Как жить, когда кажется, что все вокруг рушится.
В рубрике «Уроки выживания» мы делимся советами экспертов, как пройти через кризис и пережить нынешние непростые времена.
Наш гость на этой неделе Ирина Мушкатина — коуч международной ассоциации PCC ICF и бизнес-тренер. Поговорили со специалистом и узнали, можно ли найти баланс в жизни, когда неизвестно, что будет завтра.
— В Англии коуч — это двухэтажный автобус. Так, если посмотреть на этимологию слова, его значение, можно увидеть, что коуч — это тот, кто «везёт». Создаёт безопасное пространство для самого честного диалога — диалога с самим собой. Главное отличие коучинга от психологии — это его нацеленность на результат, когда вектор внимания направлен в будущее. Еще одно отличие — психология имеет дело с прошлым. Если вы задаете себе вопрос «Я хочу понять, почему это случилось» — это одна история. Терапевтическая. Понимание ради понимания — это исследование себя. Следующий шаг — когда вы поймете, в чем причина — что вы будете с этим делать.
— Мы проживаем сейчас безумно сложное и безумно интересное время. Кризис проявляет нежизнеспособные вещи. В отношениях, окружении, работе, бизнесе и т. д. Он заставляет нас смотреть туда, где нужно отпустить или перестать. В этом нет ничего страшного. Заканчивается что-то одно, появляется что-то другое. Но особенность нынешнего кризиса в том, что он затрагивает не только внешнее, но и внутреннее. Это — идеальный шторм.
Первые его проявления стали видны еще в 2020 году, в период пандемии. Когда мы неожиданно узнали, что мир — хрупкий, всё рассыпается, появляется всё больше зон, которые мы не можем контролировать. Когда человек теряет контроль, у него повышается тревога. Я работаю с руководителями, собственниками и командами и вижу это. Любой руководитель уверен на 100%, что он всё контролирует. Если эта возможность теряется, то гайки начинают закручивать еще больше. И складывается ситуация, когда внешне я продолжаю транслировать, что всем управляю, но что происходит внутренне? Какой ценой меня это дается? Если раньше человек выпивал один бокал вина, то теперь два, если раньше ложился спать в 10 вечера, то сейчас в 1 ночи… За иллюзию контроля нужно платить. Каждый платит свою цену.
— В нашей культуре поощряется терпеть. Мы гордимся этим. Говорим — мы сильные, мы это вынесем. Мозг хорошо работает на такую установку, когда он знает срок, сколько нужно терпеть. Сейчас мы этого не знаем. И это очень разрушительная история. Гормоны стресса вырабатываются, они ни во что не реализуются и начинают бить по человеку, по его здоровью. Поэтому первый шаг к проживанию, возвращению баланса в своей жизни — это разрешить себе обнажить то, что я не знаю. Так и сказать: «Я не знаю. Мне страшно». Ведь терпеть — это не равно быть сильным. При этом я не говорю слово «слабость». Потому что слабость у нас часто используется в другой коннотации. Когда мы говорим другому: «будь сильным, соберись» — мы обесцениваем другого человека и его право проживать сейчас по-другому.
Поэтому сейчас так важно допустить мысль, что есть вещи, которые от меня на зависят. Нам хочется контролировать всё — цены на нефть, экономику, политику. Люди смотрят новости по 10 часов, потому что это создает иллюзию смысла, ведь очень неприятно признаться себе, что ты его утратил. Раньше смыслы были в накоплении, созидании. Сейчас эти внешние основы повержены. Вокруг говорят: «Ну, какой смысл сейчас что-то делать, давай подождем». Стратегия Скарлетт ОʼХара из романа «Унесенные ветром» — «я подумаю об этом завтра» — укладывает сильных на диван или приводит за барную стойку.
Другая стратегия из философии Канта — делай, что должно и будь, что будет. Это тоже опора во вне. Она работает с теми, кто нашел свою личную миссию. Кто знает свое призвание. Разрушительный механизм здесь тот же — обесценивание. Какой смысл сейчас этим заниматься, если всё рушится? Это очень непросто — поддерживать каждый смысл.
Когда перестают работать предыдущие стратегии, наступает время жизни, которой не было до нас, в которой нет никаких рецептов. Время — опираться на то, что внутри.
— За последние три года не найдется человека, который бы ни сказал, что не почувствовал, что его уровень энергии изменился. У нас стала быстрее разряжаться батарейка. Это как в телефоне, когда он ищет станцию. Люди покупают энергию. Энергия сейчас — это самая дорогая валюта. У тебя может быть миллион прекрасных идей, но нет энергии, чтобы их реализовать.
Самая большая потеря энергии — это думание, размышления. Наш мозг не видит результата, а энергия раздается под него. Часто думание обессиливает человека. Только действие — неважно правильное или неправильное приносит силу. Поэтому сейчас так вредно бездействие. Чтобы энергия прибавлялась, возьмите за правило: подумал — сделал.
Подумали: «Хорошо бы помыть люстру» — пошли и помыли. В этом смысле у женщин больше возможностей, чем у мужчин. Кастрюли и сковородки, домашняя уборка — мы сразу видим результат. Видим, что контролируем. Справляемся с тревогой.
Вторая причина потери энергии — окружение. Дружба — это колоссальный ресурс. У нас у многих в этом месте большая дыра. Мы гоняемся за любовью, но не ценим дружбу. Те люди, которые не уехали сейчас из страны, признаются, что не сделали этого именно из-за окружения, из-за близких друзей. Как и в пандемию, мы видим, что разваливаются отношения, которые не являются поддерживающими. Поэтому еще один способ восполнять свой уровень энергии — иметь окружение, с которым ты говоришь на одном языке, которое поддерживает тебя, делает сильнее. И это опять про зону контроля. Я не могу контролировать других людей, но я могу выбирать с кем общаться.
И третье — это горизонт контроля в 24 часа. У меня есть две любимые присказки: «возможно» и с «достаточно большей долей вероятности». Составить план, что я могу контролировать за 24 часа, а остальное — с приставкой «возможно» или с «достаточно большей долей вероятности». Я не могу контролировать авиасообщение, но с достаточно большой долей вероятности я полечу в отпуск. Так, мы даем нашу мозгу любимые им сроки и снижаем уровень тревоги.
— Некоторые люди живут всю жизнь головой. Есть другие, кто холит и лелеет только тело. То, что мы сейчас наблюдаем — это про дух. Про силу духа. Про соединенность. Мы очень долго учились быть сильными, пришло время быть целыми, целостными. Вы замечали, как стюардессы проходят зону турбулентности? Как в танце, улавливая ритм этих движений. У нас слишком мало рационального, на что можно опереться во вне, поэтому нужно научиться принимать решения из неизвестности. Быть чуткими к себе. Слышать себя. Понимать, что делает мне сейчас хорошо. Как я могу сделать себе хорошо прямо сейчас. Это не зависит от длительности или частоты. Если мне сделали плохо, что я могу сделать, чтобы восстановить баланс — чашка кофе, погулять с собакой? Нужно постоянно следить за уровнем своей батарейки.
Жизнь и смерть всегда рядом. Если есть мир, есть и война. В мире взрослых людей присутствует всё и одновременно. Нет чего-то белого или чего-то черного. Помните мы убирали пульт от телевизора в целофановый пакет, чтобы сберечь? Сейчас многие так убрали свои сердца. Но проживать всё, что есть — это и есть способ жить.
Записала Евгения Велева
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание