Гостем рубрики «Кофе со сливками» стал новый глава Петрозаводска Владимир Любарский.
Владимир Любарский с первых дней работы перевернул формат общения главы Петрозаводска с жителями. Он завел страницу в соцсетях, за двое суток принял в друзья 10 тысяч человек и начал писать посты о каждом важном шаге, который совершает на посту мэра.
Любарский отвечает горожанам в личке и на стене, через свою страницу помогает находить ключи и документы, объясняет логику своих решений и советуется, как лучше поступить в той или иной ситуации. Он обедает в столовой мэрии, входит в здание администрации через дверь для посетителей и по пути разговаривает со всеми, кто к нему обращается. А еще жители Петрозаводска теперь могут встретить главу города на улице, потому что он много ходит пешком и занимается спортом на свежем воздухе.
На встречу с нами Владимир Любарский тоже пришел пешком и сказал, что пользоваться служебным транспортом будет минимально. В новом главе Петрозаводска (неожиданно!) оказалось много того, чего не было у предыдущих мэров.
- Владимир Константинович, почему раньше Вы этого не делали и, кажется, намеренно скрывали свою способность быть публичным политиком? На должности заместителя главы Карелии по внутренней политике мы Вас практически нигде не видели – ни на мероприятиях, ни в социальных сетях. Даже фотографию Вашу найти было проблемой. И вдруг…
- В этом нет ничего неестественного. Вы же помните, что еще когда я был начальником ОБНОН (отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков – прим. авт.), я никогда никому не отказывал в интервью. Журналисты чуть ли не ночевали у нас в отделе.
- Я даже помню, как Вы приходили ко мне в редакцию «Губернии» в конце 90-х и рассказывали про грибы, которые собирают наркоманы. Тогда этот незаконный бизнес процветал.
- Я тоже помню, хотя уже столько лет прошло. Это же настоящая беда тогда была, и нужно было заниматься профилактикой в СМИ…
Я раньше не «светился», потому что должность зама по внутренней политике не предполагает публичности. Формат закрытости был вызван исключительно производственной необходимостью.
- Но Вам самому как больше нравится? Испытываете кайф от того, что стали у всех на виду?
- Я искренне рад за людей, у которых теперь есть возможность поздороваться с мэром на улице, перекинуться парой слов, пообщаться, рассказать о проблемах, может, дать совет. Я вот от этого счастлив… Пока шел к вам по набережной, со мной пять человек поздоровались, двое помахали, и я им в ответ. Здорово.
- Уже стали узнавать на улицах?
- Да, конечно.
И я понимаю, что людям очень важно это общение. Прихожу в спортзал, мне улыбаются, я улыбаюсь в ответ.
- Но согласитесь, соцсети занимают много времени. Если в таком режиме с людьми общаться, надолго ли Вас хватит?
- Для меня такой формат общения не является какой-то инновацией, потому что глава Карелии Артур Олегович Парфенчиков уже опробовал его на себе. Я видел, как он работает, и просто принял эту же модель. Мы разные люди, и я не собираюсь слепо его копировать, но открытость в общении с жителями, которую он создал, по-настоящему эффективна, и я решил взять ее в качестве ориентира.
Ко всему нужно подходить с точки зрения здравого смысла. Мэр Петрозаводска не должен жить в соцсетях, это понятно. Поэтому у меня есть помощники. Они модерируют страницу и распределяют запросы по моим заместителям, курирующим те или иные направления. При этом я несу персональную ответственность за ответы, которые получают на свои сообщения жители города.
Я считаю, что формат общения в соцсетях очень важен, так как помогает понять, что волнует людей. Тот срез, который мы получили за эти дни, коррелируется с информацией, которая была у меня как у куратора Петрозаводска в правительстве. То есть я уже понимаю, что мусор и транспорт - первые и самые актуальные проблемы, которые нужно решать. И мы группируем их в блоки, чтобы отвечать горожанам предметно.
Конечно, я и сам присутствую на странице и какие-то вопросы решаю лично. Иногда это бывают даже мелкие, на первый взгляд, проблемы. В выходной обратилась женщина, рассказала, что при реконструкции и продлении дороги на улице Куйбышева возле новостроек рубят деревья. Она увидела на дереве гнездо, расстроилась, что птицы могут погибнуть. Я сам нашел подрядчика. В итоге мы выяснили, что дерево с гнездом рубить не будут. Вопрос решили.
- Ваша страница за несколько дней превратилась в городское бюро находок. Вы то ключи нашли, то бабушке пенсионное удостоверение. Может, не стоит отвлекаться на такие случаи?
- Да я не против. Мне не сложно. Я бы все это делал, даже если бы не был главой Петрозаводска.
Пускай горожане живут на этой странице, что-то обсуждают, ничего плохого в этом нет.
Признаюсь, меня очень тронула огромная поддержка горожан в соцсетях. Я вечером после работы шел в спортзал по Левашовскому бульвару и увидел молодых людей, красивых, нарядных, веселых. Они были в футболках, на которых было написано «Сын Платон», «Дочь Ариша». Узнали меня, поздоровались, сначала постеснялись, а потом догнали и говорят: «Знаете, у нас тут выпускной 4 класса, вы не могли бы нам помочь?». Они встали на крыльцо школы и запели песню, а я должен был изображать дирижера. И я с удовольствием побыл дирижером.
Это как раз к вопросу о том, что нужно людям. Людям нужны отзывчивость, внимание и уважение. И тогда будет обратная связь. Не прошел мимо, поздоровался – тебе улыбнулись. Не прошел мимо, заговорил – тебе сказали что-то полезное, может, дали совет. Не прошел мимо, помог – и тебе остались благодарны.
В этом новом мире мне необычно и интересно жить. Пишут, что романтика скоро кончится. Что я могу ответить? Я знаю, что, если не опустишь руки и не превратишься в равнодушного человека, это останется.
- Но Вы же понимаете, что существует обратная сторона медали. Пройдет год, и будут подходить с руганью. Даже если Вы сами останетесь романтиком... Готовы?
- Это объективная ситуация, от нее никуда не деться, это жизнь. Что бы ни говорили, я ко всему отношусь спокойно. Мы сами создаем себе защитную стену. Моя стена крепка.
- Когда Вам предложили пойти на мэра, Вы могли отказаться? Работа – сложная, должность – расстрельная.
- Артур Олегович Парфенчиков сказал: «Надо! Я вижу, что ты сможешь». При этом сама модель наших отношений с главой Карелии не предполагает отказов. Это не значит, что тебе приказали, это значит, что тебе доверили. И если руководитель, с которым тебя связывают давние служебные и дружеские отношения, тебе доверяет, ты можешь сказать только «Да!».
- А подумать дали время?
- А что тут думать? Это предложение совпало с моей личной мотивацией, поэтому я сразу согласился. Я почувствовал, что готов к этой работе и действительно хочу ею заняться.
Я родился и вырос в Петрозаводске, живу здесь, здесь живет моя семья, мои родители. И я помню Петрозаводск совсем другим городом. Да, город многое приобрел за эти годы, но многое и потерял. И то, что он потерял, мы в силах вернуть. Я в этом уверен.
Конечно, нам понадобится поддержка федерального центра, республики и лично главы Карелии, я на нее надеюсь. Но кроме этого, Петрозаводск может рассчитывать и на собственные силы. Многое зависит от нас самих. Равнодушия быть не должно, ведь многие проблемы решаются элементарно.
- Для Вас важно, сколько депутатов Петросовета проголосовали «за» назначение, а сколько «против»?
- Для меня важно, что практически все они пришли на сессию, то есть показали, что нужно консолидироваться. Как куратор Петрозаводска со многими я общался ранее, мы самые разные проблемы вместе решали, поэтому важно, что они проявили заинтересованность в судьбе города. Как голосовали – это уже вопрос личного выбора. Вместо необходимых 15 голосов я набрал 20, поэтому считаю результат хорошим.
После назначения мы придумали новый формат работы. Создали в Ватсапе общий чат под названием «Команда», в него вхожу я, все мои заместители и депутаты Петросовета за исключением трех человек, которые не пользуются этим приложением. Мы не разделяем Петросовет на фракции, туда и оппозиционные депутаты входят. И теперь все вопросы решаем оперативно и сообща.
- Каким должен быть мэр? Это хозяйственник или политик?
- Мэр должен быть мотивирован и должен быть внимателен. Это главные черты. Он должен быть и политиком, и хозяйственником одновременно.
Конечно, горожане ждут от мэра, в первую очередь, решения насущных хозяйственных вопросов, но и без политической части не обойтись. Та же работа в социальных сетях, что это? Ведь ее можно было бы и не вести – и все обращения получать только официальным путем. Но мы занимаемся соцсетями, потому что понимаем – это нужно людям.
- Вы сказали, что рассчитываете на помощь республики. Но политическая история в Карелии не знает хороших отношений между властями города и республики. Даже если поначалу все складывается конструктивно, на каком-то этапе наступает конфликт из-за перераспределения денег и ресурсов. Вспомните, даже Масляков с Катанандовым в итоге поругались. Как будет у Любарского с Парфенчиковым?
- Мы никогда не поссоримся. Это просто невозможно. Потому что настоящая дружба – обязывает. Как только Артур Олегович стал главой Карелии, и я вошел к нему в служебное подчинение, я ни разу не назвал его на «ты». Ни наедине, ни в кампании. И я не считаю, что это какой-то ущемляющий фактор. Когда ты дружишь со своим руководителем, ты обязан соблюдать границы, это первое, а второе – это дополнительные обязательства. Ты не можешь подвести друга. Я не могу допустить, чтобы он во мне разочаровался.
- Но Вы же помните, наверное, времена этих политических войн. Если по-настоящему защищать интересы города, конфликт с республикой неизбежен.
- Когда я встречался с депутатами Петросовета перед назначением на должность, я им сказал, что у них есть уникальный шанс поставить город и республику в единую упряжку, чтобы они двигались в одном направлении. И они этот аргумент услышали. Хотя, если разобраться, разве при Ирине Мирошник Петрозаводск ущемляли в финансировании? Большая часть средств, которые регион получил в рамках ФЦП, была отдана городу. Так что разговоры о войнах сейчас в принципе несостоятельны.
К тому же, если честно, я до сих пор чувствую себя членом правительства. Только зарплата у меня меньше стала…
- Насколько меньше?
- Не до такой степени, чтобы отказываться от должности, но ощутимо меньше… И, это, кстати, уже не в первый раз. Когда Артур Олегович позвонил мне из Москвы и пригласил работать в службу судебных приставов, моя зарплата в бизнесе в Петрозаводске была гораздо больше. Но он сказал, собирайся, поехали, и я собрал чемодан.
- Получается, Вы начали работать во многом на контрасте с Ириной Мирошник. Собираетесь проводить ревизию деятельности предыдущей команды, как-то ее оценивать?
- Уже раздаются такие предложения, но я для себя решил – никаких копаний в прошлом. Я сделал для себя отсечку – начинаю с чистого листа.
На эту тему, кстати, был знаковый случай. Я тут на днях собрался идти в Музыкально-хоровую школу, чтобы поздравить коллектив. Захотелось пойти лично, но меня осторожные люди предупредили, что грамоты успела подписать Ирина Мирошник, и посоветовали мне их не вручать. Что за чушь? Я пошел и, когда дарил грамоты, сказал: «Их подписал глава Петрозаводска и вручает тоже глава Петрозаводска. А какая фамилия там стоит – это вообще не важно, потому что чиновники меняются, а музыка вечна».
- Но Вы согласны, что в городе-то бардак? Многие петрозаводчане, согласно социологическим исследованиям, именно этим словом характеризуют происходящее.
- Во многом я с ними соглашусь. И тут никакие исследования не нужны. Мы что и так не знаем, что у нас мусор валяется возле контейнерных площадок? Или что у нас в автобусах грязно? Знаем прекрасно! Все нужды, все беды знаем.
Я как куратор Петрозаводска последние годы присутствовал на всех совещаниях по проблемам города. Помните, у меня в кабинете висела «Доска объявлений», куда я все записывал? Этот список проблем полностью совпал с данными социологии.
- Жители Петрозаводска возлагают на Вас большие надежды. Это видно, опять же, по соцсетям. Вы уже расставили для себя какие-то приоритеты?
- Понятно, что мы не сделаем все и сразу. Но есть знаковые места в городе, которые нужно приводить в порядок незамедлительно. Ту же набережную довести до ума. Чтобы здесь всегда было чисто и не торчали разваливающиеся плиты.
Рядом с тренажерами лежат четыре огромных камня. Я понимаю, что с ними что-то надо делать. Или подгонять технику, тратить деньги и вывозить, или превратить в интересный арт-объект, привлекательный для туристов, куда будут приходить и фотографироваться. Позвонил Гапановичу. Погуляли по набережной, посмотрели. Он обещал что-то придумать.
- Наведение порядка Вы начали с того, что заставили маршруточников снизить стоимость проезда с 37 до 35 рублей. А что конкретно Вы им сказали, когда закрыли двери совещания?
- На этом мероприятии присутствовали руководители контрольно-надзорных органов. И мы, посовещавшись, сказали нашим партнерам из транспортных компаний, что будем строго следовать букве закона, но если есть возможность проверить фирму от трех до пяти раз, то, конечно, проверим пять. Проверим очень требовательно… Это и явилось точкой консенсуса.
Но я не отношусь к этому как к победе. С 37 до 35 рублей – это не победа, потому что можно и дальше снижать стоимость проезда. Но люди говорят спасибо, и я понимаю, что для малообеспеченных горожан 2 рубля это тоже деньги.
- У Вас есть уже какое-то понимание, как решать транспортную проблему в Петрозаводске? Вы ведь не скажете, что мы отказываемся от троллейбусов?
- Нет, конечно… Троллейбусы мы сохраним. На меня в этом плане очень сильно повлиял разговор с Авраамом Михайловичем Склярским. Поговорив с ним, я понял, что к решению транспортной проблемы нужно подходить взвешенно, разумно и обязательно привлекать к обсуждению экспертов и общественников. Мы так и сделаем. Но пока могу выразить свое мнение: нам без троллейбусов – никуда!
И владельцам транспортных компаний я сразу сказал: с черного входа вы в мэрию не зайдете! Хотите менять транспортную схему, приходите на наши стратегические сессии, приносите презентации, мы изучим, обсудим вместе с горожанами.
- Означает ли это, что будет некий передел рынка пассажирских перевозок в Петрозаводске?
- Если под этим понимать перераспределение финансовых потоков в чьих-то шкурных интересах, то этого не будет. И надо понимать, что мы же не находимся с маршруточниками в контрактных отношениях. У них есть лицензия и свидетельство, а город находится в заложниках этой ситуации, потому что их нельзя отозвать или прекратить. Вопиющих ошибок они стараются не совершать. Так что передела рынка не будет - нечего «переделывать».
Подход и транспортную схему нужно менять, но делать мы это будем исключительно в интересах горожан и открыто.
- Аналогичная ситуация с нашим подрядчиком по уборке города и содержанию дорог. Вы оставите «ТехРент»?
- Город убирается не очень хорошо, это факт. Но когда говорят: давайте этих выгоним, придут другие, наступит счастье, я в этом сильно сомневаюсь. Если одна компания убирает улицу за 100 рублей, а придет другая и будет убирать за 50 рублей, я не думаю, что это будет качественно.
Однако у меня есть претензии к самой структуре моно-подряда. Когда весь город убирает один подрядчик, и абсолютно все от него зависит, - это неправильно. И я думаю, мы придем к тому, чтобы эту схему изменить.
Когда город убирает одно юридическое лицо, и у него многолетний контракт – разговаривать очень тяжело. Когда конкуренция, и несколько компаний, причем местных, уже можно как-то договариваться.
Понятно, что нам нельзя допустить никакого коллапса. И я думаю, что в итоге мы добьемся желаемой ситуации. Во-первых, нам нужно минимизировать присутствие компаний, не имеющих в Карелии никаких корней. Во-вторых, будем допускать только социально ответственный бизнес. В-третьих, - работать будем только в условиях конкуренции.
- А в какие сроки Вы планируете изменить структуру подряда?
- Времени у нас нет. В этом году мы должны принять решение. Или продолжаем жить с «ТехРентом», что я считаю маловероятным, или находим другую схему.
Заходить в сезон в сегодняшних условиях – значит еще раз пережить то, что было этой зимой. Не думаю, что горожане нам это простят. Я считаю: нельзя оставить все, как есть.
- Появились слухи, что Ваши замы уволились на один день, чтобы получить «золотые парашюты». Расскажите, как было на самом деле. Почему Вы решили их оставить в итоге?
- «Золотых парашютов», дополнительных окладов никто при увольнении не получал. Они уволились одним днем, и были назначены тем же днем. Теперь меня все спрашивают, почему я их реально не уволил. На самом деле я протестировал их желание начать работу с чистого листа, в интересах жителей Петрозаводска, со мной в одной команде. Я сказал своим замам, что готов работать с теми, кто готов работать со мной. Считаю, что 6-месячный тест для них – это было нужно. Я посмотрел, кто как себя повел, консолидированное решение было таким, что все согласились работать.
Что будет дальше? Посмотрим. Подход, давайте их всех выгоним, мне кажется несправедливым. Пусть каждый использует свой шанс.
- Правда ли, что кабинет председателя Петросовета Геннадия Боднарчука Вы забрали под нужды администрации, и теперь там работает первый заместитель главы Инна Колыхматова?
- Да, это так. Когда-то этот кабинет использовался первым замом главы, если помните, там работал Евгений Журавлев, и мы просто вернули все в первоначальный вид. Коллеги из Петросовета согласились, что для повседневной работы первому заму этот кабинет нужнее: идет большой поток людей, там есть возможность проводить сложные совещания. Теперь кабинеты мэра Петрозаводска и председателя Петросовета напротив друг друга. Он может оперативно зайти ко мне, я к нему.
- Собираетесь брать на работу кого-то из своих друзей, родственников, знакомых? Как Вы в принципе к такому относитесь?
- У меня на сегодняшний день вообще нет никаких планов по изменению кадровой ситуации в администрации. Пока не вижу такой необходимости.
Я делю дружбу и службу. Если ты друг и специалист, занимай эту должность и работай. Если ты друг, но не специалист, я скажу, извини, не могу взять.
А спрос в этом плане жесткий. Я прошел хорошую школу, вырастал в коллективе, где начинал с рядового сотрудника. При этом, знаю и понимаю, как сохранить дружбу в рамках служебных отношений.
- Как бы ни было, Вам придется резко поменять свою жизнь. Думаю, что уже не будет времени на спорт, путешествия и т.д. Вы к этому готовы?
- Уже сейчас я больше загружен. Когда я вчера вечером вернулся после пробежки обратно в мэрию, в ней уже никого не было, кроме охранника. Когда я в полдевятого уходил домой, и его уже не было, пусто. Это я не к тому, что призываю сотрудников сидеть и тоже не уходить, пока их руководитель на работе… Я готов работать 16 часов в сутки, а 24 точно не готов. Стараюсь избегать недосыпания. Но спорт я все равно не брошу, без него никуда. Так что буду выкраивать время либо до работы, либо после. Если ты без спорта остаешься, у тебя производительность труда снижается, это факт.
Сейчас я занимаюсь в спортзале с 7 до 8 утра, вечером могу пробежаться, а в выходные катаюсь на каяке.
- А как же правильное питание, на котором Вы так похудели? В столовой мэрии, я предполагаю, не совсем здоровая еда.
- Почему Вы так решили? Я там ем, и все очень вкусно и полезно. Мне, правда, кроме супа и куска хлеба на обед ничего и не нужно. Я сегодня поел щи с квашеной капустой и сметаной, кусок хлеба, и доволен.
Я на дробном питании ем 6-8 раз в день понемногу, не давая себе проголодаться. Ты постоянно должен что-то закидывать в себя, чтобы не возникало чувство голода. Как только оно возникает, ты съедаешь больше, чем необходимо, и все, пиши пропало. Надо налегать на белок, минимизировать простые углеводы. Вот и весь секрет.
Беседовала Наталья Захарчук
Как всегда, селфи на память.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание