«Безумное чаепитие» с Тортиллой

Чтиво. Без политики
14:08, 28 Марта 2023
фото: Людмила Корвякова
Загрузка...

В Национальном театре Карелии вручили республиканскую театральную премию «Онежская маска».

Как и обещала журналистам ведущая и одна из авторов сценария церемонии, заслуженная артистка Карелии Виктория Федорова, вручение «Онежской маски» превратилось в нынешнем году в «такую мешанину, которую никто себе и представить не мог». Организаторы шоу в Национальном театре Карелии смешали «Безумное чаепитие» из «Приключений Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэролла с русскими сказками и советской детской киноклассикой, поэтому, когда на сцене вдруг появилась черепаха Тортилла, которая посоветовала артистам «играть то, что дают», этому в зале мало, кто удивился.

«Чтобы сыграть краба, нужно встать раком и идти боком», — напутствовала молодых актеров умудренная жизненным опытом Тортилла. Но оказалось, что «боком пошел» весь список номинантов на республиканскую театральную премию. Сразу в нескольких номинациях лауреатами премии стали совсем не те актеры, которые были в списке претендентов, а в некоторых номинациях премию вообще было решено не присуждать.

 «Пришел попить чаю» — ушел лауреатом


По признанию артиста балета Музыкального театра Карелии Дениса Тарасова, он пришел на вручение «Онежской маски», чтобы «церемонию посмотреть» и «чаю попить», но жюри неожиданно присудило молодому танцору премию в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за партию Кролика в постановке «Алиса». Такую же премию получил актер Театра драмы «Творческая мастерская» Дмитрий Константинов за роль Альтер эго, Одноклассника и Внутреннего монолога в спектакле «Фото на развалинах». Однако ни Тарасова, ни Константинова в списке номинантов на эту премию изначально не было.

Сюрприз ждал и заслуженную артистку Карелии Ольгу Саханову, которой досталась «Онежская маска» за «Лучший эпизод». Жюри решило отметить игру актрисы в уже упомянутой выше постановке «Фото на развалинах», хотя на премию в этой номинации были выдвинуты восемь других артистов, и фамилии лауреата среди них не значилось.

«Неожиданно, — заявила со сцены Ольга Саханова. — Я всех поздравляю с Международным днем театра. Хотелось бы отсечь все лишнее и сказать, что я всех поздравляю с мирным днем, и еще „над вымыслом слезами обольюсь“. Хотелось бы обливаться слезами только над вымыслом. Я очень благодарна своему театру, жюри — за неожиданное решение».

«Ну, как неожиданное?» — добавила актриса, выдержав короткую паузу, и ее ироничное замечание потонуло в хохоте зала и шквале аплодисментов. 

Между тем совершенно неожиданным для многих на церемонии вручения «Онежской маски» оказалось не только награждение актеров, которые не были выдвинуты на премию своими театрами, но и появление новых номинаций притом, что лучшая женская роль второго плана так и не была определена. Так, жюри решило присудить «Онежскую маску» за актерский дуэт Глеба Германова и Ксении Коган, которые сыграли Треплева и Нину в спектакле Национального театра «Я сильно изменилась? Чайка», хотя номинации «Актерский дуэт» до сих пор не было.

«Артистов хороших здесь намного больше»


Довольно странная ситуация произошла и с вручением премии в номинации «Форс-мажор». Ведущие церемонии объявили, что премия в этой номинации не присуждается. Однако потом председатель жюри Марина Тимашева сообщила залу, что премия за «Форс-мажор» досталась спектаклю Театра кукол Карелии «Ревизор», хотя в итоге эту награду назвали «специальной премией жюри за цельность сценического воплощения».

— Всех удивило, что среди лауреатов премии оказались совсем другие фамилии, чем в списке номинантов. Как так получилось? — поинтересовалась «Столица на Онего» у председателя жюри после завершения церемонии.  


Марина Тимашева. Фото: © «Столица на Онего»

— Ну, потому что номинантов выдвигают театры, и я не знаю, честно говоря, как они так делают, — ответила кандидат искусствоведения, редактор журнала «Вопросы театра» Марина Тимашева. — Ну, у них там, например, «ансамбль солистов балета». Что это значит «ансамбль солистов балета»? Солист — это позиция в балете, то есть это не может быть никакой ансамбль.

Короче говоря, там очень много таких вещей, и самое главное, что в нашем распоряжении есть какой-то набор премий. Ну, сколько? Двенадцать. Артистов очень хороших здесь намного больше. Вот я, театральный критик, впервые в жизни, в общем-то, горько переживала, что артистов хороших много. Зря, зачем их так много? Потому что на них невозможно это все распределить. Поэтому мы решили просто действовать иначе. То есть ты рассматриваешь спектакль, смотришь, кто в этом спектакле произвел на тебя какое-то впечатление. Это может быть артист, актриса, эпизод, дуэт, все, что угодно, и дальше, конечно, с учетом того, что это — актерские номинации, все голосуют, и вот те, кто большинством голосов собрал какие-то премии, под них мы уже просто соображали, какие номинации. А если никаких номинаций на сей счет не было, мы придумывали свои. Ну, и что? Так честнее.

— Проясните тогда, что получилось с номинацией «Форс-мажор». Премию в ней все-таки присудили или нет?

— Конечно! «Форс-мажор» — это премия, которую мы присудили Театру кукол Республики Карелия. Но поскольку церемония выглядела как «Безумное чаепитие» у Алисы, а в это «Безумное чаепитие» вторгались еще всякие киномелодии, русские сказки и, бог знает, что еще, то, очевидно, в этой норе, куда все провалилось, вот так как-то все это сделалось, и получилось, что «Форс-мажор» не вручается, а есть еще какая-то там отдельная специальная премия. Кто там выпил много чая, я не знаю, но это «Форс-мажор», и «Форс-мажор» — это «Ревизор». Потому что мы имели право одну номинацию, вот эту «Форс-мажор», не заполнять только актерским именем, а разделить артистов Театра кукол на лучшие роли совершенно невозможно, потому что это  — законченное, завершенное произведение искусства.

Бесспорная премия


Пожалуй, единственной наградой, которая не вызвала сомнений или споров ни у одного участника церемонии, стала специальная премия «За честь и достоинство». В нынешнем году ее посмертно присудили директору Национального театра Карелии Ирине Шумской, которая ушла из жизни минувшей осенью.

«Ирина Павловна — наш друг, наш коллега, наш учитель, учитель по жизни, учитель в такой сложной науке как театр, — обратилась к залу член жюри премии, руководитель Музыкального театра Елена Ларионова. — Я думаю, что вся ее жизнь была пронизана театром. Она была связана с театром. Мы все знали ее как человека, который дышал вместе с театром, который создал наш Союз театральных деятелей. Она была там мамой, хозяйкой, она была там добрым другом, к которому мы все приезжали. Она была человеком, к которому мы все приходили за советом. В последние годы Ирина Павловна трудилась здесь, в Национальном театре и, конечно, она много раз выходила на эту сцену. Знаю, что она ужасно ее любила. Она стеснялась публичности, наверное, но, на самом деле, все мы понимаем, как много остались должны, только тогда, когда человек от нас уходит, когда он нас покидает. Когда огромный сквозняк мы чувствуем на том месте, где он раньше был, когда мы не можем прийти к нему просто попить чай, просто поболтать, просто послушать ее замечательные истории. Она болела Национальным театром, она боролась за него. Она так много сделала для Национального театра и для театрального сообщества Карелии, что просто другого решения в этом году для премии Союза театральных деятелей быть даже не должно».


Ирина Шумская. Фото: © Национальный театр Карелии

Слова директора Музыкального театра зал встретил овацией и встал в память об Ирине Шумской.

В других номинациях «Онежская маска» досталась Павлу Назарову из Музыкального театра за партию Тонино в опере «Паяцы» и Никите Анисимову из Национального театра за роль Бальзаминова в спектакле «Женитьба Бальзаминова» («Лучшая мужская роль»), Дарье Батовой из Музыкального театра за партию Недды в опере «Паяцы» («Лучшая женская роль»),  Антону Халанскому из Музыкального театра за партию Канио в «Паяцах» и Михаилу Третьякову из «Творческой мастерской» за роль Леся в «Фото на развалинах» («Лучший дебют»). Жюри также отметило артистов негосударственного авторского театра «Ad Liberum» в номинации «Лучший актерский ансамбль» за спектакль «Саня, Ваня, с ними Римас» и детскую балетную студию Музыкального театра Карелии в номинации «Лучший ансамбль в спектакле для детей» в постановках «Алиса» и «Красная Шапочка и Серый Волк».

«Премию критиков» от Секции театральной критики Союза театральных деятелей Карелии получил спектакль «Вся наша маленькая жизнь» Театра драмы «Творческая мастерская» за актуальность драматического высказывания. А Совет директоров театров отметил премией «За преданность театру» артиста хора Музыкального театра Анатолия Ланцмана.

Не осталась без награды и многолетняя ведущая церемонии, актриса «Творческой мастерской» Виктория Федорова. Ей была вручена премия имени Людмилы Живых от председателя Союза театральных деятелей Карелии.

Другие фото с церемонии вручения театральной премии  «Онежской маски» смотрите в фоторепортаже Людмилы Корвяковой.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Аналитика

Сегодня 13:05
Обществоведение
Эксперты объяснили, почему аналитическая работа с большими массивами данных безопасна для абонентов и способна стимулировать бизнес-сообщество.

Чтиво

30.08.2024 14:56
Без политики
Рассказываем, кто дает деньги на российское кино, и чем отличается линейный продюсер от исполнительного и креативного.