7 и 8 июня в Карелии прошли сортавальские бреветы по 300 и 400 км. Участие в них приняли 23 велолюбителя, в том числе 10 человек из нашей республики.
Всего в этом сезоне было запланировано 5 велозаездов. Два из них - «Гирвасский» и «Сортавальский» - уже прошли. Впереди еще три - грунтовый бревет «Кварцитный», «Крошнозерский» и «Карельский». Что такое бревет, на какие дистанции его проводят, важно ли быть первым и есть ли лимит по времени? Об этом «Столица на Онего» поговорила с Владимиром Басунковым. Он вместе с эковолонтером Анастасией Валовой организует бреветы в Карелии.
Владимир – представитель современной по нынешним временам профессии - специалист в сфере информационных технологий – проще программист или айтишник – как кому нравится. Это значит, что большую часть своего времени он проводит за компьютером. Не засидеться и сохранить физическую форму, а еще разгрузить голову ему помогает велосипед. В мире множество мероприятий, связанных с этим видом транспорта, но ближе по духу ему оказались бреветы.
- Что такое бревет?
- Бревет – это заезд на длинную дистанцию (минимально 200 км) по определенному маршруту в определенную дату, с лимитом времени и с обязательными отметками в определенных точках для контроля прохождения дистанции. То есть не каждый заезд на 200 км будет считаться бреветом.
- В чем отличие бревета от марафона?
- Хоть старт и общий, ты находишься в индивидуальной поездке по дорогам общего пользования и полностью предоставлен сам себе. На старте может собираться 15, 50, 100 человек, в Париже 6500, но, как и ты, каждый из них тоже находится в индивидуальной поездке и сам за себя отвечает. Да, аналогично марафонам, иногда есть пункты питания с волонтерами, но они есть не на каждом бревете и если и есть, то один-два, не больше. На бреветах, как и на марафонах, на дистанции запрещена любая сторонняя помощь, то есть любые технические проблемы, сложности, связанные с погодой, с личной неподготовленностью - каждый участник решает сам. Однако на контрольных пунктах допускается получить личную помощь. При этом, даже если контрольный пункт без волонтеров, а расположены они обычно примерно каждые 90-100км. Ну и основное отличие от веломарафонов – это длительность. Полдня, день, два дня и больше…
- То есть взять с собой друга, который будет сопровождать на машине нельзя?
- Запрещается получать помощь, к которой нет доступа у других участников. Допустим, ты обеспеченный человек, можешь себе позволить сопровождение с ремонтной бригадой, с массажистами. Так нельзя. Если ты обеспечишь каждого таким сопровождением, то можно. Получать персональную помощь вне контрольных пунктов извне нельзя. Можно заезжать в гостиницы, магазины, веломастерские, аптеки. Это то, что доступно всем участникам. А в остальном действует правило самообеспечения и самодостаточности при нахождении на дистанции.
- Получается, можно останавливаться в пути, отдыхать?
- Да, можно. Но основное правило – надо уложиться в контрольный лимит времени. Он достаточно демократичен – например, в заезде на 200 км лимит - 13,5 часов. Если ехать непрерывно, то это 13 км/час. Любой взрослый человек с какой-никакой физической подготовкой на любом велосипеде может относительно легко ехать 17 км/ч по асфальтовой дороге. Даже если ты несколько раз остановишься перекусить, ты все равно уложишься в лимит. Тут не надо быть спортсменом.
- Задачи победить нет?
- Нет. Бревет – это не соревнование и места не распределяются. Хотя находятся энтузиасты, которые соревнуются друг с другом, с собой, выжимают максимум из себя, но в целом это не нужно. Все проще – уложился в лимит – успешно прошел дистанцию, не уложился или сошел с дистанции – не прошел. Поэтому формально это не спортивное мероприятие в общем понимании.
- Кто может стать участником бревета?
- Есть базовое правило – ты должен передвигаться на транспортном средстве, приводимом в движение мускульной силой человека. Это может быть любой велосипед хоть шоссейный, хоть городской-прогулочный. Главное, чтобы не было ни бензиновой, ни электротяги.
- Нужен ли шлем, ведь передвигаетесь по дорогам общего пользования?
- Наличие шлема регламентируется правилами конкретного клуба. Например, в Балтийской звезде, куда входит карельский филиал, это обязательное условие.
- А какие дистанции вообще бывают?
- Стандартные дистанции – это 200, 300, 400, 600, 1000 км. Все, что выше, это специфический рейтинг, специфический отбор, специфическая организация, требующая дополнительного контроля с французской стороны.
- Бреветы на какие дистанции проводятся в Карелии?
- В 2022 году мы провели помимо «Гирвасского», «Сортавальский бревет» на 300 км, грунтовый бревет «Кварцитный» на 200 км и «Крошнезерский бревет». В 2024 году мы провели заезд на 400 км, а в 2024 году на 600, в этом году все повторяем. Жду, когда трассу Вытегра-Петрозаводск заасфальтируют, и тогда ареал проведения бреветов расширится. Можно будет сделать кольцо вокруг Онего, маршрут Лодейное поле – Вознесенье – Петрозаводск – вырастет количество интересных вариантов.
- А какие сложности проведения бреветов есть в Карелии, помимо дорог?
- Даже несмотря на то, что мы туристическая республика, уместить 150 человек на ночлег, а длительные марафоны от 600 км ночлег предполагают, - непосильная задача.
- А много ли в Карелии рандонеров?
- В Петрозаводске порядка 40 человек активно катаются сейчас. В Карелии – примерно 50. Мне хочется развивать идею веломарафонства в Карелии. Мы с Анастасией Валовой придумываем, как заинтересовывать велосипедистов – и наших, и из других регионов. Стараемся повышать качество питания, информационное сопровождение. В прошлом году появился деревянный хэштег, с которым можно фотографироваться, на пункте питания можно было оставить свой адрес, и мы рассылали открытки с фотографией. Мы пытаемся создать атмосферу велопраздника. Количество участников растет. В прошлом году был рекорд «Гирвасского бревета» – 59 человек. В этом его побили. В длительное путешествие отправились 85 велолюбителей. И это значимое число не только в Карелии, но в России среди веломарафонов на 200 км. «Сортавальские бреветы», которые прошли в июне, были более длительными – на 300 и 400 км. Поэтому участников меньше. 23 рандоннёра вышли на старт, двое сошли по техническим причинам, остальные дистанции преодолели.
- А в чем прелесть бреветов, почему вам они нравятся?
- 200 км – это до 13 часов ты находишься в велопоездке. За это время ты успеваешь пережить большое количество эмоций – счастье, радость, усталость, изнеможение. Все зависит, конечно, от твоей натренированности. Могут быть плохие погодные условия, ты можешь быть уставшим, можешь пробить колесо -ты переживаешь спектр эмоций, но, кроме этого, ты познаешь мир вокруг. Я считаю, что велосипед – самый классный вид транспорта с точки зрения познания окружающей среды и краеведения.Ты успеваешь посмотреть по сторонам, как дома устроены, как люди живут. За рулем автомобиля или мотоцикла это трудно сделать. На финише ты испытываешь радость и гордость, потому что смог.
- Бреветы позволяют прокатиться по дорогам в компании с единомышленниками – поболтать, обсудить множество тем, узнать много нового. Это тоже часть этой движухи. Но со временем хочется попробовать еще чего-то новенького. Дистанции 300-400 км делаются в течение суток без сна. На 300 лимит 20 часов, на 400 – 27. А чтобы проехать 600 км, необходим отдых. И тут вступают новые ощущения – а что будет после того, как я остановлюсь и полежу – 1, 2, 4 часа? Смогу ли я дальше продолжить путь или прерву движение. Это еще один спектр эмоций. А что будет, если я буду ехать несколько дней подряд, что будет с моим организмом, примет ли он такую нагрузку или не примет. Бревет помогает узнать, на что способен твой организм.
- Ехать ночью сложно?
- Переход в ночной режим – это тоже вызов. Желательно так организовать свое движение, чтобы прибыть на контрольный пункт с ночлегом (если дистанции 600 и больше км) в 23:00-24:00, чтобы поспать несколько часов. Помогает кока-кола, отдых на заправках минут 30. Это приводит в чувства. Без отдыха, даже можно в кусты на обочине упасть и уснуть. Были такие случаи, когда участники непрерывно ехали больше суток, просто от усталости съезжали в канаву и спали несколько часов. Важно научиться понимать свой организм, чувствовать его, когда он уже на пределе и нужно сделать, хоть и маленькую, но остановку.
- Про сон понятно, а что с питанием и водой?
- Вопросы организации питания и питья выходят на первое место, чтобы ты мог проехать. Ты можешь быть физически развит, заниматься лыжами и бегать марафоны, но если ты поедешь и не будешь час пить, то через несколько часов твои колени, суставы, сухожилия скажут тебе, что пора отдыхать уже конкретно и надолго. Обязательно нужно брать изотоники для восполнения водно-солевого баланса. То же самое с углеводной подпиткой. Батончики, мюсли – хочешь, не хочешь, но надо в себя раз в полчаса закидывать просто потому, что ты тратишь калории, энергию и тебе нужна подпитка. Ну и конечно качественно питаться в кафе / столовых по ходу дистанции!
- Что посоветуете новичкам, которые хотят попробовать себя в бреветах?
1. Перед бреветом за две недели накатай 400 км. Если ты осилил, то скорее всего твой организм адаптирован и сможет справиться.
2. Обкатай велосипед и ничего в нем не меняй до старта. То же самое касается одежды, она должны быть удобной, не новой.
3. Важно подумать о запасной одежде. В пути может случиться всякое, может пойти дождь, может похолодать…
4. В велоаптечке должна быть запасная велокамера, заплатки, насос, шестигранники, выжимка цепи и замочек для цепи, смазка.
5. Нужно взять базовые медикаменты, антисептик, а еще походную вилку-ложку. Кафе не так много в Карелии, а магазинов с готовой едой много. В крупных сетевых магазинах можно разогреть готовую еду в микроволновке!
6. Обязателен велосвет. В бревете участник за свою безопасность отвечает сам.
Впереди еще три бревета. Самый длительный – «Карельский» на 600 км – состоится уже в июле. А два других как раз доступны новичкам – «Кварцитный» на 200 км и «Крошнозерский» на 200 км. Они пройдут 2 и 30 августа соответственно.
Для справок:
- Первый бревет был проведен еще в 1897 году. Тогда машин не было, а велосипеды уже были. Участвовали в основном спортсмены. 12 итальянских велосипедистов отправились из Рима в Неаполь, преодолев 230 км.
- А в 1904 году появилось веломарафонское движения Audax (это слово во французском языке образовано от латинсткого audeo – отваживаться, дерзать, осмеливаться, сметь, решаться).
- И в 1920-х годах появились правила, регламенты и дистанции. После чего по всему миру стали создаваться клубы, которые проводили свои бреветы.
- Но вершиной для абсолютного числа рандоннёров, так называют участников заездов, считается проводимый раз в четыре года бревет Париж-Брест-Париж (ПБП). Его расстояние – 1200 км.
- Рандомерское движение в России зародилось в 1994-м году в Волгограде.
- А в 2009-м году бреветы начали проводить в Карелии.
Автор: Любовь Трофимова
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание