Журналист стал "угрозой национальной безопасности"

Чтиво. Личное мнение
12:21, 21 Февраля 2019
фото: Валерий Поташов
Загрузка...

Редактору независимого норвежского издания закрыли въезд в Россию, а доступ к самому изданию заблокировали.

"Я не знаю, когда мне будет разрешен въезд в Россию. Все зависит от того, когда Норвегия снимет санкции с вашей страны. Это может произойти завтра, а может никогда не произойти", - говорит редактор норвежского онлайн-издания The Independent Barents Observer Томас Нильсен.

В марте 2017 года он был задержан сотрудниками Федеральной службы безопасности России на пропускном пункте "Борисоглебск" на российско-норвежской границе и выдворен на родину. Ядерная держава увидела в журналисте из соседней страны "угрозу национальной безопасности" – по крайней мере, таким оказался официальный повод для запрета въезда в Россию Нильсену, а его попытки выяснить причины этого запрета в российском суде ни к чему не привели.

Свобода слова и "нота протеста" Милонова


Норвежский журналист Томас Нильсен. Фото: Валерий Поташов

"Я проиграл пять процессов – в Заполярном, Мурманске, Петрозаводске и Москве, и до сих пор эти причины мне не известны, – рассказывает журналист из маленького приграничного города Киркенеса. – В конце концов, мне пришлось обратиться в Страсбургский суд, и вчера я получил из него письмо с номером моей очереди на рассмотрение этого иска. Но представитель ФСБ заявил в российском суде, что причина, по которой мне закрыт въезд в Россию, является государственной тайной".

Мы встретились с редактором The Independent Barents Observer за несколько дней до того, как Роскомнадзор заблокировал доступ к норвежскому изданию на территории России. В январе российские власти потребовали от редакции удалить статью о представителе коренного малочисленного народа из Швеции, который пытался свести счеты с жизнью из-за своей сексуальной ориентации. Это была перепечатка на русском языке материала из шведской газеты Arjeplognytt, и в Роскомнадзоре посчитали, что норвежское издание нарушило российский закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации", поскольку  публикация The Independent Barents Observer якобы содержала "информацию о способах совершения самоубийства" и "призывы к совершению самоубийства". Журналисты из Киркенеса отказались выполнить требования российских чиновников, и 19 февраля норвежское издание оказалось доступно в России лишь пользователям VPN-сервисов.

Примечательно, что на блокировке The Independent Barents Observer особо настаивал депутат Государственной думы РФ Виталий Милонов.


Депутат Госдумы Виталий Милонов. Фото с сайта Государственной Думы РФ

"Если это норвежское СМИ, имеющее русскую страницу, ведет себя таким образом, то с ним надо поступать, как с любым ресурсом, пропагандирующим суицид, – заявил Милонов Федеральной службе новостей. – Нужно спокойно это норвежское издание заблокировать, а также принять меры по линии МИД. Надо послать им ноту протеста, вызвать посла Норвегии и сказать: что вы делаете, это может повлиять на наши отношения, если вы будете делать такие материалы для россиян на русском языке".

"Мы работаем в Норвегии по норвежскому законодательству, которое гласит, что никто не имеет права оказывать влияние на редакционную политику. Свобода слова закреплена как в Конституции Норвегии, так и в Конституции России, – объясняет свое отношение к требованиям Роскомнадзора редактор The Independent Barents Observer . – Противоречит эта публикация российскому законодательству или нет – это вопрос к юристам. Мы оспариваем решение Роскомнадзора, но я признаю за ним право заблокировать любую статью российского СМИ, если она не соответствует российскому законодательству".

Как подчеркнул Томас Нильсен, скандальная статья о гее никоим образом не пропагандировала суицид, а напротив была направлена на его предотвращение, поскольку должна была помочь людям, которые оказались в похожей жизненной ситуации. Но теперь норвежские журналисты могут доказать свои доводы российским властям только в суде, и, вероятнее всего, в международном.

Кукла-неваляшка и двести рублей из Колы


Памятник советскому солдату - одна из достопримечательностей приграничного норвежского городка Киркенеса, где находится редакция The Independent Barents Observer. Фото: Валерий Поташов

Интересно, что издание из приграничного городка Киркенеса, пишущее о регионе Баренцева моря, оказалось не удобным не только российским чиновникам, но и норвежским. Поначалу оно именовалось Barents Observer и принадлежало норвежскому Баренц-секретариату, который был создан властями трех северных губерний соседней страны – Нурлан, Трумс и Финнмарк. В 2015 году собственники портала попытались ограничить свободу его журналистского коллектива – в частности, в выборе тем публикаций, а когда редактор Barents Observer Томас Нильсен подверг критике эти решения, он был тут же уволен со своего поста.

Все произошедшее журналист называет цензурой. "Мы даже не могли себе представить, что такое возможно в Норвегии. Но поэтому мы сегодня здесь, в The Independent Barents Observer. Не могу предположить, чтобы похожая ситуация произошла в других издательских домах Норвегии", – признается Нильсен.

Вместе со своим коллегой и другом Атле Столесеном он создал новое онлайн-издание – "Независимый Barents Observer", которое выходит на английском и русском языках, а с этого года – еще и на китайском. Однако, как выяснилось, на независимости много не заработаешь даже в такой обеспеченной и свободной стране, как Норвегия. По словам Нильсена, изданию приходится сегодня главным образом выживать.

"Мы сами владеем своим изданием, никто не вмешивается в его деятельность со стороны, но денег это особо не приносит. У нас есть несколько небольших источников дохода. Первый из них – краудфандинг, или пожертвования от читателей: кто-то из них перечисляет нам 200 норвежских крон, кто-то из Финляндии – 50 евро, а однажды мы даже получили 200 рублей из города Кола Мурманской области. Еще один источник – это реклама в Google, которая тоже дает немного денег. Муниципалитет Киркенеса поддержал технически выпуск китайской версии нашего издания, а министерство иностранных дел Норвегии дало нам грант на русскую версию. Кроме того, мы получили грант от норвежского Фонда "Свобода слова" на нашу журналистскую деятельность и грант на сотрудничество с небольшими изданиями России, Норвегии, Швеции и Финляндии от Совета министров Северных стран. Один бизнесмен из Осло приобрел нам фотокамеру, и теперь я могу снимать не только на телефон. Мы арендуем самый дешевый офис в Киркенесе, и с точки зрения норвежских СМИ у нас очень маленькие затраты".


Кукла-неваляшка - символ редакции The Independent Barents Observer. Фото: Валерий Поташов

Тем удивительнее, что самое бедное по норвежским меркам издание из маленького приграничного города умудряется вызывать такой международный резонанс своими публикациями. Но редактор The Independent Barents Observer кивает на русскую куклу-неваляшку, которая стоит на окне редакционного кабинета. Журналисты издания называют ее своим талисманом. К кукле приклеен листок бумаги, на котором напечатано по-английски: "Попробуй перевернуть свободу выражения...и увидишь, что происходит". Ни российские, ни норвежские чиновники явно не были с этим знакомы.

Валерий Поташов.

Киркенес-Петрозаводск.

 

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей