Выхожу один я на дорогу…

Чтиво. Частная жизнь
15:54, 03 Ноября 2005
Загрузка...

Автостопом до Турции и обратно совершил путешествие доцент педуниверситета Василий Васильевич Иванов.

За 28 августовских дней путешественник проехал около 10 тысяч километров. Из них только шесть ночей провёл под крышей и только изредка пользовался общественным транспортом, – на метро пересёк Москву, на электричке ехал под Сочи и на пароходе по Чёрному морю. Остальной путь наш земляк преодолел на попутках.

-  Василий Васильевич, почему не самолетом, не поездом? Зачем такие лишения?

- В автостопе ты можешь остановиться в понравившемся месте, осмотреться, познакомиться с людьми,  природой. Кроме того, автостоп – это школа, во всяком случае, может быть таковой.

-  Чему в ней учат?

- Специально не учат, но если ты можешь, то учишься у Дороги (а это все люди и все обстоятельства, с которыми встречаешься в пути) щедрости, благодарности, радости. Здесь ты не пассажир, а попутчик, товарищ. Денег не платишь, но «платишь» общением, умением завести разговор с водителем, дать человеку излить свою душу. Люди иной раз буквально исповедуются. Трижды, например, рассказывали, как смогли избавиться от пьянства. Слушаешь такого и радуешься за него, за страну свою – люди освобождаются от вредных привычек, берутся за дело… Это же замечательно!

- А чему Вы лично учились?

- Учился просить. Мне легко отдавать, но трудно брать. В детстве, бывало, родители не могли уговорить меня сходить к соседям взять взаймы буханку хлеба. Это ложная скромность. Младшие братья и сёстры без хлеба сидят, а мне, видите ли, стыдно просить. Гордынька в такой благородной форме.

- Усмирили гордыньку-то?

- До смирения далеко, но опыт некоторый получил. Хороший опыт.

- А откуда и как вы стартовали?

- Первую машину остановил очень быстро почти на самой Древлянке – за кольцом между Древлянкой и Перевалкой. Так 1 августа с петрозаводской объездной дороги и началось путешествие в Турцию. Кстати, когда возвращался обратно, последняя машина (ауди 100) привезла меня почти к подъезду дома.

-  Почему именно в Турцию?

- Ещё студентом мечтал увидеть танцы дервишей.

-  Ну, и как впечатление?

- Трудно передать в словах современного обиходного языка точность, стремительность, согласованность и звёздную «ясность» танца дервишей. Я созерцал странствие души к Богу, движение планет и светил, в том числе нашей Земли. Это коллективное действо произвело на меня глубоко очищающее впечатление, дало возможность ярко почувствовать мою причастность всему божьему творению – от корней травы до сияющих звёзд. Я и раньше «знал», что вся Земля живая, теперь я уверен: Земля – Живое Существо высокого порядка, которому нужна наша нежность, забота, любовь.

- А что еще понравилось в Турции?

- Это красивая горная страна, но леса почти нет, к сожалению. Архитектура простая, неброская, но разнообразится своего рода арабской готикой – устремлёнными к небесам минаретами мечетей. Люди гостеприимны, дети и молодёжь уважают старших, дорожная полиция не досаждает водителям частыми остановками и проверками, как это бывает у нас. За двенадцать дней пребывания там только один раз проверяли паспорта проезжающих. И в этом случае офицер не стал просматривать наши паспорта, узнав, что мы из России. Мусор иногда турки бросают (водители в окошко машины), но везде чисто, видимо его регулярно убирают.

- Дороги лучше наших?

- Да.

-  А, простите, как у них с общественными туалетами?

-  Туалеты есть везде, они чистые и, чаще всего, бесплатные.

- Вы говорили, что подвозившие вас турки часто кормили, или предлагали вам чай?

-  Для турка угостить путника чаем является приятной возможностью выполнить мусульманский долг гостеприимства. Так что чаем нас угощали с утра до вечера. Гостеприимство некоторых принимало такие размеры, что начинало напоминать Демьянову уху. Вообще турки очень добрые, внимательные, дети просто прекрасные. Запали в душу сияющие лица и буквально лучащиеся лаской глаза детей, которые помогали взрослым нас угощать чаем.

- Где скорее останавливается машина, у нас или в Турции?

- В Турции. Но наша остановившаяся машина «дороже» в том смысле, что нас очень долго учили бояться, ненавидеть, высматривать в другом человеке врага. Русскую традиционную культуру уничтожали вместе с религиозностью и, прямо сказать, кое- чего достигли.

- Говорят, автостоп «умирает» в России, поскольку люди боятся подбирать «голосующих» на дороге?

- Мой опыт свидетельствует о том, что часть людей скорее стала равнодушнее, чем испытывают страх перед путником. Но, независимо от этого, главный вывод состоит в другом: если ты едешь действительно по важному делу, то  Дорога привезёт тебя туда куда нужно обязательно.

- Что особенно запомнилось в турецком «стопе»?

- Было несколько очень необычных и трогательных ситуаций. Скажу об одном случае. Это мой четвёртый «стоп», и за всё время никогда не остановилась машина, в которой едет одна женщина. Вот до чего довели мы, мужчины, женщин, к слову сказать. Но там, на обратном пути, под Анкарой нас подобрала молодая женщина, которая оказалась известной турецкой певицей, Зейнаб. Смелая, открытая, смеющаяся Зейнаб подпевала своему голосу, который раздавался из динамика магнитофона. Так под звуки песен о любви мы и мчались прямо в лучи заходящего солнца по горному плато.

- Да, весьма романтичная ситуация! А если вернуться ближе к земным интересам: автостоп намного дешевле общественного транспорта?

- Там идут затраты только на питание, визу, экскурсии и на одежду, если климатический пояс сильно отличается от того места, откуда выезжает человек.

-  А кто чаще останавливается?

- Одинокий мужчина, которому захотелось поговорить, мужчина с детьми (в Турции). Двое или компания мужчин, которые едут по делам или на отдых. Чаще это люди среднего или пожилого возраста. Мужчина и женщина остановятся редко, молодой человек и девушка – почти никогда.

- А вообще, трудно было? Что самое сложное в автостопе?

- Всегда самое трудное – это не казаться, а быть. Не казаться, а быть доброжелательным, не казаться, а быть заинтересованным… Жить, а не делать вид, что живёшь.

-  И,  всё-таки, автостоп – дело опасное. Вам в переделки попадать приходилось?

- Реально опасный случай, на моей памяти, в этом «стопе» был всего один. Из Петербурга в Москву вёз нас замечательный человек, дальнобойщик Геннадий Тер Акопян.  Желая показать нам дом-музей композитора Чайковского, он свернул ненадолго с трассы и, возвращаясь, вынужден был проехать по мосту. Проезд по нему для нас был запрещён из-за веса автомобиля с грузом, – превышение  в два с половиной раза. Замерли на пару минут, гадая – провалимся, или нет. Бог миловал.

- А дикие звери, змеи?

- Бедные животные. Иногда кажется, что люди их всех уже уничтожили. Что до змей, то и сам я змея порядочная, так что меня змеи любят.

- Значит, не жалеете, что проехали эти 10 тысяч километров?

-  Настолько не жалею, что предлагаю всем любителям необычных форм путешествий объединиться и создать Клуб Необычных Путешествий. Всем нам нужна более полная и точная информация в связи с поездкой в любом направлении. Для начала можно заняться её сбором, создать банк данных по России и другим странам, потом делиться опытом поездок, планировать новые маршруты.

-  В какую следующую страну лежит ваш маршрут, кого возьмёте в команду?

-  Это не военная, не коммерческая, не маленькая, а просто Тайна. Могу лишь чуть-чуть приоткрыть её завесу. Возможно, моим следующим компаньоном станет великий японский путешественник, мастер Айкидо Цемо Кан Зен.

Беседовала Елена Морозова

 

Карта путешествия:

Петрозаводск (объездная дорога у Древлянки) – Санкт-Петербург – Москва – Ростов – Краснодар – Туапсе – Сочи – Трабзон – Самсун – Анкара – Конья – Анталия – Чемер… и обратно.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей