Главный редактор «Столицы на Онего» Наталья Захарчук 17 лет назад написала статью о том, как оказалась на скамье подсудимых знаменитая «карловская» банда.
Статья называлась «Карловцы» погорели на героине», она была опубликована на нашем сайте 23 июня 2004 года. Материал помогли подготовить гособвинитель на суде по делу «карловцев» Михаил Петраков и следователь по особо важным делам прокуратуры Петрозаводска Михаил Есин.
В связи с выходом на телеканале "Сампо" фильма «Командир: история противостояния», думаем, нашим читателям будет интересно почитать, как те события описывались 17 лет назад, когда правоохранители разгромили преступную группировку и довели дело до суда.
«Карловцы» погорели на героине
Знаменитая преступная группировка, наконец, предстала перед судом. Лидеру Виталию Карлову присудили 14 лет тюрьмы. Остальные участники ОПГ получили от 11 до 4 лет колонии строгого режима.
На протяжении двух с лишним лет «карловцы» пребывали в твердом убеждении, что «кормят» руководство ОБНОН и ФСБ, а значит – непотопляемы. На самом деле взятки, которые они давали сотрудникам милиции и руководству отдела экономической безопасности УФСБ приобщались «к делу». В Петрозаводске «карловцев» знали, как преступную группировку, специализирующуюся на «крышевании» и вымогательстве, но посадили ее именно за наркотики – самое уязвимое направление деятельности ОПГ. Из всех «карловцев» на скамью подсудимых не попал только один – Джавид Золотарев (Голубев). Только потому, что в ноябре 2001-го его убили в подъезде собственного дома.
Попытка номер два
«Карловцев» задержали более двух лет назад, еще в феврале 2002 года. Сначала рядовых членов группировки, в Петрозаводске, потом самого Карлова, в Воронеже, где живет его семья, и куда он уехал, прячась от сыщиков. В федеральном розыске лидер ОПГ числился всего сутки. Арестовав, его сразу перевезли в Петрозаводск. Все время, пока завершалось следствие, и шла досудебная подготовка, преступники просидели в СИЗО на Герцена. Судебное следствие длилось 7 месяцев.
© Валерий Поташов/"Столица на Онего"
10 томов уголовного дела, более сотни свидетелей, 7 человек на скамье подсудимых и огромные сроки заключения – таков итог деятельности самой известной преступной группировки столицы Карелии. Приговор судья Петрозаводского городского суда зачитал 1 июня. Было уже почти девять часов вечера, когда озвучили сроки. Сторона обвинения осталась довольной: пусть и не за все свои преступления, а только за наркотики, но группировка все-таки «сядет». Причин сжимать кулаки у прокуратуры было предостаточно: первая попытка посадить Карлова в тюрьму оказалась неудачной, - четыре года назад он был выпущен на свободу прямо из зала суда. Доказательств оказалось недостаточно. Сегодня, как говорят сыщики, - совсем другое дело…
Паутина
Впервые в поле зрения петрозаводской прокуратуры «карловцы» попали в декабре 2000-го. С этого времени следствие и ведет официальный отсчет деятельности ОПГ. Основным направлением оперативных разработок практически сразу стал героин. Конечно, за «карловцами» водились и другие грешки, но обнаружить и доказать случаи вымогательства или, скажем, открытого бандитизма, всегда сложнее. Наркотики же, вот они… Покупка, хранение, сбыт. Можно сказать, что первый шаг к гибели «карловцы» сделали самостоятельно, даже без помощи правоохранительных органов. Зная, что уже фигурируют в оперативных разработках, сам Карлов и его ближайший помощник Золотарев захотели перестраховаться, и для начала – наладить хорошие коммерческие отношения с милицией, - чтобы не трогали.
кадр из фильма «Командир: история противостояния»
Сначала предложили взятку руководителю Отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД Петрозаводска Владимиру Любарскому. Даже ставку свою разработали: 100 рублей за каждый проданный грамм героина идет в карман милиционеру. В обмен, - спокойное существование преступной группировки на рынке и безопасность всех участников героиновой цепочки. Любарский Карлова с Золотаревым послал подальше. Потом в милиции придумали «оперативное внедрение». В следующий раз от предложения взяток уже никто не отказывался. Карлов с Золотаревым были уверены, что «кормят» как минимум двоих высокопоставленных чиновников в погонах, - главу отдела экономической безопасности карельского Управления ФСБ Харченко и заместителя руководителя ОБНОН Николаевского. Оба они регулярно получали от «карловцев» свою пайку. С течением времени ставки росли: сначала это было 4-6 тысяч рублей в месяц, потом – до 30 тысяч ежемесячного содержания. Преступникам было невдомек, что каждая передача фиксировалась следствием, а сами взятки приобщались «к делу».
Уверенные в коррумпированности милиционера и сотрудника ФСБ, «карловцы» рассказывали им многое. Чтобы не путали с «конкурентами» на героиновом рынке, давали точные адреса квартир, где торговали наркотиками, указывали фамилии продавцов, рядовых членов ОПГ. Цепочка, организованная Карловым, включала несколько звеньев. Наверху пирамиды - сам Карлов и его ближайший помощник Золотарев. Они отвечали за общее руководство группировкой, взаимодействие с «конкурентами» и правоохранительными органами. Далее следовали члены группировки, занимавшиеся хранением и передачей наркотиков, а также охраной. Низшее звено, - непосредственные продавцы героина.
Деньги от продажи наркотиков поступали на самый верх, Карлову, а потом уже распределялись в качестве зарплаты среди всех участников цепочки.
Где «карловцы» покупали героин, следствию выяснить так и не удалось. Знали только, что у поставщиков из Питера. Партии были довольно крупными. Одна составила даже 240 граммов, - для Карелии это просто огромные цифры. Героин «карловцы» продавали с квартир, которые арендовали на короткие сроки. «Офисы» все время приходилось менять, чтобы лишний раз не привлекать внимания. В основном, это были кукковские квартиры. В уголовном деле фигурирует более десятка адресов героиновых «блатхат» ОПГ на Комсомольском и Карельском проспекте, Балтийской, Фролова, улицы Ровио.
Пока «карловцы» ничего не подозревали о действиях милиции и прокуратуры, те регулярно делали «проверочные закупки» на всех указанных адресах. Как только накапливалось достаточно доказательств, сыщики арестовывали продавцов. В течение двух лет на скамье подсудимых оказалось трое рядовых членов ОПГ, которые выполняли самые простые функции и ничего не знали ни о планах группировки в целом, ни о ее структуре. По суду им давали в среднем от 5 до 7 лет тюрьмы. После ареста одного из продавцов, «карловцы» перестали верить «своему» человеку в ФСБ и прекратили финансировать Харченко. Но у следствия оставался еще Николаевский, который, взаимодействуя напрямую с Карловым и Золотаревым, поставлял всю нужную информацию в прокуратуру. Таким образом, кольцо вокруг «карловцев» сжималось и, в конце концов, замкнулось на самом Карлове.
Кто убил Джавида?
«Карловцев» накрыли по одному из адресов, где они продавали героин, - в доме № 4 по улице Мерецкова. После всех «оперативных внедрений» и «проверочных закупок» доказательств было достаточно для того, чтобы арестовать всех, включая самого Карлова. Так уж случилось, что от тюрьмы ушел только Джавид Золотарев, незадолго до этого убитый в подъезде собственного дома. Заказное убийство это до сих пор не раскрыто, однако в уголовном деле «карловцев» есть эпизоды, проливающие свет на возможные его причины. Перед своей смертью Джавид, как обычно, встречался с Николаевским. Он должен был заплатить ему тысячу долларов за милицейскую «крышу». Но деньги в тот день не принес. Зато пожаловался на «конкурентов», которые якобы перебегают дорогу «карловцам». Сказал даже, что собирается продавать квартиру, чтобы вложить новые «инвестиции» в покупку очередной большой партии героина. Трудно, дескать, работать на рынке, когда «конкуренты» в спину дышат и всю «тему» перебивают. В уголовном деле сказано, что Золотарев «сдал» руководителю ОБНОНа основной пункт сбыта героина своих «конкурентов». Накрыла ли после этого их милиция, нам неизвестно, но через месяц Джавида не стало…
А, может, срок скостят?
«Карловцев» признали виновными в совершении преступлений, предусмотренных статьей 228 частью 4 уголовного кодекса. Виталию Карлову дали четырнадцатилетний срок, как организатору преступной группировки, занимавшейся покупкой, хранением и сбытом наркотиков в особо крупных размерах. Дополнительные годы тюрьмы ему набежали за организацию и дачу взяток должностному лицу. Остальные получили свое за участие в торговле героином и членстве в ОПГ.
© РИА Новости / Владимир Федоренко
Очевидно, что «карловцы» с приговором и такими огромными сроками не согласятся. Будет еще разбирательство по кассационным жалобам, однако в прокуратуре надеются, что наказание останется неизменным. «Это первый в истории Петрозаводска случай, когда на скамье подсудимых оказались практически все члены ОПГ, - говорит следователь по особо важным делам прокуратуры города Михаил Есин. – Уникальность его еще и в том, что следствию удалось отследить всю цепочку, не пропустив ни одного звена». В прокуратуре считают доказательную базу железной, но все равно стучат кулаком по столу, чтобы не сглазить. Спокойными сыщики будут тогда, когда дело пройдет через Верховный суд…
Наталья Захарчук
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание