"Мат в кино – это не то, что должно регулировать государство"

Чтиво. Без политики
12:57, 27 Января 2017
Загрузка...

Кинокритик Ксения Реутова – о ситуации в современном российском кинематографе.

В петрозаводском кинотеатре "Премьер" на днях завершился фестиваль немецкого кино. Его особенностью стало то, что зрителям не только показывали неизвестные широкой публике фильмы, снятые в Германии в последние годы, но и рассказывали об актуальных тенденциях в немецком кинематографе. Лекции читала петербургский критик Ксения Реутова (на фото).

Поскольку кинокритики в карельскую столицу приезжают нечасто, мы решили с ней встретиться. Но поговорить не о немецком кино, а о российском. В конце концов, много ли мы о нем знаем?

Рассказывая о положении дел в отечественной киноиндустрии, собеседница "Столицы на Онего" назвала несколько картин, о которых многие из нас (и автор этих слов не исключение) прежде даже не слышали, хотя, если верить Ксении Реутовой, произведения эти достойны того, чтобы их показывали в кинотеатрах, о них говорили. И вообще, как оказалось, в России снимают чуть больше хороших фильмов, чем мы привыкли думать.

"Я была в шоке, когда узнала, что здесь не показывали "Хорошего мальчика"

- В России много говорят о том, что кинотеатры должны показывать больше отечественных фильмов. Но снимают ли у нас такое количество хороших картин, чтобы это осуществить?

- Хороших фильмов снимается гораздо меньше, чем стоило бы. Я всегда провожу аналогию с немецким кино. В Германии снимается много так называемого "арт-мейнстрима" – это не радикальное авторское кино и не блокбастеры. Потому что невозможно выстроить культуру кино в отдельно взятой стране только на блокбастерах или только на авторском кино. А арт-мейнстрим – это такая прослойка кино, у которого, с одной стороны, есть автор, а с другой стороны, оно думает о зрителе и хочет ему понравиться. Такого кино должно быть много, и его должны поддерживать в первую очередь. Но у нас почему-то нет ни режиссеров, ни сценаристов, ни продюсеров, которые были бы готовы работать с таким кино. Честно говоря, я не знаю, в чем причина.

- Снятые в предыдущие годы "Елена" Звягинцева или "Дурак" Быкова подходят под определение арт-мейнстрима?

- Что касается Звягинцева, то я даже не знаю, куда его отнести. Он – большой автор, один из лучших в нашем кино. И аудитория его картин точно не ограничивается фестивалями и критиками. Но я не уверена, что у него есть желание нравиться зрителям. А вот "Дурак" абсолютно подходит под это определение, но таких фильмов должно быть много. А то он один, и его уже три года обсуждают.

Я помню, как в прошлом году, который был Годом российского кино, я приехала на "Кинотавр", отсмотрела конкурс и поняла, что Год российского кино, видимо, обойдется без кино. Потому что нормальных фильмов в конкурсе "Кинотавтра" нет. Притом что сочинский фестиваль делает потрясающая команда, у них замечательные отборщики, высокопрофессиональные люди, которые работают на уровне главных мировых кинофестивалей. В предыдущие годы это всегда было видно по тому, как составлена программа. А тут – только пять фильмов, о которых можно было говорить. Первый – это "Хороший мальчик" Оксаны Карас (который в итоге и победил) – замечательная легкая комедия о современной Москве, восхитительная, с лучшими актерами: с Константином Хабенским. Михаилом Ефремовым, Семеном Трескуновым – молодым, подающим надежды актером, который играет главную роль совершенно потрясающе. Затем, фильм "Ученик" Кирилла Серебренникова, который приехал на "Кинотавр" с Каннского фестиваля уже со шлейфом восторженных рецензий. "Зоология" Ивана И. Твердовского, почти кафкианская история о женщине из маленького городка, у которой внезапно вырастает хвост. "Рыба-мечта" Антона Бильжо, замечательная сказка для взрослых о Балтийском море, о питерском интеллигенте, который встречает то ли женщину, то ли русалку. И, наконец, "Коллектор" с Константином Хабенским. Вот пять фильмов, которые действительно заслуживали серьезного обсуждения. Но это же очень мало. Тем более в Год российского кино.

- Из того, что вы перечислили, в Петрозаводске, если не ошибаюсь, показывали только два: "Ученик" и "Коллектор".

- Так не должно быть. Я была в шоке, честно говоря, когда узнала, что в Петрозаводске не показывали "Хорошего мальчика". Это фильм абсолютно для любого зрителя, трогательный, умный, смешной – бери и показывай. На него должны тысячи ходить, он должен собрать отличную кассу.

- Как думаете, почему многие хорошие фильмы кинотеатры игнорируют?

- Это вопрос, наверное, больше к кинотеатрам, а не ко мне. Но вообще, задача директоров кинотеатров, прокатчиков – смотреть кино. Может быть, они его не смотрят, не любят? Идут по пути наименьшего сопротивления, потому что так проще? Если в фильме играет Брэд Питт, Натали Портман или Майкл Фассбендер, то понятно, что аудитория будет стабильно обеспечена. А любой авторский фильм – это всегда риск: он может пойти у публики, а может и не пойти. Никто не хочет рисковать, к сожалению. Никто не хочет просвещать, всем интересно собирать деньги.

 

"Будущее – за женщинами"

- Зато в Петрозаводске сейчас показывают "Рай" Кончаловского. Вы уже посмотрели?

Да, "Рай" посмотрела. На мой взгляд, это интересное произведение, которое заслуживает публичного обсуждения. Я очень люблю режиссера Андрея Кончаловского, безмерно его уважаю, влюблена в его фильмы с детства, и "Рай" мне кажется совершенно мастерским проектом с точки зрения режиссуры, опровергающим теорию о том, что режиссура – это профессия, которая имеет возраст. Это далеко не всегда так. А в данном случае по-прежнему чувствуется железная хватка мастера.


Кадр из фильма Андрея Кончаловского «Рай»

Но идеологически "Рай" мне абсолютно не близок. Он рассказывает о величии русской культуры, проходя при этом мимо исторического коллапса одной нации и страшной трагедии другой. Русская культура, безусловно, великая, но мне кажется, что эту мысль можно было бы донести другими средствами.

А работа с актерами, работа со светом в кадре – все это очень талантливо.

- Можете назвать несколько имен российских режиссеров, о которых будут говорить в ближайшие годы?

- Я жду возвращения с новыми проектами Хлебникова и Попогребского – представителей поколения, которое условно называли "новые тихие" – за то, что у них были молчаливые герои и в их фильмах почти ничего не происходило. В какой-то момент "новые тихие" ушли делать сериалы, потому что на каналах вроде ТНТ или СТС им давали возможность самовыразиться. Это сейчас проблема – режиссеры, не найдя денег на кино, уходят на телевидение. Очень жду новых проектов от творческой пары – Михаила Местецкого, который снял "Тряпичный союз", и его жены Нигины Сайфуллаевой, снявшей "Как меня зовут". Оба фильма потрясающие. Это уже абсолютно новое поколение.

Кстати, женщины замечательные в российском кино. Еще буквально несколько лет назад на "Кинотавре" говорили о появлении новой женской волны. Был очень хороший фильм "Комбинат "Надежда" Натальи Мещаниновой, которая сейчас активно работает как сценарист, и в следующем году выйдет сразу несколько фильмов по ее сценариям. Еще назову Анну Меликян, Ангелину Никонову, которая сняла "Портрет в сумерках".

Будущее – за женщинами. Это такая общая тенденция, характерная не только для российского кино.

 

"Цензура плоха в любом виде"

- Чего, на ваш взгляд, российскому кино не хватает?

- Я бы призывала российских режиссеров меньше рассчитывать на государство и больше – на себя. Потому что государство сейчас их поставило в такие условия, когда они не могут снимать что хочется. Если хочешь свободы выражения, учись выживать без государства. Хотя это очень тяжело.

- Что это, например, за условия?

- Например, список рекомендуемых тем, чтобы получить финансирование. Русские богатыри, Великая Отечественная война и др. Хорошо, если твой замысел можно подогнать под какую-то тему, а если нет?

- Как вы относитесь к нецензурной речи в кино? Нужно ли заглушать мат?

- Я против того, чтобы ограничивать автора. Если ему кажется, что это важный элемент для кино, то пусть он там будет. Но надо предупредить зрителей. В США, например, есть система возрастного рейтинга, которая строго соблюдается. И если фильм имеет рейтинг R, то на него не попадут дети до 17 лет без сопровождения взрослых и, соответственно, не услышат бранных слов.

Режиссеры – люди сознательные. Они вставляют мат тогда, когда это важная речевая характеристика героя. При этом они понимают, что если фильму присвоить возрастной рейтинг, то у него будет меньше зрителей и он соберет меньше денег в прокате. То есть это саморегулируемая система. Матерная лексика в кино -  это не то, что должно регулировать государство. Вообще, цензура, мне кажется, плоха в любом виде.


Кадр из фильма Михаила Местецкого «Тряпичный Союз»

"На сеансе в Петрозаводске было много психотерапевтов"

- Вам часто приходится бывать на международных фестивалях. Как за границей относятся к российскому кино?

- Когда я разговариваю с иностранцами, которые следят за российским кино, они неизменно восхищаются и говорят: "А вот у нас вообще нет нормальных режиссеров". Хотя у них они тоже, конечно, есть. Это почему-то везде так – пренебрежение к отечественному продукту. В России зрители ведь тоже часто скептически относятся к своему кино. Хотя наши фильмы стабильно участвуют в кинофестивалях, берут призы. А это хороший показатель для киноиндустрии в целом.

- А к европейскому кино как российские зрители относятся? Если судить, по фестивалю немецкого кино в Петрозаводске, например?

- Зрителей много, и зрители разные. По отклику людей, по тому, как они смотрят на меня из зала, я вижу, что им это интересно. Тем более что здесь нет практики рассказов о кино, в отличие от Москвы и Петербурга, где много лекториев, площадок, на которых проводятся лекции, и людям объясняют, как смотреть кино, как его анализировать и раскладывать на составляющие, как видеть контекст.

После сеанса очень многие интересуются, где найти эти фильмы. Хотят показать их своим друзьям, родственникам, всем-всем-всем.


Кадр из фильма Сони Хейсс «Хеди Шнайдер застряла»

Вот в этой программе, которую мы показали здесь и еще в нескольких городах, есть фильм "Хеди Шнайдер застряла" – трагикомедия о клинической депрессии; когда фраза "возьми себя в руки" уже не работает, потому что это медицинское заболевание, с которым не справиться без помощи психотерапевта или антидепрессантов. И оказалось, что на сеансе здесь, в Петрозаводске, было много психотерапевтов. Они потом подходили и спрашивали: "Где достать этот фильм? Я хочу показать его своим пациентам, потому что это идеальная клиническая картина"…

Беседовала Лида Панасюк

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей