"Черная зависть делает из человека клопа"

Чтиво. Частная жизнь
12:00, 12 Декабря 2019
фото: © Из личного архива Александра Ершова
Загрузка...

Александру Ершову исполняется пятьдесят пять лет.

Я познакомился с ним в 2001 году в Санкт-Петербурге. С известным тогда – могу сказать, что заслуженно известным – карельским телевизионным журналистом. Затем он создавал практически "с нуля" пресс-службу "Карелэнерго" и сделал ее в 2008 году лучшей в структуре "МРСК Северо-Запада", чему имеется документальное подтверждение, которое я видел лично.

И вот уже более десяти лет он отвечает за связи с органами власти и СМИ в Прионежской сетевой компании, которая обслуживает самое большое по протяженности количество электрических сетей в Карелии.
А еще Саша - писатель и, как он сам говорит, "самую малость" философ.

Хотел с ним сделать интервью пять лет назад, к его пятидесятилетию. Но тогда что-то не срослось. Но мы с ним все эти годы хорошо общались, он что-то рассказывал… Да, интервью и сейчас не получилось.
Получился вот такой монолог.

ОДНАЖДЫ В МЕДВЕЖЬЕГОРСКЕ…

Как гласят семейные предания, процесс моего появления на свет начался поздно вечером 12 декабря 1964 года. И закончился где-то около полуночи. Не знали акушерки каким числом меня записать, но потом все-таки объявили днем моего рождения 13 декабря, за что я им очень благодарен. Ведь с тех пор число "13" для меня счастливое.

Дай бог моим родителям здоровья!


4 года

НЕИСПРАВИМЫЙ ПРОВИНЦИАЛ

Рожденный в Медвежьегорске, выросший и почти всю жизнь проработавший в Петрозаводске, я постоянно жить в каком-нибудь мегаполисе просто не смог бы. Мне бы там было очень неуютно. Совсем неплохо побродить по Москве или Ленинграду – Санкт-Петербургу, Сингапуру или Токио. Но жить? Нет-нет!

В свое время меня довольно настойчиво приглашали на телеканал "ТВ – 6" в Москву, он тогда очень популярным был в России. Подумал-подумал и отказался. В Москве бы точно не прижился. Отказался – и не жалею нисколько. Я – неисправимый провинциал. Таким, наверное, и останусь.

ЖУРНАЛИСТИКА – ЭТО…

Так получилось, что в профессиональную журналистику пришел поздно. Мне тридцать лет было…

Зато с богатым багажом жизненным пришел. Уже были за плечами работа в комсомоле, неудачный опыт поиска себя в бизнесе в "лихие девяностые". Это страшные годы – начало девяностых. Люди теряли сбережения, работу, веру во все абсолютно, не было защиты от распоясавшихся бандитов. Я знаю, что говорю. Те, кто сейчас эти годы романтизирует, либо не знают всей правды, либо не хотят знать, либо врут.

Телевизионной журналистике пришлось учиться буквально "с колес". Был принят на работу в телекомпанию "Петронет", а уже через несколько дней снимал интервью с создателями программы "Городок" Ильей Олейниковым и Юрием Стояновым. Потея и запинаясь, полчаса мучал их глупыми вопросами. Представляю, как они, когда я их оставил, наконец, в покое, смеялись над неумехой.

Но, постепенно учился. Пригласили работать в телекомпанию "Ника". Работал много. Что-то лучше получалось, что-то хуже. Но это же всегда так. Гладко все абсолютно никогда ни у кого не бывает.

Очень благодарен руководителю "Петронета" Константину Александровичу Гвоздеву и основателю "Ники" Андрею Афанасьевичу Мазуровскому за поддержку и за то, что иногда терпели мои выкрутасы.

Пока "в телевизоре" работал, были очень интересные встречи. Брал интервью у "мастодонтов" российской политики. И у "звезд" - Кобзона, Лещенко и Гурченко, Градского… У министров и иностранных послов. Просто у интересных людей.

Было даже такое. Посетила как-то Петрозаводск на День Победы дочка маршала Жукова. Руководство "Петронета" договорилось об интервью с ней. Приехал с оператором, писали долго, разговор был супер как интересный. Вернулись в студию… и тут оператор бледнеет. Он забыл в камеру кассету вставить! И не заметил этого! Блин! Не знаю, как наше начальство ему голову тогда не снесло… Чем закончилось? Позвонили дочке Георгия Константиновича, пригласили в студию, перезаписали все, чаем напоили. Так что все хорошо закончилось.

Один очень уважаемый в карельской журналистике человек однажды назвал меня "отличным репортером". Эта похвала для меня выше всех наград.

Если бы не работа на ТВ, не увидел бы так много замечательных мест и в Карелии, и в мире, не познакомился бы с интересными людьми.

Кого в журналистике настоящими профи считаю? Если в газетной советской и российской, то однозначно Василия Пескова и Юрия Щекочихина. Думаю, старшее поколение, и не только старшее, их помнят и знают. Это не значит, что остальные журналисты хуже. Нет. Просто они для меня – эталон.

Из телевизионных? Был такой замечательный советский журналист – международник Александр Каверзнев. Он еще "Международную панораму" вел. Это был высший пилотаж! Просто гениальные репортажи. И Александр Невзоров эпохи программы "600 секунд". Как бы кто к нему не относился, но он в свое время был репортер от бога. Но люди меняются со временем.

Из наших карельских? Лариса Афанасьевна Злобина, конечно. Замечательный тележурналист в девяностых годах. Свежий взгляд ее был как-то не очень приятен власти. Лариса Жданова. Сейчас она почти чиновник и даже депутат, но это тот человек, которым можно восхищаться в профессии. Алла Александровна Белозерова, журналист и редактор "ТВР – Панорамы". Горжусь, что был хорошо знаком с ней. Замечательный мой друг, настоящий журналист… так рано ушедший Веня Слепков.

Что такое журналистика для меня? Это хороший способ познания мира и замечательная возможность о своих знаниях рассказать другим людям. Рассказать о том, как воспринимают то, что происходит в стране, в Карелии, в твоем городе люди.

По-моему, для этого она, как профессия, и существует.


2001 год. Фото Игоря Барченко

МОЯ ЛЮБИМАЯ ЭНЕРГЕТИКА

Был в Белоруссии, в Витебске, на международном фестивале искусств "Славянский базар", снимал там фильм, когда позвонил Артур Мяки. Он когда-то был депутатом Законодательного Собрания Карелии, а потом –Государственной Думы. Мы с ним еще со школы знакомы. Позвонил он и предложил возглавить пресс-службу "Карелэнерго". Артур Элденович тогда в компании "МРСК Северо-Запада" работал. Я согласился на предложение.

Первое, что я сделал, когда оформился в "Карелэнерго", это пошел к главному инженеру и стал уговаривать: "Я ничего не понимаю, чем вы здесь занимаетесь. Объясните мне, как "чайнику". И он за десять минут мне все просто и доступно рассказал. С тех пор я знаю, как отличить профессионала от дилетанта в любой профессии. Если человек может за минуты объяснить, чем он занимается, как бы его работа ни была трудна – он профи. Если начнет "ездить по ушам" часами, сыпать терминами, которых ты не знаешь, кидать загадочные фразы: "Ну, это вы точно не поймете, для этого надо специальное образование иметь" – перед тобой чистой воды дилетант, который сам не очень понимает, что он тут делает. А главный инженер тогда рассказал тогда все так, что я не только понял, но и полюбил энергетику.

Почему легко удалось наладить работу пресс-службы "Карелэнерго" и вывести ее в лидеры? За годы, проведенные на телевидении, научился понимать, что хотят журналисты от пресс-служб, и что хотят пресс-службы от журналистов. Все же видно и понятно. Исходя из этих знаний и строил свою работу.

Все крупные энергокомпании, в том числе и "Карелэнерго", тогда были под "РАО ЕЭС". И пресс-службы регулярно отчитывались туда о своей работе. Была специальная форма, куда мы должны были заносить данные о проведенных пресс-конференциях, написанных релизах и так далее. Однажды я – по ошибке, конечно – написал, что за месяц провел 32 пресс-конференции! Как ты понимаешь, это просто невозможно. Отправил отчет в "РАО ЕЭС", а уже потом заметил ошибку. Долго ходил, ожидая страшных кар. Ничего! Потом, уже ради интереса, отчитался, что написал за месяц 150 с чем-то релизов. И опять ничего! Тогда я понял, что никто там наших отчетов не читает.

А в Прионежскую сетевую компанию меня пригласил Михаил Игоревич Заворовский, человек в российской энергетике известный и уважаемый. Белопорожские ГЭС в Карелии – это его проект, его детище. Это будет гордость республики, когда их запустят.

Под его началом работать – очень хорошая школа. После "Карелэнерго" это была совершенно другая работа, подходы ко многим вещам были совершенно другими. Новыми и интересными. Новые интересные люди, новые идеи, новые проекты. Никакой бюрократии. Все реально, все конкретно. Но постоянно на драйве. Тем и хороша моя новая работа. Хотя какая она новая… больше десяти лет уже.

За годы работы в энергетике научился с огромным уважением относится к специалистам, кто непосредственно работает "на земле": к монтерам, водителям, мастерам, дизелистам. Они на своих плечах самое трудное в отрасли несут. Огромное им спасибо за это.

НЕМНОГО О ЛИТЕРАТУРЕ

Для меня лично самая великая книга всех времен и народов – "Мастер и Маргарита" Михаила Афанасьевича Булгакова. На ее страницах все о человеке. Любовь и талант. Все что есть в нем доброго и высокого, низменного и подлого. Это – КНИГА! Именно так, только с заглавных букв.

Не буду перед тобой пальцы гнуть и разыгрывать интеллектуала, прямо скажу: всего Толстого, Достоевского, Диккенса и Тургенева не прочел. Хотя… Покажи мне хоть одного из наших знакомых, кто это сделал. Нет таких. Для этого есть исследователи творчества классиков, а я – простой человек.

Не осилил "Войну и мир" Льва Николаевича, зато люблю его "Севастопольские рассказы".

На полпути забросил "Преступление и наказание" Федора Михайловича, зато уже совсем взрослым с удовольствием прочитал его "Записки из мертвого дома" и "Бесов". "Бесы", кстати, очень интересный и очень страшный роман. Гоголя очень люблю. Вот у него – практически все люблю.

Скажу ужасную вещь: на мой взгляд, есть произведения классиков мировой и российской литературы, что скучны, затянуты, не динамичны. Кажется мне, что многие так думают, но не говорят вслух об этом: бояться прослыть невеждами и простаками. А я – не боюсь почему-то. Простак, да.

Последнее мое сильное потрясение: Мириам Петросян, "Дом, в котором…" О подростках-инвалидах так откровенно никто давно не писал, с такой любовью и болью.

"Тобол" и "Вилы" Алексея Иванова – вещи сильные и просто завораживающие.

Советскую фантастику люблю. Стругацких, Ефремова... Недавно перечитал почти всего Еремея Парнова. Получил огромное удовольствие.

О своем "творчестве" (будешь писать, "творчество" –обязательно в кавычки поставь) скажу так: это не большая литература. Десять лет назад издал книгу своих рассказов, печатался в журнале "Север". Те, кто читал, говорят: "Написано интересно и легко". И хорошо.

Детективы хорошие еще люблю.

КРОМЕ РАБОТЫ ЕСТЬ И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО…

Путешествия. Так получилось, что в школьном детстве и в университете тоже, путешествовать не получалось. Мои близкие за меня решили, что путешествия на дачу – это лучшее, что может быть у меня.

А я мечтал увидеть Париж или Стокгольм или…

"Ладно", – решил я. – Будет время – будет праздник".

Первые поездки по миру – это телевидение, спасибо тебе! Остальные страны – это уже для души. Езжу с женой Леной. Маршруты строю сам.

Как производное от путешествй, еще увлечения. Собираю брелоки со всех стран мира, где сам побывал или мои друзья, или хорошие знакомые. Коллекция насчитывает уже около трехсот экземпляров и висит у меня на работе. А еще я, извини за такое неблагозвучное слово, бонист. Собираю бумажные деньги – боны – со всего света. Однажды отец подарил мне небольшой конвертик царских ассигнаций. С этого все и началось. Сейчас мои боны еле в три больших альбома умещаются.


Пекин, Запретный дворец

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ МНОЖЕСТВА ДРУЗЕЙ…

Это правда. В детстве ты считаешь друзьями всех, кто с тобой в детском садике "чалился" или рядом за партой сидел. Затем все меняется: понимаешь, что друг – это особенный человек. Это тот, на кого в самые трудные моменты можешь положиться. А таких совсем немного. Единицы. Есть один школьный друг, он в Питере живет, Коля Кураев, это самый настоящий друг. Тоня Кябелева и ее муж Витя – настоящие друзья. Леша Плазовский, Наташа Соколова. Знаешь, можно насчитать человек десять – двенадцать, не больше, кого могу назвать друзьями. И этого, поверь, достаточно.

Но и сам я должен быть другом для них ровно в тех пределах, в которых числю их. Тут вообще двойных стандартов не может быть. Изволь соответствовать.

А есть еще один настоящий друг – мой Кыся. Этот-то точно ни на кого меня не променяет.

С тем, кого считал друзьями, а они оказались не друзьями совсем? Есть хорошая строчка: "Друзья уходят, как бы, невзначай…" Пусть это будет им, нет, что ты?! – не эпитафией! Диагнозом.


Я НЕ БЕЛЫЙ И НЕ ПУШИСТЫЙ

Никогда не буду подставлять левую щеку, если меня ударили по правой. Отвечу очень жестко! В этом мы как-то с Иисусом Христом очень расходимся во мнениях.

Но если меня "ударили" за дело – не только не буду "ответку" давать, но и найду способ извиниться.

Всегда – до конца жизни – буду помнить тех людей, которые для меня добро сделали.

О ГЕРОЯХ И АНТИГЕРОЯХ

Для меня герои те, кто что-то сделал для людей: Леонардо да Винчи, первопечатники Гутенберг и Иван Федоров. Изобретатель пенициллина Александр Флеминг. Генри Форд, когда-то его книга "Моя жизнь, мои достижения" была у меня настольной. Путешественник Афанасий Никитин. Дмитрий Иванович Менделеев. Петр Леонидович Капица, гениальный физик. Юрий Алексеевич Гагарин. Уолт Дисней. Безвестный изобретатель колеса – тоже герой в истории человечества.

Антигерои? Гитлер, Пиночет, Бокасса, Пол Пот, Бен Ладен, Горбачев, Ельцин. Их таких, увы, много, но героев, слава богу, больше. Конечно же, у каждого свои герои и антигерои.

О ЗАВИСТИ

Есть два вида зависти: белая и черная. Когда ты видишь, что человек что-то делаешь лучше тебя и говоришь себе: "Ой, а он же красава! Класс! Молодец! Хочу так же, буду пробовать, учиться" Это белая зависть. Это хорошо, что она есть.

Когда ты видишь, что кто-то делает что-то лучше тебя и думаешь: "Вот же скотина, выпендривается! Думаешь на тебя хитрый болт не найдется? Я уж с тебя кровушки-то попью, прищучу гада, погоди".  Это – черная зависть.

Она – как болезнь. Делает из человека клопа. Мелкого злобного кровососа. Встречал таких, больных черной завистью. Неприятные персонажи.

ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТЬ?

Пятьдесят пять? Нормально. Надо жить дальше.

Андрей Скворцов (Санкт-Петербург, ноябрь 2014 года – декабрь 2019 года).

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей