Карельская старина и виртуальная реальность

Чтиво. Без политики
15:32, 14 Сентября 2021
фото: © КРРК, из личного архива
Загрузка...

VR-технологии удивят туристов в Карелии.

Туристическая отрасль Карелии из-за пандемии попала в непростую и противоречивую ситуацию. Сначала бизнес из-за ограничений оказался почти парализован, а потом произошел невиданный туристический бум. Он не смог полностью восстановить потери отрасли, но показал, что у внутреннего туризма в Карелии есть огромный нераскрытый потенциал. Он заключается не только в красивой природе и старинных памятниках архитектуры. Чтобы его раскрыть, нужны нестандартные современные решения. В этом на собственном опыте убедилась директор и учредитель туристической компании «Санрайз» Марина Соколова.

— Как вы пережили режим строгих ограничений?

— Основная сфера деятельности у нас был выездной туризм, и когда закрылись границы, весь бизнес просто встал. К этому времени мы потихоньку строили гостевой дом в селе Крошнозеро, пробовали сдавать. Но до июля 2020 года, как вы помните, въезд в Карелию жителям из других регионов был ограничен. Потом, наконец, запрет сняли и начался ажиотаж. В Карелию пошел поток туристов, в основном из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, много было гостей из Москвы. Ажиотаж продолжился и осенью. А потом новый бум, у нас все было забронировано уже в октябре. Потом мы стали помогать сдавать свои гостевые дома нашим друзьям и партнерам.

— Благодаря такому росту спроса, удалось отбить потери?

— Если считать в целом бизнес «Санрайз», то у нас выручка в 2020 году была в 2 раза меньше, чем в 2019. Выездной туризм так и не восстановился, но за счет гостевого дома мы хоть как-то остались наплаву. По гостевому дому показатели по количеству ночей бронирования увеличились на треть, если сравнивать с в 2019 годом.

— Когда вы увидели, насколько бизнес может оказаться нестабильным из-за внешних обстоятельств, у вас не возникло желания вообще все бросить и найти что-то более надежное? Вы ведь из банковской сферы пришли в турбизнес. Не пожалели, что бросили такую стабильную работу?

— Знаете, не пожалела. Туризм — это глоток свободы после 13 лет работы в банке. Банк и туризм — это абсолютно противоположные сферы. Хотя именно работа в банке помогает мне структурировать работу и вести дела.

В 2012 году я ушла из банковской сферы, и мы с мужем создали турфирму «Санрайз». За 8 лет побывали во многих странах, и по работе, и на семейном отдыхе. Я реализовала свою мечту к свободе и путешествиям. Этот опыт мне сейчас очень кстати, ведь я увидела те стандарты сервиса и то гостеприимство, которым привлекают туристов из разных стран. Мы стараемся использовать эти стандарты в своей работе, всегда учимся и стараемся быть лучше.

— Внутренним туризмом вы начали заниматься еще до пандемии?

— В 2015 мы пробовали работать как туроператоры — организовывали туры по Карелии. Но потом подумали, почему бы нам самим не принимать туристов? Возникла идея построить гостевой дом в селе Крошнозеро. В 2019 году у нас была первая коммерческая загрузка, но тогда мы еще не делали на это ставок, не думали, что это будет приносить основной доход. Пандемия вынудила нас сконцентрироваться на этом направлении, а теперь я вижу в нем большие перспективы. Тем более что развитие внутреннего туризма стало трендом, который получил большую поддержку государства. Мы это почувствовали, сотрудничая с Центром «Мой бизнес» Республики Карелия. Он нам помогал с подготовкой бизнес-плана, с маркетинговыми исследованиями, печатью баннеров, визиток, листовок.

— Если турпоток в Карелию растет, то почему каждый год появляются предложения о продаже турбаз и отелей?

— Я размышляла на эту тему. Думаю, во многом это связано как раз с теми стандартами гостеприимства, о которых я говорила. Те базы, которые продаются — это, в основном, какие-то деревянные домики — несовременные, а-ля советские. Продается то, что не пользуется спросом. Ну, и главное, надо знать, чем завлечь туристов, предложить какую-то изюминку, которой нет у других. Это касается как самого места размещения — как выглядит гостевой дом, так и тех услуг, которые могут получить гости.

Например, наш гостевой дом очень отличается от всех. Это одноэтажное строение в скандинавском стиле с большими панорамными окнами и красивейшим видом на озеро, именно это нравится нашим постояльцам. Плюс программа, которую мы предлагаем. Мы решили, что нужно придумать что-то интересное, оригинальное. Крошнозеро — старинная деревня, ей более 500 лет, у нее богатая история, но просто проводить экскурсии — это не интересно. Мы решили, что нужно сделать квест. Пригласили компанию, которая занимается разработкой квизиумов и квестов, заказали сделать квест-экскурсию, основанную на истории и достопримечательностях села Крошнозеро. Получилось познавательно и увлекательно, потому что повествование выходит за рамки только одной деревни, мы соединили в одном квесте и историю о Крошнозеро, и сюжеты эпоса «Калевала», и рассказы о карельской березе, и военные истории времен В. В. Проходит это следующим образом. Гостей встречает местный житель Владимир Тимофеевич Неронов — местный краевед, учитель истории. Он сам очень начитанный человек, увлекается историей края, поэтому каждый раз то новую байку расскажет, то какой-то факт вспомнит. Он встречает гостей, им выдается задание и первая часть карты — маршрута по Крошнозеро. Группа проходит 9 локаций, в каждой локации находится загадка. Когда ты ее разгадываешь, находишь сундучок, где спрятана следующая часть карты. К концу квеста надо собрать всю карту и в итоге найти мельницу «Сампо» — чудо-предмет, который обладает магической силой и является источником счастья и богатства!

— Вы сказали, что увидели во внутреннем туризме большие перспективы. Значит, с выездным решили больше не связываться?

— Пока окончательного решения еще не приняли, но с выездным туризмом мы потрепали нервов и до пандемии. За 8 лет бизнес трясло не раз — то курс валют рос, то Египет с Турцией закрывали, то «коксаки», в общем, то одно, то другое. По нам это очень рикошетило. Были и возвраты денег за сорванные не по нашей вине туры, и много чего другого. Теперь я понимаю, что психологически заниматься внутренним туризмом мне комфортнее. К нам приезжают люди и здесь, на своей территории, я сама за все отвечаю и могу решить многие проблемы, практически не завишу от внешних обстоятельств. Но туризм всегда в красной зоне! Я отчетливо понимаю, что если опять закроют регион, то мы снова лишимся туристов. Тем не менее, на Карелию у нас очень большие планы. На этот год у нас в планах увеличить количество ночей на 30%, поставить на поток продажу наших туров и экскурсий по Карелии. Плюс мы расширяемся, уже выкуплен соседний участок, мы приобрели два модульных каркасных дома благодаря кредиту по льготной ставке от Фонда содействия кредитованию М. П. Кроме того, у нас составлен бизнес-план на автокемпинг. На мой взгляд — это направление очень востребовано и совершенно не развито в Карелии.

Собираемся и программу для гостей сделать интереснее — квест будет проводиться с использованием технологий виртуальной реальности. Мы заказали разработку приложения для мобильного телефона, где карта уже будет не в бумажном виде, а в этом приложении. Гостям будут выдавать VR-шлем, и они смогут видеть там картинку карты с обозначенными точками. Подходя к точке, участники квеста смогут навести смартфон на QR-код и увидеть голограмму с подсказкой. Была идея еще большего погружения в виртуальную реальность, чтобы в VR-шлеме возникали картинки Крошнозеро, как деревня выглядела 500 лет назад. Там можно было бы менять сценарий игры, проходить разные уровни и так далее. Но пока это очень дорого для нас. Это идея на перспективу.

На данный момент занимаемся сбором интересных историй от местных жителей и в дальнейшем, совместно с финскими коллегами из проекта «100 историй о Липери», будет создан аудиогид на трех языках для информационной поддержки по селу Крошнозеро. Для этого мы используем уже существующую бесплатную цифровую платформу izi.TRAVEL

— Интересная идея! Она идет вразрез с общепринятым представлением о том, что туристам нужна только красивая природа и памятники архитектуры…

— Природа и памятники, конечно, нужны, но, например, у меня ребенок-подросток, и его не заставишь ехать смотреть старые церкви и часовни. Молодежи нужны другие формы знакомства с историей. Современные технологии могут нам помочь их привлечь.

Есть много других планов. Например, сейчас совместно с партнерами из Карелии и Финляндии работаем над глобальным проектом по созданию туристического маршрута, который отнесет путешественников в 15-16 века. В то время существовал торговый путь, о котором мало кто знает, он проходил от Приозерска до Белого моря по северной части Корельского уезда — ныне по территории финской Северной Карелии. Этот маршрут имеет огромный потенциал, так как он соединит южную часть Карелии с ее северной частью — Кемью и Беломорском, а также Финляндию и Карелию, что в будущем будет способствовать развитию туристической отрасли в этих регионах.

У Карелии огромный потенциал. Надо только его раскрыть. Наш путь — это делать интересные маршруты через взаимодействие с местными активными жителями и наращивать инфраструктуру индустрии гостеприимства!

Интервью подготовил Алексей УККОНЕ

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego
Выбор читателей