах", - сказала Елена Пальцева.
Представитель истицы Юлия Гришина на это отметила, что в период избирательной кампании "не было времени ходить по неким инстанциям, результат хождения по которым был совершенно непрогнозируем". При этом все-таки нашлось время на составление искового заявления.
Пальцева предложила стороне еще один вариант – удалить спорные снимки со страницы Марии Авишевой в "ВКонтакте". Тогда и с Gubdaily фотографии тот час бы исчезли.
Представитель ответчика, медиа-юрист Елена Пальцева. |
"Посмотрите, как даны фотографии на сайте Gubdaily: они не скопированы и помещены в Сеть, а вставлены специальным кодом – то есть идет прямая взаимосвязь между публикацией на сайте "Губернии" и страничкой в "ВКонтакте". И если бы Мария Авишева удалила их у себя на странице, то они автоматически бы удалились и с сайта Gubdaily", - объяснила она.
Сторона истицы в словах Пальцевой усомнилась, поэтому на следующем судебном заседании планируется допросить эксперта, который разъяснит этот технический момент. Тем временем представитель ответчика в доказательство своих слов обратила внимание суда на то, что как только Мария Авишева изменила аватарку у себя на странице – аватарка поменялась и в публикации на Gubdaily.
"Поэтому если истица так озабочена своей честью и достоинством, она могла удалить снимки самостоятельно", - резюмировала представитель ответчика.
"Половине Петрозаводска больше нечем заняться"
"Мы озабочены не фотографиями, а вашими подписями под ними, прежде всего", - напомнила Юлия Гришина.
По ее словам, в публикации содержится "скрытая моральная оценка негативного характера, с точки зрения моральных и этических норм, выраженная, в частности, определениями: "откровенный", "сексуальный" и "соблазнительный".
Судья Наталья Малова, фото: ptz.govorit.ru |
"Но в заметке эти эпитеты применяются по отношению к снимкам и одежде, но никак не к истице", - возразила судья Наталья Малова.
Гришина с ней не согласилась.
"Мы полагаем, что дана оценка действиям истицы по выкладыванию в Сеть неких откровенных, по мнению ответчика, фотографий в неких сексуальных платьях", - сказала она.
"Ничего оскорбительного в этих словах нет и даже нет ничего обидного", - отметила Елена Пальцева и напомнила, что размещение оценочных фраз – это право, гарантированное Конституцией. Что же касается так называемых "маркеров мнения" (вроде оговорок: "с нашей точки зрения", "на наш взгляд"), на отсутствие которых в тексте неоднократно указывала Юлия Гришина, то их, по словам Елены Пальцевой, использовать в данном случае совсем не обязательно.
Редакция также не обязана была просить у Авишевой разрешение на использование ее снимков, считает Пальцева. Она напомнила, что истица является публичным лицом, и в период избирательной кампании "все ее действия имеют повышенный интерес со стороны ее потенциальных избирателей".
"Мария Авишева спровоцировала интерес к себе, этот интерес был подхвачен сетевыми изданиями, и в ответ мы получили такое исковое заявление в суд. Поскольку к фотографиям, изображениям истицы имеется публичный интерес, это освобождает нас как ответчиков от истребования согласия на публикацию этих фотографий", - объяснила она.
В суде возник спор относительно того, кому на странице Авишевой в "ВКонтакте" ее фотографии доступны для просмотра. Сама она утверждает, что их могут посмотреть только "порядка 8 тысяч" ее подписчиком. При этом Пальцева заверила, что хотя ее нет среди интернет-друзей Марии Авишевой, она "вчера спокойно зашла на ее страницу и все фотографии посмотрела в ленте на стене".
"Фотографии были распространены самой истицей, поэтому ни о каком вторжении в частную жизнь речи быть не может", - заключила представитель ответчика.
Истица засомневалась в том, что снимки на ее странице действительно доступны для обозрения любому желающему. "Это спорный вопрос, нужно проверить", - предложила она.
"Наверное, уже пол-Петрозаводска это проверили", - сыронизировала Наталья Малова.
"Очень жаль, что им больше нечем заняться, кроме как следить за моей личной жизнью", - заметила на это Мария Авишева.
Вторая с конца
"Вы эту ситуацию не загасили, хотя могли бы это сделать, просто удалив фотографии – вы, наоборот, подогреваете к ней интерес", - заявила Елена Пальцева, обращаясь к истице.
Сергей и Мария Авишевы, фото с личного аккаунта на vk.com |
Она передала суду несколько скриншотов. Один из них свидетельствует о том, что в день публикации спорной заметки Сергей Авишев скопировал ссылку на нее к себе на стену в социальной сети, сопроводив ее комментарием: "Спасибо нашим фруктовым "друзьям"! Сделали бесплатный пиар моей блестящей супруге на предстоящих выборах!..". Его пост Мария Авишева разместила у себя странице.
"Здесь нет никаких страданий и горести. И сама истица, и ее семья восприняли публикацию как бесплатный пиар", - констатировала Елена Пальцева.
Юлия Гришина на это отметила, что комментарий Авишева на самом деле является "саркастическим высказыванием" и добавила: "Откуда вы знаете о внутренних страданиях?"
Пальцева привела другой пример: за несколько дней до дня выборов на сайте "Карелновости" появилась заметка, в которой Мария Авишева рассказывает, что все деньги в случае победы в суде потратит на нужды Дома ребенка.
"Понятно, что никакого миллиона здесь не будет, но читатели-то об этом не знают, они же не следят за судебной практикой. Зато хороший информационный повод, возможность поиграть на чувствах избирателей", - отметила представитель ответчика.
"Истинной целью обращения истицы в суд была не защиты своей чести и достоинства, а создание информационного повода для проведения своей предвыборной кампании", - заключила Пальцева.
К слову, на выборах в Петросовет Мария Авишева заняла в своем округе второе место с конца. За нее проголосовали чуть более 500 человек.
Когда судья поинтересовалась, связывает ли Мария Авишева свое поражение на выборах с опубликованной на Gubdaily заметкой, Юлия Гришина отметила:
"Вполне возможно, кто же сейчас это сможет оценить?"
Действительно, оценить сложно. Быть может, если бы Авишева не начала этот судебный процесс, ее результат был бы еще скромнее.
Лида Панасюк
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание