Ветеран МВД Карелии Андрей Павлов поделился воспоминаниями о ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
С момента крупнейшей катастрофы — аварии на Чернобыльской АЭС — прошло уже 35 лет. В ликвидации ее последствий принимали участие сотни тысяч человек. Ценой собственного здоровья, а зачастую и жизни, они тушили пожары, эвакуировали население, строили специальные сооружения, обеспечивали общественный порядок и безопасность. Среди этих людей было немало сотрудников органов внутренних дел. Один из них — ветеран службы БЭП МВД по Республике Карелия Андрей Петрович Павлов.
В далеком 1986 году молодой юноша, увлекавшийся парашютным спортом и самбо, имел большие планы на жизнь. К тому времени он уже окончил вуз, работал по специальности, имел звание офицера запаса и по набору готовился к поступлению на службу в милицию. Документы были собраны, медкомиссия пройдена, получено направление на обучающие курсы. Все изменил звонок из военкомата. «Поступила команда отправиться в Киевский военный округ, — вспоминает Андрей Петрович. — Производился срочный призыв. Подробностей никто не говорил, но и так все было ясно. Ранним утром 7 июля я был в Киеве, получил распределение и на следующий день прибыл на ЧАЭС».
Для проведения работ на аварийном блоке и вокруг него съезжались специалисты со всей страны. Помимо военных, очень требовались строители, химики, ученые. Андрею Павлову, который имел высшее образование инженера-строителя, было поручено производство работ на объекте «укрытия», получившего неофициальное название «саркофаг». Ему достался четвертый район — это машинный зал и деаэраторная этажерка.
«Я стал одним из руководителей данного участка, — рассказывает Андрей Петрович, — в моем подчинении поначалу были одни пацаны-срочники. Работали круглосуточно по сменам: четыре смены в сутки по шесть часов каждая. Там, где уровень радиации был очень высокий, работы выполнялись строго по минутам или даже по секундам. У каждого при себе был «накопитель», с помощью которого можно было установить, какой уровень радиации набрал. После смены требовалась серьезная обработка, всю одежду меняли и тщательно смывали с себя «пыль». Того, кто «набирал» свою дозу излучения, направляли в госпиталь, а затем переводили дослуживать на другое атомное производство страны, либо увольняли в запас».
Имели место и трагические случаи. Так, один из молодых строителей из любопытства полез в запрещенную зону, а через пять дней его не стало. Еще прямо на глазах рабочих разбился вертолет. Психологическая обстановка в команде была напряженной — в казарму все приходили только поспать, ни о каком досуге речи не было. Выстоять помогала взаимоподдержка и воспитание, которое научило ответственно выполнять порученное задание. Даже техника давала сбой, что уж говорить о человеческом организме. Но о здоровье тогда мало кто задумывался — радиация не пахнет, не обжигает, она не ощущается. Всем искренне хотелось достойно выполнить задание, потому что это было необходимо людям.
«Через две недели нам пришлось переместиться из Чернобыля, где мы базировались, — говорит Андрей Павлов. — Резко повысился радиоактивный фон. Нас отправили в другую местность и поселили в бывшем пионерском лагере. Задачи оставались те же, только до работы приходилось добираться на автобусе уже не 30 минут, а около двух часов».
Всего в «горячей» точке он провел без малого три месяца. Потом был госпиталь, а затем Андрей Петрович продолжил службу уже в Томске-7 на закрытом ядерном объекте. Там он встретил свой 25-летний юбилей и нашел близких по духу людей, таких же ликвидаторов, как и он. «До сих пор со многими из них поддерживаю отношения, — рассказывает ветеран. — Теперь их становится все меньше. Даже звонить страшно, отправишь сообщение одно — второе, и если ответа нет, то…».
После увольнения из Вооруженных Сил СССР Андрей Павлов все-таки вступил в ряды милиционеров. Правда, теперь для этого пришлось приложить ряд усилий, чтобы доказать свою пригодность. Начав с должности оперуполномоченного, он прошел длинный профессиональный путь, работал на различных руководящих должностях, зарекомендовал себя как грамотный и ответственный, знающий свое дело сотрудник. Имеет ведомственные и государственные награды. Ушел на заслуженный отдых в звании полковника.
Несмотря на трудности и испытания, которые пришлось перенести в своей жизни, Андрей Павлов по-прежнему бодр духом и полон оптимизма. О том периоде жизни он вспоминать не любит, но убежден, что молодому поколению необходимо помнить историю своей страны: если не усвоить уроки прошлого, не построишь будущее.
Источник: 10.мвд.рф
Фото из архива Андрея Павлова
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание