Скрины изобличают, обвиняют, проясняют и подтверждают; главный объект охоты – импульсивные публикации, эмоциональные посты и не до конца продуманные высказывания.
Лет двенадцать назад меня позвали проконсультировать исследовательскую работу о смайликах. Автор вполне обоснованно называл графические символы костылями, которые помогают автору выразить то, что подлежит выражению, но с учётом обстоятельств сетевой коммуникации не может быть выражено словами и предложениями. Многое обосновывалось скоростью нашего медиа-потребления и регистрами говорения. Про смайлики написаны диссертации и монографии. Для кого-то они размножились тысячами вариантов, а для кого-то сжались до двух – весёлой и грустной скобочки.
Прошло время, и мне, право, уже сложно представить сегодняшнюю коммуникацию без скриншотов. Скрины стали пруфами. Они превратились в оружие против устной и письменной неправды. Скрины изобличают, обвиняют, проясняют и подтверждают. Они снимают вопросы и переводят переписку в пространство практически полного отказа от интерпретаций. Скриншотов боятся политики, селебритис и просто публичные фигуры, авторы анонимных телеграм-каналов и помощники чиновников, которым поручено "помогать вести соцсети".
Снимок экрана делается с помощью несложной комбинации кнопок. И уже через пару секунд скрин может уничтожить чьи-то отношения, репутации и амбиции. Пост в ВК, переписка в мессенджере, скрытый "только для друзей" комментарий, инстаграм-сториз – это лишь малая часть поводов на автомате сделать скрин, чтобы затем отправить его в качестве сообщения, опубликовать в собственной ленте или припасти для пополнения цифрового архива.
Как отмечают специалисты, скриншоты уже стали самостоятельным языком визуального. Они способны работать сами по себе, без дополнительного комментария. Они расширяют глоссарий эмоций в переписке, расставляют акценты и выступают весомым аргументом. Казалось бы, за фиксацией мимолётных вещей не может быть больших смыслов и ценностей. Но именно такая фиксация всё чаще выступает инфоповодом и последующим комментарием к нему, доказательством собственной правоты и заблуждений условного оппонента. Главная причина небывалой популярности скриншотов заключается в том, что они идеально фиксируют ускользающую эмоцию.
В нынешнем цифровом мире выросло значение личных границ, а вместе с ними – так называемых "индивидуальных настроек приватности". Теперь проявление чувств – один из главнейших ресурсов, и его необходимо беречь, поэтому в нашем информационном паноптикуме больше нет чужих, только похожие на нас самих. Информационный пузырь надёжно изолирует от посторонних, от тех, кто в споре не готов "встать на сторону добра", не поддержит лайком и репостом. Все посторонние последовательно отправляются в бан или просто расфренживаются. Однако, несмотря на меры предосторожности, споры внутри чатов и групп никуда не исчезли. Они были и остаются главной силой практически любой социально-сетевой коммуникации. И тут, конечно, скриншоты приходятся как нельзя кстати. Они – отправная точка для любого провокационного статуса и лишний повод сплотиться для тех, кто не хочет видеть мнения, отличные от собственного или внутрицехового.
Главный объект охоты для истинных любителей скриншотов – импульсивные публикации, эмоциональные посты и не до конца продуманные высказывания. Кстати, именно по этой причине многие современные работодатели (точнее – сотрудники служб найма) в первую очередь изучают соцсети потенциальных кандидатов, а не их резюме. Всё чаще при участии в заполнении гугл-формы после ФИО и адреса электронной почты стоит обязательный вопрос "Как Вас найти в соцсетях?". В нынешних условиях рынка труда работодателям важно понимать, как новый сотрудник повлияет на атмосферу в компании и не станет ли писать после увольнения токсично-ядовитые посты о бывших коллегах.
Но если скриншот неуместного поста грозит обывателю неприёмом на работу, неприятным разговором или косыми взглядами коллег, то в случае публичных персон последствия могут быть куда более масштабными. Это раньше, во время принцессы Дианы, знаменитости попадали в фото-прицел папарацци, теперь же они круглосуточно находятся в зоне потенциального скрин-риска.
Первыми взрывной потенциал скриншотов распознали медиа, особенно специализирующиеся на препарировании общественно-политических персонажей. Со временем даже появились целые медиапроекты, где основная часть контента – скриншоты, выполняющие роль нежелательных подробностей жизни, мелькнувших в сториз.
С другой стороны, скрины – это идеальная иллюстрация самих современных медиа с их заточенностью на хайп и уклонение от ответственности за провокацию (на которой держится практически любой качественный медиа-движ). В этой кажущейся бесконечной гонке одни всячески стремятся уйти от пристального взгляда, лишённого всякого сочувствия, а другие – поглощены обострённым желанием фиксировать и уличать.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание