РЕКЛАМА
"Больнее всего тем, кто не успевает перестроиться"
26 июня 2018, Личное мнение
Поделиться

С каждым годом отставание Карелии от лидеров модернизационных преобразований становится все более ощутимым, считает политолог Олег Реут.

- В информационном сообщении об отмене приезда российского премьера Дмитрия Медведева в Карелию меня огорчил один момент. Конечно, он не связан непосредственно с фактом несостоявшегося визита. Очевидно, что на график председателя российского правительства влияет огромное количество факторов. Расстроило меня то, что основным мероприятием с участием Медведева, запланированным на время пребывания в Петрозаводске, было "совещание по вопросам работы лесопромышленного комплекса".

Как и десять, и двадцать, и тридцать лет назад Карелия ассоциируется с лесной промышленностью. Почему не с микроэлектроникой? Разработкой мобильных приложений? Успешными стартапами в сфере Интернета? Цифровыми технологиями завтрашнего дня? Почему экономика республики продолжает опираться на лесную "ногу"? Почему не меняется структура региональной экономической системы?

С каждым годом отставание республики от лидеров модернизационных преобразований становится всё более ощутимым. Хорошо известно, что при модернизационном переходе, те, кто первыми к нему примкнул, получают огромные экономические, а затем и социальные бонусы. Это большой и не всем приятный сюрприз для общества, но и неимоверные возможности для тех, кто чувствует перемены.

Когда молодой человек – например, вчерашний выпускник университета – начинает прорывной стартап, а через несколько лет он уже миллионер – это совершенно нормальная ситуация. Когда он не один, таких много вокруг, то это значит, что все вместе почувствовали изменения "на кончиках пальцев", "оседлали волну".

Конечно, какое-то время процесс изменений двигается так, будто у него нет никаких негативных сторон или препятствий. Но на деле эти изменения едут бульдозером по тем, кто в этот поток инноваций и преобразований встраиваться не планировал, у кого нет ресурсов, а чаще всего – понимания, что в них необходимо встраиваться. Эти изменения едут по тем, кого статус-кво просто цинично устраивает больше. Они едут по головам рабочих, попавших в так называемую "ловушку среднего дохода", которых завтра заменят роботы, изобретенные креативными инженерами в, казалось бы, муторно скучных финских, шведских, немецких лабораториях и офисах. Изменения едут по головам чинуш, которые так тщательно и в срок "исполняли документы", думая, что их время продлится вечно. Это неприятно, это конфликт на работе и в семье, это порой трагедия, но, стоит признать, в целом перемены ведут к лучшему, хотя и не исключают наличия пострадавших.

Изменения в структуре экономики – болезненный процесс для любого общества. И в финляндиях, швециях, германиях он был болезненным, знаменовался обострением целого комплекса проблем. Ничего удивительного: нынешний цифровой переход сравним по своим масштабам с индустриализацией в традиционной экономике или с образованием национальных государств в политике. Вряд ли нужно подробно напоминать, какими потрясениями сопровождались эти периоды. То, что мы наблюдаем сейчас в развитых странах и макрорегионах, – очень мягкий случай на фоне прошлых эпох великих трансформаций.

Страшно неприятно, когда ты вроде бы должен попасть в исторически значимый переход и, будучи ни в чём не виноват, делая всё то, чему тебя с детства учили, вдруг оказываешься бесконечно отстающим. Ты ведь ничего плохого не делал, ты жил, учился, работал, радовался стабилизации, но вдруг оказалось, что ты заслужил лишь догонять и в итоге понять, что не догонишь. Больнее всего переходные модернизационные периоды оказываются для тех, кто запаздывает и перестроиться не успевает.

Стабилизация означает накопление социальной ригидности, что типично для любого уже сложившегося хозяйственного (и социального) уклада. Стабилизация довольно быстро приводит к тому, что общество отвыкает от размышлений, насколько сложно даются изменения в, казалось бы, обычной ситуации. Стабилизация ориентирует не замечать прогресса, всё меньше бросаются в глаза те сегменты, где общество остаётся дремучим. Стабилизация с её "совещаниями по вопросам работы лесопромышленного комплекса" никуда не денется от будущего, но Карелия не просто рискует войти в него намного позже многих других – мы рискуем войти в него со всеми проблемами переходного периода и без каких-либо бонусов.

Обсудить (0) в ленту



Александр Воронов
директор Государственного училища олимпийского резерва в г. Кондопога
Это партнерство открывает новые возможности для белорусского и карельского хоккея
О пополнении команды «Динамо-Карелия» белорусскими хоккеистами.

подробнее

В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение