России необходимо вернуться к системе отечественного медицинского образования, заявил спикер парламента Карелии, Заслуженный врач республики Элиссан Шандалович.
Сегодня стало известно, что Министерство науки и высшего образования России готовится к выходу из Болонской системы образования. Данную информацию «ВКонтакте» прокомментировал Председатель Законодательного Собрания Элиссан Шандалович:
— России необходимо вернуться к отечественной системе медицинского образования! Министерство науки и высшего образования уже готовится к выходу из Болонской системы образования и это очень хорошая новость! Считаю, что двухступенчатая система подготовки врачей по западным стандартам прижилась у нас плохо и негативно сказалась на кадровой политике российского здравоохранения. Это одна из причин того, почему у нас такая нехватка узкопрофильных медицинских специалистов, причем не только в отдаленных поселках, но и в городах.
Как было раньше? Медицинский вуз выпускал врачей с дипломом по специальности «лечебное дело». На 6 курсе студенты проходили так называемую субординатуру со специализацией по терапии, хирургии, акушерству и гинекологии. Дальше, по окончании вуза, выпускник поступал в интернатуру по этим же направлениям, по завершении которой мог работать самостоятельно врачом. Потом шла уже узкопрофильная специализация в клинической ординатуре по направлениям, например, в терапии, пульмонологии, эндокринологии и т. д.
Сейчас же, после окончания шести курсов вуза, выпускники получают диплом участкового терапевта или участкового педиатра. А чтобы получить желаемую специальность, еще нужно поступить в двухгодичную ординатуру. Но, как говорят сами студенты, далеко не все смогут себе это позволить. Во-первых, количество бюджетных мест ограничено, а по договорам обучения (платно) не все готовы учиться. Во-вторых, не каждый медвуз предлагает полный перечень специальностей по программе ординатуры, а значит, место в ординатуре нужно будет искать в другом регионе, что, конечно же, повлечет определенные бытовые трудности. В итоге, многие выпускники медвузов так и не достигают желаемой медицинской специальности. Здравоохранение же, в свою очередь, страдает от нехватки необходимых кадров, многие из которых сегодня на вес золота.
И самое печальное, что после внедрения Болонской системы образования мы утратили большую часть практической подготовки врачей, которую они нарабатывали в субординатуре и интернатуре. Проблема серьезнейшая, но, уверен, решаемая. Ведь если Россия откажется от Болонской системы, ничего нового придумывать не нужно. Вернув прежнюю советскую школу подготовки врачей, а теперь еще и с внедрением инновационных технологий, поверьте, мы сможем переломить проблему кадрового дефицита в здравоохранении.
В ближайшее время вместе с представителями медицинского сообщества всесторонне обсудим вопрос необходимости возврата к отечественной системе подготовки врачей на профильном комитете Законодательного Собрания Карелии.