Как в Карелии сделать бизнес на том, что валяется под ногами.
Семья, дети, работа на полный день, халтуры и подработки по выходным. Оказывается, чтобы вырваться из этого круга, достаточно взглянуть себе под ноги. Нет, вы не найдете там сундук с деньгами, но сможете разглядеть то, что кардинально изменит вашу жизнь. Главное, суметь это увидеть. Похожая история произошла с жителем Карелии Артуром Погосяном. Еще пару лет назад он был обычным рабочим, а сейчас его изделия из камня заказывают со всей России. По его мнению, в этом нет ничего особенного — добиться успеха способен каждый. Но при одном условии. Об этом он рассказал в интервью «Столице на Онего».
— Есть такое выражение: «Карелия стоит на двух ногах — одна деревянная, другая каменная». При этом имеется в виду крупный бизнес. Но ваш пример доказывает, что эти опоры неплохо подходят и для малого бизнеса. С чего вы начинали?
— Со мной случилась такая история. Как-то остановился я на трассе, вышел из машины и подумал: «Что надо сделать, чтобы денег заработать? Разве можно так жить?!». Я 15 лет назад приехал из Армении в Россию, получил здесь гражданство и работал по своей профессии — камнеобработке. Женился, появились трое детей, но разве можно содержать семью на такую зарплату, какая была у меня? Я пытался зарабатывать бизнесом: привозил из Москвы одежду и здесь продавал, то одно, то другое, но понятно было, что это все несерьезно… Так вот, вышел я из машины, смотрю, валуны лежат. И тут у меня в голове словно что-то включилось, пришла идея! Раковины! Такие, знаете, для умывальников. Ведь сколько домов, квартир строится, и всем нужны раковины! Я приехал домой, жене рассказал про это, решил профессиональный инструмент приобрести, и скоро первая раковина уже была готова. Очень удачно получилась. Раньше у меня был опыт: когда-то давно я делал вазы из камня, шары для ритуальных принадлежностей, и оказалось, что у меня раковины хорошо получаются…
— Сделали у себя дома?
— Да, прямо во дворе и сделал. С соседями договорился, что сейчас экспериментально сделаю, чтобы место не арендовать, потому что это шумный процесс. Два дня я так пошумел, соседи начали немного недовольство проявлять, но потерпели еще немного. И я договорился со знакомым, у которого пустовал цех. Предложил ему, давай я стану работать у тебя сторожем и раковины буду свои делать. Он согласился, и я начал этим заниматься. Но тут второй вопрос возник — продажа. С женой договорились, что она будет анализировать спрос, изучать, как продаются такие изделия. Оказалось, что спрос есть — даже из Индонезии везут такие раковины, но они из серого камня, а у нас в Карелии гранит разнообразный, настолько много разных цветов и тонов может быть, что изделия гораздо красивее получаются, и люди могут выбирать, какого цвета они хотят себе раковину заказать. Жена создала группу в Инстаграм, через него люди начали мои изделия покупать. Сейчас больше двух лет с тех пор прошло, и теперь столько заказов, что я уже начинаю не справляться.
— Вы делаете типовые раковины или покупатель может сделать индивидуальный заказ — такой, какой нужен именно ему — по форме, цвету, размеру и так далее?
— Это очень интересный момент. У меня есть несколько видов — правильной формы, овальные или круглые, а есть просто дикие. Но с каждым заказчиком это обсуждается индивидуально. Кто-то хочет, чтобы вид был дикий, грубоватый и цвет мрачный. Я одному заказчику такой сделал, отправил, ему понравилось, и он мне отвечает: «У меня мокрых точек 10 штук, давай делай». Не знаю, что такое «мокрая точка», может сауна или еще что-то, но 10 штук я ему сделал. А кому-то надо, чтобы все было гладко, ровно и расцветка повеселее. Я еду в карьер — туда, где добывают грунт для строительства дорог, там валуны на поверхность выходят, и я выбираю, что мне надо.
— То есть вы используете материал, который в буквальном смысле валяется под ногами, никому не нужен, и превращаете его в полезную красивую вещь. А как вы их выбираете, что годится для конкретного заказа, а что — нет?
— Снаружи валуны кажутся одинаковыми. Камень, да и камень. Но внутри они совсем разные. Я поливаю водой, и уже вижу, какой это камень, какой у него будет цвет, оттенок после обработки и полировки. Если подходит, гружу в машину, привожу, выгружаю и начинаю работать над заказом.
— Из каких регионов, в основном, поступают заказы?
— Очень много берут Севастополь, Крым, Нальчик — юг, в общем. Санкт-Петербург очень много покупает. Бывают заказы и совсем издалека. Один заказ был из Челябинска.
— И все это только благодаря рекламе в соцсетях?
— Да — Инстаграм, ВКонтакте, Фейсбук. Система вся отлажена. Обсуждаем заказ, заказчик запрашивает документы, что я занимаюсь этим официально, перечисляет аванс. Когда изделие отправляется транспортной компанией, заказчик получает от нее уведомление, что груз отправлен и перечисляет остаток денег. Все просто. И еще мы сотрудничаем с Центром дизайна в Петрозаводске. Он успешно продал несколько наших изделий.
— От государства какую-то помощь получали?
— Обращался в местный Центр «Мой бизнес», даже принимал участие в конкурсе «Лучший мастер в своем мастерстве». Мне по рекламе помогли, а так больше не обращался. Я и так справляюсь — пусть лучше эта помощь пойдет тем, кому это реально надо.
— Планируете расширять ассортимент, делать что-то еще кроме раковин? Может быть, ближе к произведениям искусства — для украшения дома?
— Это я для себя делаю, для своего дома. Например, подсвечники сделал и каменную скрипку для украшения камина. Просто мне вдруг захотелось. Заказы на такие изделия тоже поступают — например, сувенирный магазин хотел закупить целую партию подсвечников, но у меня времени нет этим заниматься. Я могу все, что угодно сделать, даже скульптуру, но не хочу с этим связываться. Такие вещи нельзя штамповать, их надо делать со смыслом. Но мне почему-то ближе раковины. Сам процесс изготовления очень грязный, тяжелый, а когда вижу готовую раковину, получаю радость от ее вида.
— Если так много заказов, что вы не справляетесь, то может быть пора расширяться, нанимать помощников, создавать более крупное предприятие?
— Я не гонюсь за большими объемами, за большими деньгами. Если человеку нравится, но ему дорого, я могу наполовину в цене уступить. А чтобы выполнять больше заказов, надо найти людей, которые смогут это делать, но их нет. Два-три человека я знаю, которые тоже с камнем работают, красивые вещи делают, но раковины у них не получаются.
— Со стороны предпринимателей нередко звучат жалобы на то, что государство усложняет им жизнь, поднимает налоги, ужесточает какие-то требования. У вас возникают проблемы такого рода?
— Ничего такого я не чувствую, но это может быть потому, что я работаю как самозанятый. Когда я перешел на самозанятость, это мне все упростило. А вообще, иногда я сталкиваюсь с такими людьми, которые талантливы, очень хорошо знают свое дело, но вечно у них какие-то проблемы. Они боятся, у них какой-то внутренний страх присутствует. Я одному знакомому предлагаю бизнес-идею по его профессии — ритуальные изделия. У него золотые руки, но он отказывается, боится, что заказов не будет. Я его убеждаю, что заказов полно, но — нет. Хочет, чтобы я его взял, а он пришел ко мне работать. Почему-то люди побаиваются самостоятельности. А я многое прошел, мне бояться уже нечего.
Алексей УККОНЕ
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание