ПОСМОТРЕТЬ
Чтиво. Личное мнение
10:45, 08 Октября 2018
фото: vk.com

Кто вместо Колтырина?

Одним из актуальных вопросов, который должны будут решать республиканские власти, является назначение на должность директора Медвежьегорского районного музея.

Как известно, нынешний директор Сергей Колтырин заключён под стражу в связи с возбуждением уголовного дела. По версии следствия, в прошлом месяце Колтырин и житель Мурманской области Евгений Носов (который его моложе на 26 лет) совершили развратные действия в отношении несовершеннолетнего. В ходе проведения следственных действий обвиняемые уже признали свою вину. По ходатайству следователя судом в их отношении избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. По делу проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления. Наказание за данное преступление предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 15 лет.

Представить, что следствие признает абсолютную невиновность Колтырина (который перед этим или после этого полностью откажется от признания вины), принесёт ему извинения, а он сам вернётся к руководству муниципального учреждения, практически невозможно. Более вероятен вариант, при котором во главе районного музея появится новый человек.

Кейс Медвежьегорского музея не вписывается в ряд многих провинциальных историко-краеведческих учреждений. Располагающийся в историческом здании бывшей гостиницы специалистов Беломорканала (1935) музей не только включает в себя постоянную экспозицию "ББК. Вехи истории", построенную на документах, фотоматериалах и вещевых экспонатах, отражающих историю строительства канала, но и является фактическим хранителем мемориалов, имеющих непосредственное отношение к мемориальному кладбищу "Сандармох".

Новому директору музея придётся решать совершенно нетривиальную задачу по определению новых практик мемориализации и забвения как механизмов постоянно уточняемого производства культурных смыслов.

Известно, что одна из основных функций культуры памяти – интегративная. Культуры объединяют людей, создавая единое знаково-символическое пространство, с которым как со "своим" идентифицируют себя определённые сообщества. Вместе с тем (и одновременно) они разъединяют людей, проводя культурные границы, чреватые иногда превращением в линии противостояния. Обе стороны этого процесса неотделимы друг от друга. Объединять, разделяя, и разделять, объединяя, – неотъемлемое свойство культуры памяти. Постоянно проводя границы с символическим Другим, культура постоянно конституируется как таковая.

Обсуждение проблем интеграции-противостояния и культурных идентичностей невозможно вне проблематики памяти и забвения. Не случайно сам концепт памяти стал ключевым понятием как современного социально-гуманитарного знания, так и публичного дискурса политиков.

Особого внимания в этой связи заслуживает кажущаяся предельно актуальной аргументация Эмиля Дюркгейма. Основатель французской социологической школы в своей книге "Элементарные формы религиозной жизни" (кстати, только в 2018 году вышел русский перевод этой классической работы, написанной в 1912 году) обращал внимание на важность воплощения социальной общности и регулярные, связанные с ним ритуалы, призванные поддерживать её сплоченность и идентичность.

Он последовательно пришёл к выводу о том, что для поддержания стабильности общества, для того, чтобы его члены ощущали солидарность и историческую преемственность существования своей группы, они должны помнить определенные вещи определенным образом, а некоторые вещи организованно забывать и забыть. Общество нуждается в сложно устанавливаемой степени не только интеллектуального и эмоционального конформизма своих членов, но и "конформизма мемориального". Общество может существовать, только порождая у своих членов чувство священного, воздействуя на них своей высшей по отношению к любому индивиду сверхличной силой. Оно поддерживает у людей ощущение солидарности и общей идентичности при помощи периодически повторяющихся специальных ритуалов, воссоздающих совместное сакральное прошлое. В центре того, что данное сообщество считает сакральным, располагается коллективно воображаемое прошлое.

Какие же события этого прошлого окажутся важными для пост-колтыринского этапа в развитии музея? Будут ли похоронные обряды и так называемые "первые места памяти" – могилы - оставаться в центре поклонения и воспоминания? Что будет формировать ткань коллективной памяти в Сандармохе, Медгоре и Петрозаводске? В какие эмоции будут окрашены коллективные воспоминания? И могут ли они здесь и сейчас – в сегодняшней Карелии – иметь универсальное значение?

Довольно сложно сказать, понимают ли республиканские власти весь комплекс последствий неизбежного кадрового решения, осознают ли они, насколько противоречивым и непринимаемым обществом может выступить непродуманное и необоснованное назначение. Даже в обстоятельствах "нейтрального" командирования директора-технократа в публичном пространстве будет присутствовать дискуссия о преемственности ("как было при Колтырине") или разрыве с ней.

Как постулируют современные теории мемориальных исследований (memory studies, т.е. исследований памяти), постоянного прошлого нет – прошлое всегда пересоздаётся и переформулируется в меняющемся настоящем. С другой стороны, поддержание идентичности (региональной, национальной, культурной, коллективной и т.д.) требует ощущения непрерывности истории. Сообщество, адаптируя новые явления и идеи, должно периодически проводить переинтерпретацию прошлого так, чтобы эффект новизны был утрачен, и новое предстало продолжением исторической традиции. Поэтому прошлое в коллективной памяти постоянно подвергается реорганизации. В этой картине прошлого должны отсутствовать большие перемены и разрывы, чтобы мы могли бы себя узнавать в ней на любом историческом этапе.

Очень важно за, казалось бы, локальным кадровым решением увидеть сложнейшую проблему. Вероятно, было бы правильным объявить открытый (общероссийский) конкурс и инициировать общественное (в данном случае – гражданское) обсуждение программы действий нового директора Медвежьегорского районного музея. И во время этого обсуждения в центр внимания поставить видение "коллективной истории", то есть  сохранения или изменения степени отдалённости исторического прошлого. Решение этой задачи требует и решения проблемы выбора взаимосвязи исторических событий. Важно, в какое повествование и в каком качестве будет включён тот или иной исторический сюжет. Изменение степени отдалённости исторического прошлого, с которым связывает свою идентичность жители Медвежьегорского районы, Карелии и всей России, может означать изменение и самой этой идентичности.

Олег Реут, политолог, публицист

Комментарии

Zim
2018-10-14 17:06:29
А может Веригина туда директором отправить? Он ведь наверное сможет обеспечить «линию партии»?
Олег Фадеев
2018-10-09 21:04:24
А народ всё проглатывает, посмотрите на ингушей, Золотов со своими полицаями туда не сунется, это же не детей со стариками дубинками разгонять, можно и по сусалам получить. Жаль, что русский лапотник всё ждёт манны небесной
stranger
2018-10-08 12:25:11
Есть базовые принципы организации социума- гуманные или антигуманные. В первом случае расцветают культура, наука, искуство, творчество, создаётся высокоинтелектуальный продукт, доступный для всех. Во втором приветствуется и закрепляется культ силы, мысль о вражеском окружении, как внутри социума, так и за его пределами. Чтобы выжить, ходим строем и слушаем вождя.
кир
2018-10-08 16:31:48
stranger, а что вы хотели? С 19 века интеллигенты говорили даже в пьесах, что надо идти в народ и учить крестьянских детей, чтобы они лучше стали. Почему только разговорами ограничились? Допустили революцию своим бездействием и все последующие беды. Почему и сейчас не идете в школы, в отдаленные деревни ни учителями, ни врачами? С себя не хочется начинать. Пусть барин всё рассудит, всё разрулит. Мы лучше будем млеть и восторгаться режиссером одиозного "Левиафана" или скандальной "Матильдой".
однозначно
2018-10-08 10:53:31
Реуту надо в отделе кадров работать.
Гость
Выбор читателей

Аналитика

17.10.2018 12:32
Обществоведение
Как в Петрозаводске ПКФ СЛОВО растит себе молодую смену.

Чтиво

Сегодня 12:21
Без политики
Программа обучения в автошколе изменилась за последние 4 года, пожалуй, больше, чем за предыдущие 30 лет.

Опрос

Как вы считаете, достаточно ли защищены дети в образовательных учреждениях Карелии?