Четверо карельских подростков, едва не лишившие жизни незнакомого им человека, отправились в воспитательную колонию на 2,5 года.
Верховный суд Карелии оставил в силе приговор судьи Кондопожского городского суда Елены Любимовой – за нанесение тяжкого вреда здоровью местному жителю она назначила четверым подросткам по 2,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии строгого режима. Двоих осужденных взяли под стражу в зале суда, остальные были арестованы в ходе предварительного следствия. Об этом резонансном для Кондопожского района преступлении нашему изданию рассказал сам потерпевший Андрей Иванович (по его просьбе данные изменены – прим. ред.) и его адвокат Леонид Автухович.
Но вначале расскажем о самом Андрее Ивановиче. Уже много лет он трудится на Кондопожском целлюлозно-бумажном комбинате. В связи с работой на вредном производстве раз в год он проходит врачебную комиссию, и понятно, что такие специалисты должны особенно беречь свое здоровье. Об этом знает и сам Андрей Иванович - каждую субботу, а порой и чаще, он парится в собственноручно построенной им баньке на окраине города, где с супругой и тремя детьми проживает в небольшом частном доме. У Андрея Ивановича есть дочь и двое сыновей. Причем младшего мальчика четыре года назад супруги взяли из детского дома.
"От него отказалась родная мать и когда мы с женой случайно оказались в детдоме, он стал буквально вешаться нам на руки со словами: "Возьмите, возьмите меня отсюда!" – рассказал Андрей Иванович. – Как мы узнали, незадолго до этого одна семья, ранее взявшая этого мальчонку себе, вскоре отказалась от него и возвратила в детдом. Получается, он уже два раза был отказником. Наши сердца дрогнули, и мы, пожалев мальчишку, решили взять его в свою семью. Вначале он у нас погостил и после этого никак не хотел возвращаться в детдом, плакал. Три месяца мы с супругой посещали специальные обучающие курсы для приемных родителей, в итоге жене разрешили оформить опекунство. Мальчишка оказался очень хорошим, и вся наша семья его любит, он наш, родной".
Но вернемся к произошедшей с Андреем Ивановичем беде. В тот теплый субботний вечер 16 июля прошлого года он, как обычно, хорошо натопил баньку. Помывшись в бане, он решил встретить дочь, которая отлучилась в магазин и должна была скоро возвратиться. Вечером она боялась оставаться одна на их отдаленной от центра города улице, поэтому Андрей Иванович по просьбе дочери решил пройти ей навстречу.
Выйдя из дома за калитку, он увидел, что напротив на крыше одного из гаражей тусуются четверо подростков.
"К этому времени у них давно громко играла музыка и, судя по поведению молодых людей, они были пьяные, орали, нецензурно ругались, - рассказал Андрей Иванович. – Все четверо из банки пили какую-то жидкость, очевидно, спиртное. Я по-хорошему сказал им: "Ребята, ваша громкая музыка мешает отдыхать нам и соседям. Уйдите подальше от жилых домов и там слушайте музыку". Но зря я надеялся, что подростки выполнят эту просьбу человека, по возрасту годившегося им в отцы.
Дальше произошло то, что Андрей Иванович не мог представить даже в страшном сне. Все четверо нетрезвых подростков, как стая молодых волчат набросились на него, сбили с ног и стали избивать руками, ногами и даже крепкой деревянной палкой. Вскоре мужчина потерял сознание. Обезумившие от спиртного юные негодяи и вовсе могли убить свою беспомощную жертву. К счастью, этому помешала выбежавшая на шум из дома жена Андрея Ивановича, которую один из подростков также ударил по голове. На помощь пришел и владелец одного из соседних гаражей. Он взял крепкий деревянный дрын и стал отгонять вошедших в хмельной раж подростков.
Как рассказала нам супруга Андрея Ивановича, дозвониться в полицию она не смогла, и о произошедшем там узнали от сотрудников "скорой". Быстро приехавшие по вызову медработники оказали находившемуся без сознания мужчине первую помощь и по своей связи сообщили о ЧП в полицию. Вскоре подростков, которые после избиения ими незнакомого человека, даже не попытались убежать, задержали рядом с местом преступления.
Сотрудники "скорой", видя тяжесть состояния пациента, доставили его не в местную, а сразу в республиканскую больницу. Той же ночью нейрохирурги несколько часов делали Андрею Ивановичу сложную операцию.
"Только через трое суток я вышел из комы, и когда с трудом очнулся, то увидел, что лежу в памперсе и в капельницах, - рассказал Андрей Иванович. – Огромное спасибо сотрудникам республиканской больницы, которые спасли меня от смерти, а также студентам-медикам, которые помогали мне вставать с кровати и добираться до туалета".
Как призналась супруга Андрея Ивановича, когда мужа без сознания увозили в Петрозаводск, она почти не надеялась на его спасение. Тем более, что сами сотрудники "скорой" сказали ей, что живым они его едва ли довезут и предупредили, чтобы она "готовилась к худшему".
В больнице Андрей Иванович пролежал три недели и еще месяц находился на амбулаторном лечении. И за все это время к нему из полиции никто не пришел.
"Мне ничего не оставалось, как самому пойти к следователю, которого я первым делом спросил, почему меня никто не вызывает на допрос, - с горечью рассказал Андрей Иванович. – На что следователь, даже не поинтересовавшись моим самочувствием, заявил: "Я не знал, что вы очухались". После этих его слов я даже заплакал. Через некоторое время по ходатайству моего адвоката уголовное дело по избившим меня подросткам стал вести другой следователь. А нанять адвоката моей супруге посоветовали еще в республиканской больнице. Тогда врач, поразившись, что за три недели ко мне не соизволили прийти из полиции, так и сказал жене: "Нанимайте адвоката, иначе дело могут замять!" Не знаю, насколько в моем случае это было возможно, но сам факт полнейшего безразличия со стороны полиции к моей судьбе в течение более полутора месяцев после того как меня едва не убили, считаю настоящим бепределелом".
Во время совершения этого тяжкого преступления двоим подросткам было по 16 лет, третьему – всего 15, четвертому – почти 17 лет. Все они учились в школе, трое жили с родителями, а один был воспитанником Центра оказания помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Мать одного из подростков – довольно известный в Кондопоге бизнесмен.
По информации адвоката Леонида Автуховича, ранее подростки из этой кампании были уличены в вымогательстве, грабеже, кражах, избиении. Однако, к какой-либо ответственности, их почему-то не привлекали, возможно, жалели. Только в отношении одного из них, отметил адвокат, местная полиция вынесла семь отказов в возбуждении уголовного дела, тем самым закрыв глаза на "недетские шалости". В итоге продолжавшие оставаться безнаказанными несовершеннолетние распоясались еще больше, и в результате попали за решетку.
Заседания суда, с учетом несовершеннолетнего возраста подростков, проходили в закрытом режиме. При этом, признанного потерпевшим Андрея Ивановича, его супругу и адвоката Леонида Автуховича поразило и возмутило вызывающее поведение в течение всего процесса не только самих подсудимых, которые постоянно хихикали и ухмылялись, но и других молодых людей, которые приходили на суд.
"Тревожно и печально было видеть, как развязно и, я бы даже сказал, нагло вели себя в помещении суда одноклассники и другие молодые знакомые подсудимых, - рассказал Леонид Автухович. – В перерыве, либо перед началом слушаний они подходили к подсудимым. И по репликам можно было понять, что они считают их чуть не героями, но только не преступниками".
От вызывающего поведения "малолеток" супруга Андрея Ивановича тоже испытала настоящий шок. Бедной женщине на процессе стало плохо, душно, и в зале суда на какое-то время пришлось открыть окна.
По словам наших собеседников, никто из осужденным подростков даже не извинился перед потерпевшим, не попросил прощения. Как считает Андрей Иванович, не на словах, а на деле так и не раскаявшиеся подростки, скорее всего, не ожидали, что их реально посадят. Это было заметно по их реакции на приговор.
Не так давно судья Кондопожского суда по гражданским делам Александр Дмитриев рассмотрел исковое заявление Андрея Ивановича о взыскании с осужденных либо их законных представителей в качестве возмещения морального вреда по 150 тысяч рублей. Учитывая пережитый мужчиной кошмар, его подорванное здоровье, из-за чего сейчас ему необходимо постоянно принимать дорогие лекарства, это – небольшие деньги. Однако судья, по информации потерпевшего, почему-то уменьшил сумму до 90 тысяч, а работу адвоката по гражданскому делу оценил и вовсе в 1 тысячу рублей. При том, что для рассмотрения этого дела защитнику пришлось три раза съездить в Кондопогу, встречаться с клиентом, готовить необходимые документы, выступать в суде.
Андрею Ивановичу больше всего обидно, что его пошатнувшееся здоровье и огромные душевные страдания суд оценил в такую небольшую сумму. Потому он надеется, что Верховный суд Карелии учтет это при рассмотрении его апелляционной жалобы. Как мы узнали, Кондопожский суд отправил ее в Петрозаводск 22 августа.
"Никогда не забуду, как меня убивали, - сказал Андрей Иванович. – Пережить такое не пожелаю даже этим подросткам, едва не лишившим меня жизни".
Светлана Лысенко
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание