"Отрицательные роли играть полезно"

Чтиво. Без политики
09:37, 12 Мая 2018
фото: livethecolors.com
Загрузка...

Константин Райкин - о своем отце, халтуре в театре и знаменитых российских актерах, которых выгнал с курса.

У петрозаводских театралов праздник. Начались гастроли Российского государственного театра "Сатирикон". Театр носит имя Аркадия Райкина, а художественным руководителем "Сатирикона", актером и режиссером многих постановок является Константин Райкин. Более того, труппа театра почти вся состоит из учеников Константина Аркадьевича, в том числе тех, кого он выпустил совсем недавно.

Подтянутый, легкий, обаятельный – таким Константин Райкин предстал на пресс-конференции, которая состоялась накануне. Общение продолжалось целый час, но журналисты успели задать всего три вопроса. Остальное время Райкин говорил сам. О театре, отце, своих студентах, отношении к профессии...

Мы записали некоторые тезисы Константина Райкина. 

О том, как сохранить спектакль "в форме"

- У нас небольшой репертуар, довольно быстро сменяются названия, и их немного. В принципе, наш театр был всегда построен на семи названиях, по дням недели. Это давнишняя моя модель, наше ноу-хау, хотя, мне кажется, что это очевидная вещь: чтобы спектакль был в форме, он должен идти, в среднем, раз в неделю. Обычно, когда спектакль выпускается, он идет чаще, а потом, в среднем, три-четыре раза в месяц.

Когда огорошивают зрителей тридцатью названиями, то у меня как у профессионала возникают вопросы. Если тридцать названий – значит, спектакль идет раз в месяц. Это очень мало – артисты растренировываются, забывают текст. Или что, каждый спектакль репетируется перед началом? Но нет же. Это означает, что допускается некая доля халтуры, низкого качества, потому что 30 названий – это недопустимо много: спектакли толкаются, каждый выживает, как птенец…

Когда спектакль выходит, ему нужно, как ребенку, питание – зрительское. А если он сразу идет только один-два раза в месяц, то это убийство спектакля.

Об отце

- Когда говорят: "Вот вы были учеником Аркадия Райкина..." Нет, я не был его учеником, у меня были другие учителя. Папа вообще не обладал педагогическими способностями. Он был совершенно гениальный артист. Ничему никого научить не мог, мог только уничтожить своими показами. Он гениально показывал, хотелось это повторить. Но все его краски, которые он предлагал артисту или артистке, шли только ему. Это была рубашка, которая не имела свойства быть годной для кого-то другого и, в частности, для меня. Он убивал своими показами, но не понимал этого и настаивал, чтобы делали именно так. Он был гениальным разрушителем.

Он был папа и был совсем не строгим судьей по отношению ко мне, очень меня любил как артиста. У меня были гораздо более строгие учителя, и я сам к себе относился и отношусь гораздо более придирчиво и строго, чем он. А он, что называется, балдел. Очень любил, когда я читал стихи. Просил меня почитать, и с ним творились всякие эмоциональные проявления отцовского происхождения, родительского. Я иногда этим пользовался. Когда надо было чего-то добиться, просто читал стихи. И все, о чем я не мог договориться с ним, когда разговаривал прозой, вдруг происходило.        

 Об успехе

- У меня внутренние творческие ориентации такие: это должно нравиться мне, но это обязательно должно нравиться публике. Если это не нравится публике, то я такой спектакль снимаю с репертуара и сам не играю таких ролей, которые не имеют успеха. Успех – параметр в театре очень серьезный. Он не истина в последней инстанции, потому что успех имеют и произведения низкого качества, такое бывает. Но успех, как говорят в математике, вещь необходимая. Недостаточная, чтобы определить качество продукта, но необходимая. Если успеха нет, значит, точно совершена какая-то ошибка.    

О расставании со знаменитыми учениками

- Курс я всегда выпускаю для себя, для театра. Это лучший способ, который обеспечивает добросовестность. Другое дело, что я потом решаю, беру я к себе студента или нет, но решаю на последнем этапе, в конце четвертого курса. А вообще я воспитываю своих студентов для себя. Поэтому нещадно выгоняю, если что. С лентяями не работаю.

Многие из знаменитых сейчас артистов мною были исключены с моих курсов, потому что мы не сошлись представлениями о том, каким должен быть артист. Рад, что мы расстались вовремя. Они известны, вся страна их знает, но я ни секунды не жалею, что мы расстались, потому что иначе мы бы измучили друг друга. У них другие представления о работе, и эти представления вполне устраивают какого-то другого, где другие требования. У меня очень определенные требования к артистам – театральным, прежде всего. Очень определенные требования к качествам характера. Это волевая профессия, мужественная, требующая колоссального преодоления. Не просто служба, а служение. Я сам так живу и требую от своих студентов, чтобы они так жили. Коэффициент полезного действия не высок: не все удовлетворяют этим требованиям.

Как бы они ни кивали, глядя на меня вытаращенными глазами, когда я говорю, что такое театр, насколько это жертвенная профессия, но подходит ассистент режиссера какого-нибудь мыльного сериала, называет им сумму с нулями, и все мои слова идут коту под хвост. Не у всех, но у многих.


фото: satirikon.ru

В результате остаются только самые стойкие, их я очень люблю. Почти весь театр – это мои ученики. Я давно преподаю, поэтому это люди разных поколений. Вот мы к вам и приехали.

 О 9% населения

- Есть мировая статистика по театрам. В любом городе мира, где есть театр или театры, ходят в театр не больше 9% населения города. Причем если человек раз в жизни был в театре, то уже входит в эти 9%. Больше 90% любого города мира, где есть театр, не ходят в театр никогда! А это базовый вид искусства.

Но так жизнь у них сложилась, нет такой потребности. Поэтому я считаю себя резко счастливым человеком: я всю жизнь, практически ежевечерне имею дело с лучшей частью населения. Лучшей в том смысле, что это же потребность души. Факт прихода в театр означает тонкость духовной жизни, духовную потребность.

Я с ними, а не с другими, которых мне жалко. Я не отношусь к ним враждебно, - скорее, с чувством досады и сожаления.

О пользе отрицательных ролей

- Так называемые "отрицательные" роли играть полезно. Потому что все равно выскребаешь это из себя. И чем больше играешь отрицательных ролей, тем больше уходишь от опасности быть таким в жизни. Это очищение: достаешь из себя скверну и превращаешь ее в художественный образ.

Записала Лида Панасюк

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей